Атырау, 29 января 10:15
Днём ясно+4, вечером +3
Курсы Нацбанка: $ 380.84  € 419.50  P 6.05

FAQ on EITI

3 января 2008 в 00:00
FAQ on EITIНазвание статьи, конечно же, переводится совсем не так, как вы сначала подумали, FAQ это часто употребляемая аббревиатура английского словосочетания Frequently Asked Questions, что переводится как “часто задаваемые вопросы”.
Аббревиатура EITI означает Extractive Industries Transparency Initiative, на русский язык переводится как “инициатива прозрачности в добывающей промышленности”.
Вопросы задаёт Макс БОКАЕВ – региональный координатор Коалиции НПО РК «Нефтяные доходы под контроль общества!»
На вопросы отвечает Малик ИСАБЕКОВ – член Национального Совета по реализации ИПДО в РК
Кто «проявил» Инициативу?
Инициатива Прозрачности в Добывающей Промышленности была провозглашена премьер-министром Великобритании Тони Блэром в сентябре 2002 г. на саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Ее целью было заявлено достижение прозрачности информации о платежах добывающих компаний правительствам стран, обладающих богатыми природными ресурсами, и о доходах, полученных правительствами от этих компаний.
В чём суть Инициативы?
EITI выступает за добровольное раскрытие информации о доходах от добывающих отраслей промышленности. В настоящее время коалиция «Публикуй, что платишь!» активно вовлечена в процесс реализации EITI на международном и национальном уровнях – через своих представителей в составе международного Правления EITI и соответствующих национальных комитетов.
Коротко, суть EITI заключается в следующем: добывающие компании должны раскрыть информацию о размерах своих налоговых и неналоговых, денежных и натуральных платежей правительствам и государственным компаниям тех стран, в которых они осуществляют свою деятельность. В свою очередь, правительства этих стран должны публиковать отчеты о доходах, получаемых ими от добывающих компаний. И та, и другая информация должна обрабатываться и проверяться независимой третьей стороной при активном участии представителей гражданского общества и публиковаться в форме, понятной широкому кругу граждан.
Какие страны присоединились к Инициативе?
За прошедшие годы EITI в той или иной степени поддержали правительства и компании многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Полный список стран, в той или иной степени вовлеченных в процесс реализации EITI, размещен на сайте http://www.eitrans-parency.org
Что такое Прозрачность, зачем нужна Прозрачность, можно ли прожить без Прозрачности?
Решение многих проблем сегодняшнего дня, таких, как высокие темпы инфляции, безработица, низкий уровень освоения бюджета, социальное неравенство, неудовлетворительное состояние системы здравоохранения и образования, загрязнение окружающей среды, неудовлетворительная охрана труда, зависит от эффективности управления доходами от добывающей промышленности. Однако невозможно рассуждать об эффективности управления доходами без наличия точной информации о том, какие именно доходы поступают в распоряжение государства в соответствии с условиями контрактов, заключенных государством с недропользователями. Всем известно, что непрозрачность способствует возникновению коррупции, а коррупция, в свою очередь, снижает экономическую эффективность любой программы. Следовательно, прозрачность информации о доходах и надлежащий гражданский контроль над использованием поступающих средств являются основой устойчивого социально-экономического развития. Таким образом, казахстанский народ как собственник недр должен быть уверен в том, что все платежи добывающих компаний поступают в распоряжение государства своевременно и в полном объеме. Для этого необходимо обеспечить высокий уровень прозрачности и подотчетности в области управления доходами от добывающей промышленности.
Почему только добывающая промышленность?
В последние несколько лет валовый внутренний продукт (ВВП) Казахстана растет со среднегодовым темпом 10,3%. Значительный вклад в формирование ВВП вносит добывающий сектор, прямые нефтяные доходы составляют до 30% бюджетных доходов (а с косвенными до 60%), и 60% прямых иностранных инвестиций направляются в добывающие отрасли промышленности. Все это придает особую значимость сектору добывающей промышленности.
Что делается на республиканском уровне для реализации Инициативы?
В июне 2004 г. группа казахстанских неправительственных организаций (НПО) объединилась в Коалицию «Нефтяные доходы – под контроль общества!». На пресс-конференции в г. Алматы, созванной для презентации целей и задач Коалиции, члены Коалиции обратились к Правительству и добывающим компаниям с призывом к скорейшему присоединению Казахстана к EITI.
За первые несколько месяцев своей деятельности количество членов Коалиции увеличилось с 16 до 43 НПО. В настоящее время Коалиция насчитывает 60 членов. Под провозглашенными целями объединились самые разные НПО из всех регионов Казахстана: экологические, правозащитные, молодежные и др. Таким образом, Коалиция быстро превратилась в мощный рупор гражданского общества, призывающий правительство Казахстана и добывающие компании к большей прозрачности.
Параллельно с деятельностью Коалиции, дипломатические миссии стран, поддерживающих EITI, и ряд международных финансовых институтов, таких, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, вели активные переговоры с Правительством Казахстана и добывающими компаниями, убеждая их оказать поддержку EITI.
В результате этой активной деятельности в апреле 2005 г. Правительство объявило о создании межведомственной рабочей группы по выработке рекомендаций и определению позиции Казахстана в вопросе о реализации инициативы. 14 июня 2005 г., выступая на открытии Международной бизнес-конференции в Алматы, Президент Казахстана заявил, что EITI имеет «полную политическую поддержку руководства Казахстана». С этой даты и ведется отсчет реализации EITI в нашей стране. Коалиции «Нефтяные доходы – под контроль общества!» на тот момент исполнился ровно год.
Также на республиканском уровне функционирует Национальный Совет заинтересованных лиц, который, являясь основным органом по реализации ИПДО, предоставляет Коалиции реальную возможность влиять на процесс реализации EITI. Национальный Совет также задуман как форум, в рамках которого будут продолжены переговоры сторон по обеспечению большей прозрачности. Согласно Положению о Национальном совете заинтересованных лиц, все его решения и рекомендации должны приниматься исключительно на основе консенсуса (то есть, только при единогласном голосовании). Добившись консенсуса, Коалиция подписала Меморандум 9 декабря 2005 г. в г. Атырау.
После подписания Меморандума и учреждения Национального совета, в который вошли представители Коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества!», ситуация должна была перейти в рабочий режим разработки и обсуждения форм отчетности и сроков их публикации.
Однако начавшаяся в конце 2005 г. деятельность в рамках Национального Совета показала, что этот консультативно- совещательный орган не выполняет всех возложенных на него задач.
Конструктивной работе Национального совета во многом препятствует постоянная смена присутствующих членов Национального совета и их заместителей, нередко заседания проходят в отсутствие необходимого кворума, и голосование приходится проводить позднее в электронном режиме. Создается впечатление, что многие представители сторон Меморандума фактически игнорируют заседания Национального совета. Такое отношение к реализации EITI наводит на мысли о том, что некоторые участники Меморандума в свое время просто использовали EITI в собственных пиар-целях.
В настоящее время в преддверии опубликования первого отчета НС активизировал свою деятельность, и мы надеемся, что в 2008 г. он оправдает свое громкое название.
Повлияет ли реализация Инициативы на международный имидж Казахстана?
Безусловно! Немаловажным фактором для интеграции стран ЦА является степень доверия, которой будет способствовать открытость и прозрачность поступлений в бюджет. Степень участия гражданского общества в бюджетных процессах для Центрально–Азиатских стран – это не менее важный показатель и процесс демократизации общества, чем свобода слова и честные выборы, а сегодня это, возможно, наиболее реальный путь для интеграции в цивилизованное мировое сообщество. И самое главное, ЕITI выступает как инструмент достижения устойчивого развития для стран региона (1-ый принцип Инициативы прозрачности), так как процессы интеграции наиболее эффективно развиваются в стабильной системе.
Что делается на областном уровне для реализации Инициативы?
Надо сказать, что большую активность проявляют общественные организации нашей области, и это не удивительно, так как членами вышеупомянутой Коалиции являются более двадцати НПО из Атырауской области, то есть треть ее состава. Активность государственных органов не так велика, но и здесь есть подвижки. Недавно состоялась очень результативная встреча представителя Коалиции с первым заместителем акима области господином Енсенгеновым, итогом которой стала договоренность о создании областного координационного совета по реализации ИПДО.
Со стороны добывающих компаний мы пока не наблюдаем желаемой активности, но, думаю, что это вопрос времени. В январе будущего года мы планируем проведение Круглого стола, посвященного созданию областного координационного совета, для участия в нем мы обязательно пригласим представителей добывающих компаний. И постараемся убедить их в том, что реализация ИПДО в Атырауской области будет доведена до логического конца. В конце апреля 2008 г. в Атырау будет проведена Международная конференция по проблемам реализации ИПДО, организуемая Всемирным Банком и атыраускими НПО, членами Коалиции. Это большая честь для нашего региона и заслуга атырауских НПО, наиболее активных членов Коалиции.
Как могут граждане РК участвовать в реализации Инициативы?
Одним из главных препятствий для успешного продвижения Инициативы прозрачности является недостаточная информированность населения РК о существовании самой Инициативы и о ходе ее реализации. Здесь большое поле деятельности для НПО. Но для полномасштабной и эффективной работы в этой сфере необходимо наличие существенных ресурсов, которыми НПО не обладает.
Для проведения тотальной информационной компании в масштабе всей республики необходимо объединить усилия всех сторон: государства с его административными ресурсами, добывающих компаний с их финансовыми возможностями и общественные объединения с большим человеческим потенциалом и опытом неформальной работы с населением.
Но только подобная информационная компания будет одним их главных индикаторов успешности реализации Инициативы. Так как до сих пор участие гражданского сектора в реализации Инициативы ограничивалось активной деятельностью в рамках Национального Совета и отдельными мероприятиями, проводимыми Коалицией ОО «Нефтяные доходы – под контроль общества!».
После опубликования первых форм отчетности, необходимо проведение серьезной информационной компании по доведению до гражданского общества результатов отчетов в доступной и понятной для него форме. Сами отчеты представляют из себя только налоговые графы и цифры с большим количеством нулей. Но за этими цифрами скрываются экономические условия благосостояния всего нашего общества. Вот эту внутреннюю сущность этих цифр в понятной форме нужно донести до каждого казахстанца.
То есть, если каждый житель нашего государства поймет простую вещь, что доходы от добывающей промышленности, как основной бюджетообразующей отрасли, являются основой его благосостояния, то интерес к Инициативе, которая стремится сделать этот процесс открытым для него самого (жителя), должен быть обеспечен.
А если граждане РК поймут другую простую вещь, что Национальный фонд, который формируется из выплат добывающей промышленности, в конечном счете принадлежит им (и их детям) по определению (Фонд же – национальный), то он заинтересуется – сколько там средств, в какие финансовые инструменты они вложены и кто и как ими распоряжается. И третий момент, если граждане РК смогут принять участие в распределении этих средств, то из общего теоретического интереса каждый должен почувствовать свою практическую сопричастность к продвижению ИПДО, прозрачности формирования и расходования бюджета.
Когда состоится опубликование первого отчета об Инициативе в РК?
Первый отчет был презентован на заседании Национального совета в понедельник 24 декабря – историческая дата для ИПДО в РК. В ближайшее время он появится на сайте нашей Коалиции.
Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

5764 просмотраНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3