Атырау, 20 апреля 04:25
 ясноВ Атырау +27
$ 446.49
€ 475.38
₽ 4.79

Генпрокуратура призывает к войне с браконьерством(дополнено)

8 766 просмотров
Генпрокуратура призывает к войне с браконьерством(дополнено)В среду, 14 июля, в Атырау высадился внушительный десант из руководителей республиканских правоохранительных органов. Кроме того, приехали министр сельского хозяйства Ахылбек КУРИШБАЕВ, мажилисмены и др. Возглавил делегацию Генеральный прокурор РК Кайрат МАМИ (на снимке). А в четверг гости приняли участие в расширенном совещании в облакимате. Главная тема совещания – катастрофическая ситуация с осетровыми, поголовье которых в настоящее время находится на грани исчезновения.

ЛОВИТЬ НЕЛЬЗЯ, А КУШАТЬ МОЖНО?

С главным докладом выступил заместитель Генпрокурора Асхат ДАУЛБАЕВ. Он привел такие данные: по сравнению с 1970-ми годами, в 2009 году в Урало-Каспийском бассейне выловили рыбы в 162 раза меньше. Поголовье осетровых снизилось и за последние 5 лет: 2005 году промышленные запасы составляли 326 тонн, а в 2009 году – в 2 раза меньше.
Главная причина сокращения популяции – браконьерство. Теневой оборот в этом нелегальном бизнесе составляет более 3 млрд тенге ежегодно, тогда как в казну государства от продажи рыбных ресурсов поступают совсем небольшие суммы.
Общеизвестно, что несмотря на запрет на лов осетровых, в Атырау без затруднений можно купить «красную» рыбу и черную икру. Как подметил зампрокурора, осетрину готовят во всех уважающих себя ресторанах, и ни одно торжество не обходится без рыбных деликатесов. По словам А. Даулбаева, одними правоохранительными методами сложившуюся ситуацию исправить нельзя: «Нужно переломить сознание местного населения и активно осуждать истребление осетровых. Иначе получится, что после коллегии все разойдутся и сядут за столы, накрытые осетриной и икрой».

БРАКОНЬЕРОВ КРЫШУЮТ ВСЕ…

Далее Даулбаев изложил своё понимание причин массового браконьерства в прибрежных поселках и почти неприкрытого покровительства со стороны правоохранительных органов. Конечно, изложенные им факты не станут откровением для атырауского читателя.
По словам докладчика, основная часть работоспособного населения поселков Жанбай, Забурунье и Амангельды не работает, а за пособиями по безработице обращаются единицы. Следовательно, население просто не нуждается в работе, предпочитая заниматься незаконным промыслом рыбы. Преступность в этом районе выросла в последние годы – на 130%, а технической оснащенности браконьеров можно только позавидовать. Браконьеры на скоростных «байдах», разгоняясь до 100 км/час, легко уходят от преследования агентов рыбоохраны, которые на своих судах передвигаются с максимальной скоростью 30-40 км/час. Аналогичные проблемы с дефицитом плавсредств и слабомощностью имеющихся судов у пограничников. Все 9 кораблей погранслужбы применяются изредка. Между тем зарубежные браконьеры, как правило, прекрасно оснащены и вооружены.
Только за день, во время рейда по морю, инициированного прокуратурой, задержано два азербайджанских промысловых судна «Далга» и «Дельфин» с 93 ящиками запрещенных к применению снастей «колада» на борту. При попустительстве погранслужбы эти браконьеры на заповедной и особо охраняемой территории нашего государства добыли 649 осетровых, общий вес которых составляет более 22 центнеров.
Докладчик привел примеры покровительства браконьерам. В марте этого года на посту «Рубеж» из салона машины рыбинспектора КАДЫРОВА дорожная полиция изъяла 43 тушки осетровых общим весом 150 килограммов. В июне пограничный патруль в акватории Каспийского моря задержал судно ПТС-102, принадлежащее ТОО «Жан и Компания», из которого изъято 8 ящиков запрещенных снастей. Занятно, что на борту браконьерского судна был обнаружен рыбинспектор Актауского отдела, который объяснил, что из-за непогоды остался на судне переночевать. А в прошлом году на трассе Атырау – Астрахань рыбный груз в «Газели» сопровождал сотрудник финполиции.
По словам Даулбаева, работа правоохранительных ведомств сведена лишь к выявлению незаконного лова частиковых пород. С начала года 313 сотрудников рыбоохранных органов Атырауской и Мангистауской областей изъяли у браконьеров менее 4 тонн осетровых, или всего по 9 кг изъятой рыбы на одного сотрудника.
Кроме того, рыбинспекторов уличили в «крышевании» местных браконьеров. В Исатайском и Жылыойском районах инспекторы стараются регистрировать нарушения вне территории района. К примеру, из выявленных 135 нарушений, зафиксированных Жылыойскими рыбинспекторами, лишь 2 факта зарегистрированы на территории самого района, остальные – на территории города Атырау. Аналогичная картина в Исатайском районе. Прокуратура сделала вывод, что такую картину иначе как нежеланием ссориться с местными браконьерами не объяснишь.
Представитель прокуратуры отметил, что между ведомствами, ответственными за охрану рыбных ресурсов страны, нет взаимодействия, и это браконьерам только на руку. А в ряде случаев, как это было в Мангистауской области, правоохранительные органы вступают в открытый конфликт друг с другом. В операции «Бекіре» не участвуют таможенники, хотя большая часть теневого оборота уходит за рубеж. Несмотря на то что преступная добыча осетровых давно приобрела организованные формы, целенаправленной и результативной работы по противодействию рыбно-икорной преступности не ведётся. Так, за 2009 год и истекший период этого года не пресечена деятельность ни одной преступной группировки. Аналогично правоохранительными органами не выявлено ни одной транснациональной организованной группы, хотя значительная часть незаконной добычи переправляется за границу.

МИНСЕЛЬХОЗ МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ….

Критике подверглась работа Минсельхоза. Ее деятельность назвали неэффективной и неадекватной.
В статье «АЖ» №26 «Ловить весной иль не ловить – вот в чём вопрос» мы рассказывали, что в начале года правительство запретило промысловое рыболовство во время весеннего нереста. Запрет коснулся не только осетровых, но и частика, за счет реализации которого и продуктов его переработки кормятся многочисленные рыболовецкие кооперативы. Однако, несмотря на законодательный запрет, в этом году кооперативы ловили, как и раньше. На недавнем совещании в облакимате было заслушано мнение ученых, которые заявили, что запрет на весенний лов частиковой рыбы ухудшит экологическую ситуацию и экономическое положение рыбаков. На совещании председатель комитета рыбного хозяйства Юрий РОМАШОВ, привлеченный Генпрокурором к ответу, робко и невнятно попытался объяснить, почему не был запрещен весенний лов.
– И это говорит представитель ведомства, которое должно быть заинтересовано в сохранении и увеличении рыбных запасов! Ваши утверждения, что осетровых не ловили, не выдерживают критики. Если вся река перекрыта сетями, то как осетровые пройдут сквозь них? – заметил К. Мами.
По мнению прокуратуры, из-за многочисленных сетей путь к нерестилищам для осетровых был закрыт. И значительная часть осетровых, шедших на нерест, попала в сети промысловиков. В то, что рыбаки ее выпускают из сетей, верится с трудом.
Кроме того, прокуратура считает, что квоты для научного лова предельно завышены. В прошлом году на проведение научно-исследовательских работ в Урало-Каспийском бассейне рекомендовано изъятие 676 тонн, что согласовано с государственной экологической экспертизой. Несмотря на это, приказом Урало-Каспийской бассейновой инспекции рыбного хозяйства лимит на научно-исследовательские работы был утвержден в объеме 4 045 тонн, что в 6 раз превышает действительные потребности.
Только после указания Координационного совета право-охранительных органов Минсельхоз пересмотрел лимит в сторону уменьшения – в этом году он составил 318 тонн, в том числе всего 1 тонна осетровых.
Минсельхоз также обвинили в бессмысленном уничтожении осетровых под предлогом получения из них икры для воспроизводства. Вместо применяемой в осетроводстве развитых стран технологии «доения» самки осетра, после которого рыбину выпускают обратно, в Казахстане для получения икры используют химпрепараты, после применения которых рыба гибнет.
По Атырауской рыбинспекции: было отмечено, что сети браконьеров выставляются в нескольких десятках метров от постов рыбинспекции. За последние 2 года инспекцией не проведено ни одной проверки объектов, где хранится и перерабатывается рыба. Несмотря на многочисленные нарушения, в том числе повторные, ни одно рыболовецкое хозяйство не лишилось права на пользование рыбными ресурсами. Из-за отсутствия контроля со стороны инспекции, все 14 природопользователей с 2006 года занимаются промыслом без заключения экологической госэкспертизы.

КАК ДОГОВОРИТЬСЯ С СЕВЕРНЫМ СОСЕДОМ?

Снижение поголовья осетровых связано с проблемами экологического характера. В частности, из-за обмеления Урала места нерестилищ зарастают и заиливаются. Из имевшихся раньше 68 нерестилищ в настоящее время пригодны лишь 13. Основную причину обмеления Урала специалисты видят в строительстве в России Ириклинского водохранилища, в котором стала аккумулироваться треть среднегодового стока реки. Положение усугубило строительство водохранилищ и сооружений вдоль реки Самара в Башкирии. До сих пор между Россией и Казахстаном не заключено соглашение по совместному использованию реки Урал.
Была также подчеркнута необходимость проведения дноуглубительных работ с учетом потребностей осетровых. Ранее такие работы проводились в интересах развития судоходства. По словам главы Минсельхоза А. Куришбаева, ежегодно нужно вынимать из Урала около 500 тысяч кубометров грунта, для чего потребуется финансирование в 2 млрд тенге.

УЧИТЕСЬ У КИТАЙЦЕВ

Дали слово и главе Минсельхоза, в адрес которого поступило много критики. Он заявил, что в первую очередь нужно добиться, чтобы мораторий на вылов осетровых объявили все прикаспийские государства. Относительно обмеления Урала он сообщил, что 21 июля в Уральске состоится совещание по проблемам трансграничных рек с участием премьер-министра РК, в совещании также будут участвовать и россияне. Там и будет поднят вопрос по Уралу.
– Мы пытаемся навести порядок. Из 8 руководителей бассейновых инспекций рыбо-охраны четверых заменили, а в Атырау уволено было всё руководство инспекции, – заявил по поводу нареканий в адрес своих подчиненных А. Куришбаев.
Он также сообщил, что в Атырау, вдобавок к действующему заводу по воспроизводству мальков осетровых, решено строить ещё один.
На совещании был поднят вопрос о необходимости развития товарного осетроводства, по опыту развитых стран, из которых дальше всех ушёл Китай – на его долю приходится более 60% мирового объема товарного осетра. В нашей стране развитию осетроводства препятствуют отсутствие господдержки, в том числе проблемы с льготным кредитованием.

АКИМАТ ПРОСИТ КАРТ-БЛАНШ

Точку зрения руководства Атырауской области выразил первый замакима Болат ДАУКЕНОВ. По его словам, в настоящее время борьбу с браконьерством ведут целый ряд ведомств: ДВД, финансовая полиция, пограничная служба КНБ, природный резерват «Акжайык». В рейдах принимают участие также сотрудники ДКНБ, транспортной инспекции. В итоге эти органы дублируют функции и не несут ответственность за конечный результат. Каждый из этих органов, по словам Б. Даукенова, заинтересован лишь в выявлении правонарушений, а реально привлекаются к ответственности единицы. И никто из этих органов не занимается профилактикой преступлений.
Областной акимат предложил ряд мер, в целом одобренных Генпрокуратурой: ликвидировать нелегальный рынок сбыта осетровых, ввести запрет на реализацию в республике сетей и орудий лова из запрещенных к применению синтетических мононитей. И главное – ужесточить наказание за незаконную добычу рыбных ресурсов, исключив иные виды уголовного наказания, кроме лишения свободы.
Было также предложено определить единый государственный орган по охране рыбных ресурсов и борьбе с браконьерством, возложив эту функцию только на рыбную инспекцию. Остальным органам запретить проводить разные рейдовые мероприятия. По аналогии с Россией есть необходимость создания при нашей рыбоохране спецназа, который у соседей носит название «Пиранья».
Акимат особо выделил следующий пункт: рыбная инспекция, помимо своего вышестоящего органа, должна быть также подотчетна акимату области. Акимат на месте лучше владеет ситуацией. Опыт предыдущих лет показал, что рыбоохрана не только не преумножила запасы осетровых, но и не смогла уберечь имевшуюся численность. Между тем в случае подотчетности рыбинспекции акимату, последний окажет помощь в укреплении материально-технической базы рыбоохраны.
Под занавес совещания Кайрат Мами объявил о снятии со своих постов только представителей Минсельхоза: председателя Комитета Рыбного хозяйства Юрия Ромашова и Урало-Каспийской межобластной бассейновой инспекции (быв. рыбоохрана) Раимбека Сулейменова. Последний был назначен на этот пост в конце прошлого года.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
22 июля 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz