Атырау, 29 марта 02:00
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Три красивых старости

4 912 просмотров
Старость у всех разная. Но некоторые стареют так, что остальным остается лишь завидовать белой завистью. Нам бы в их годы такую активность и ясность ума!
Тулеген Законович:Работа прежде всего!

Три красивых старостиТулегена Законовича ИЩАНОВА у нас знают все. Он славится тем, что любому человеку, даже практически неграмотной старушке из дальнего аула, может доходчиво объяснить самый мудрёный закон.
А много ли сейчас специалистов, компетентных не только в своей, но и смежных областях и при этом умеющих хорошо контачить с людьми? Тулеген Законович всегда внимательно выслушает и даст подробное разъяснение или посоветует, к кому нужно обратиться. Не поленится затем позвонить к посетителю и узнать, чем закончилось его дело. Редкий человек, что уж там говорить.
…Работать он начал рано, в 16 лет уже преподавал казахский язык и литературу в школе. За партами сидели разновозрастные ученики – детишки хотели играть со своим учителем, а кто-то был гораздо старше него – война не дала им вовремя получить образование. Дети той поры взрослели рано. Да можно сказать, что у них и детства-то толком не было. В третьем классе отец, который был заведующим складом в школе и по совместительству кварткомом, это что-то вроде советского ЖЭКа, взял Тулегена к себе помощником. За окном бегали его сверстники, а он заполнял анкеты жильцов. Но он на отца не в обиде, ведь это занятие воспитало в нем усидчивость, внимание и любознательность.
– Я всю жизнь работаю с людьми и ни разу ни с кем не конфликтовал. А всё потому, что всегда ставил себя на место других. В работе с людьми нужно быть терпеливым. И главное – жить нужно, думая, – делится своим жизненным кредо Тулеген ага. Именно поэтому он всю жизнь учился, сначала закончил педагогическое училище, затем получил три высших образования. Отличник народного просвещения. И жена его тоже педагог. Вместе они воспитали четверых детей, всем дали главное, как они считали – воспитание и образование. Трудовой стаж Тулегена ага – 62 года. Кем он только не был: учителем, директором районного дома пионеров, директором семилетней школы, заведующим кабинетом областного института усовершенствования учителей, помощником председателя Гурьевского облисполкома по вопросам образования, здравоохранения и культуры, председателем областного комитета профсоюза работников просвещения, директором областной общеобразовательной заочной средней школы.
А с 80-го года он вплотную занялся вопросами социального обеспечения, работал начальником областного выплатного центра, заместителем начальника областного управления социального обеспечения. И до самой пенсии трудился в родном облсобесе, как по привычке называют это учреждение посетители. Впрочем, отдыхать на пенсии он не стал. Кто, если не он, сможет разъяснить пенсионные и трудовые вопросы, даст консультацию по незаконному увольнению и расскажет, какие документы нужно собрать, чтобы сделать перерасчет пенсии.
– Многими вопросами собес уже не занимается, их перераспределили в ведение ГЦВП, Департамента министерства труда и т. д. Но люди по старой привычке идут ко мне, потому что где-то что-то не поняли или им нормально не объяснили. Я в чужую работу не вмешиваюсь, но объясняю людям, как должно быть по закону.
На вопрос о других увлечениях кроме работы, Тулеген ага даже слегка растерялся – он всю жизнь был увлечен своим делом, растил детей, внуков, на другое просто не оставалось времени. Всей своей жизнью он заслужил уважение окружающих и любовь родных. И потому его имя по праву занимает место в энциклопедии «Лучшие люди Казахстана».

Юрта для любимой бабушки

Три красивых старостиЖамал аже ТЕМИРТАШЕВА, несмотря на почтенный возраст, ни минуты не сидит без дела. Готовит, шьет, вяжет своим многочисленным внукам и правнукам обновки. Со стороны и не скажешь, что бабушке уже 82 года. Это у неё от покойной матери, которая не дожила до 100-летнего юбилея всего три года. И до самого ухода была активная, хотя жизнь, мягко говоря, её не баловала: в 35 лет осталась вдовой, мужа убили на фронте, одна поднимала шестерых детей. Жамал – вторая дочь в семье, после нее четверо братьев. Мать старалась дать образование пацанам, чтобы они выбились в люди, а ей сказала: «Ты, девочка, выйдешь замуж, будешь ухаживать за мужем и детьми, хранить семейный очаг, а в институтах этому не учат». Как в воду глядела. Жамал стала такой хозяйкой, каких поискать. И работать успевала, и пятерых детей растить, и за дачей ухаживала. А какие пироги пекла: с вороняжкой, баклажанами, в ход шло всё, что росло на даче! Из чего хочешь могла сотворить кулинарный шедевр и даже в тяжёлые 90-е накрывала такой дастархан, который удивлял самых привередливых гостей.
– И кто вас, ажей, в простом ауле всему этому научил? – удивляюсь я.
– Жизнь заставила, не зря в народе говорят: голь на выдумки хитра.
Детство её пришлось на страшную пору – из еды только арбузы и тыква. С тех пор она может приготовить из них десятки блюд – и варенье из арбузов варит, и солит их, а уж о тыкве и говорить нечего. Мыло варила из костей, травы и золы, потом меняла его на хлеб. Муку делала из травы. У русских беженцев научилась делать запасы на зиму. После школы бежала домой, где ее ждала куча дел. С раннего утра мать уходила на работу, а на ней оставалось хозяйство и братишки. В то время маленькие дети часто умирали от голода, холода и болезней. Чтобы уберечь братишек от холода, она буквально постоянно носила их на себе. Одного привязывала на спину, другого к груди, и вперёд – доить коров, копать картошку, вязать теплые вещи для фронта. И потом жизнь ее не баловала, а вот она своих детей - да. Всё старалась им блюдо повкуснее приготовить и в одёжку покрасивее одеть. Только где в то время возьмешь столько хороших вещей на пятерых детей? Вот и приспособилась сама для них шить и вязать. До сих пор иголку из рук не выпускает. Погостила у одного внука – нашила ему корпешек из верблюжей шерсти, правнучке модный берет связала, поехала к другому внуку – наварила ему варенья. И они в ней души не чают. Справили любимой бабуле 80-летний юбилей и юрту подарили. Юрта – это мечта всей её жизни, как воспоминание пусть о нелегком, но все равно хорошем детстве, о любимой матери, рано ушедшем отце. Да и занятие на старости лет. Всё внутреннее убранство юрты она сшила сама – вышло на загляденье, всё такое яркое, с национальными мотивами.
– Чтобы здоровье сохранить, нужно не лениться, и на людей обижаться не стоит, не надо ссориться, – такова философия долголетия Жамал аже.

От старости – на роликах

Три красивых старостиПерсональный пенсионер областного значения, ветеран геологоразведки, труженик тыла Багитжан КУСНИЕВ может служить молодежи примером не только самоотверженного труда, но и позитивного отношения к жизни и заботы о здоровье. Сколько себя помнит, всегда дружил со спортом. Чем только не занимался: и бегом, и боксом, и гимнастикой, а зимой обязательно катался на коньках и детей своих приобщал – дочку и сына. Почетное место в квартире занимают гимнастическая стенка и гантели, как только выпадала свободная минута – он к ним. А выкроить время для здоровья удавалось не всегда. Детские годы, как у всех его сверстников, пришлись на военное и послевоенное время. Помогал в колхозе и дома по хозяйству – пас телят, косил сено, но и в школе успевал на отлично. Директор посоветовал матери отправить способного мальчишку на учебу в город. Так он попал в Гурьевский нефтяной техникум, а после его окончания работал в геофизической экспедиции. Оттуда ушел в армию, служил на Тихоокеанском флоте. Тогда на флоте были такие учебные комбинаты, где служивых готовили по разным специальностям. Багитжан ага закончил электромеханическую школу. Через годы это помогло ему без труда поступить в Губкинский нефтяной институт. Но мать болела, и ей трудно было поднимать двух младших детей, так что пришлось Багитжану перевестись на заочное. Зато его дипломная работа долгое время служила учебным материалом для следующих поколений студентов. Это потому что писал он её, опираясь на свой собственный опыт, как-никак не один год провел в поле, прошел путь от помощника бурильщика до мастера, дело знал от и до. Много лет он проработал в Казнефтегазразведке, о работе геолога и о тампонажной службе, которую возглавлял, может рассказывать часами.
– Это очень интересный труд, я бы сказал научный, – уверен автор многих рационализаторский идей.
Даже выйдя на пенсию, Багитжан ага остается в строю. Он возглавлял Совет ветеранов труда нефтяников и геологов и до сих пор на общественных началах руководит региональной комиссией общественного фонда «Мунайши». За многолетнюю трудовую и профсоюзную деятельность отмечен в энциклопедии «Казахстан мунайгеофизика».
Социальной активности ему хватает, вот здоровья бы чуть больше. В санаториях, где он раньше отдыхал, врачи настоятельно рекомендовали всем пациентам кататься на роликах – очень для здоровья полезно. И вот когда его прошлой весной серьезно прихватило, он вспомнил совет врачей. А что, асфальт сейчас в Жилгородке что стекло – кататься одно удовольствие. Местные роллеры с удовольствием приняли его в свои ряды. Когда он пешком прогуливается по набережной с супругой, обязательно подходят, здороваются и интересуются, почему он сегодня не на роликах. Между прочим, он уже не один такой.
– Подходят ко мне такие старики, как я, расспрашивают. Я слышал, что в Привокзальном сейчас один пенсионер катается, и в Жилгородке есть тоже. Только мы с ним никак не встретимся. Видимо, то я болею, то он. Ну, ничего, мы от болезней на роликах убежим, – улыбается Багитжан ага.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото автора

30 сентября 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz