Атырау, 25 апреля 03:38
 ясноВ Атырау +20
$ 443.85
€ 474.30
₽ 4.80

«Профсоюз – не “Талибан”, мы нормальные рабочие люди!»

4 828 просмотров
«Профсоюз – не “Талибан”,  мы нормальные рабочие люди!»2 июля нам удалось встретиться с коллективом второй вахты ТОО «Болат жол» (см. «Время «рельсовой» войны на Тенгизе», «АЖ» №26). Так получилось, что время выхода статьи и окончания вахты рабочих совпали. В актовом зале облсовпрофа собрался весь костяк предприятия (именно они представляют независимый профсоюз «Тенгиз темир жолы»). Машинисты, помощники машинистов, составители поездов, дежурные по станции, диспетчеры, путейцы в один голос заявили: все ответы руководителя ТОО «Болат жол» Неклюдова в статье – полнейшее вранье!

Вкратце о ситуации. В марте 2010 года рабочие ТОО «Болат жол» организовали независимый профсоюз «Тенгиз темир жолы». Председателем был избран Куаныш АЙТЖАН. Всего в независимый профсоюз вступили 373 человека. В марте они написали заявление руководству с просьбой, чтобы 1% от их зарплаты перечислялся на счет профсоюза ТТЖ. Просьбу рабочих генеральный директор ТОО «Болат жол» Юрий НЕКЛЮДОВ проигнорировал. Более того, посыпались угрозы и начались гонения. В конце июня по инициативе руководства был организован «встречный» профсоюз под одноименным названием «Болат жол». В своем интервью нашей газете Неклюдов не отрицал, что он был создан в пику независимому профсоюзу.

УГРОЗЫ И ДАВЛЕНИЕ ОСТАЮТСЯ

Поскольку притеснения со стороны руководства ТОО «Болат жол» продолжаются, некоторые рабочие просили не указывать их имен. По их признаниям, из-за них страдают также их родственники, работающие на этом же предприятии.
«Сейчас на работе, с подачи руководства, сложилась нездоровая атмосфера. Народ работает на стратегических объектах, у нас есть нефтеналивные, газоналивные эстакады, везде взрывоопасно. Настроение в коллективе примерно такое же. Этот, допустим, состоит в профсоюзе «Болат жол», тот в независимом, я вообще нигде, и что, теперь нам троим драться, что ли, в одном тепловозе?!
Есть случаи, когда, не выдерживая давления, люди из независимого профсоюза переходят в “Болат жол”. Угрозы такие: не перейдешь – жену уволим, сестру или сноху. Люди поневоле уходят».
«Нас вызывают по одному и спрашивают: в каком ты профсоюзе состоишь – “Болат жол” или “Тенгиз темир жолы”? Если узнают, что в независимом, говорят, что хотели повысить, там зарплата больше и работа легче, перейди в “Болат жол” – повысим».
Берик ДЮЙСЕНБАЕВ, машинист ТОО «Болат жол»: «21 июня произошел инцидент на работе, я порезал стрелку, но никакого материального ущерба моя ошибка не повлекла. Неклюдов срочно вызвал меня к себе. Я приехал в Атырау на оперативное совещание, там решили понизить меня до помощника машиниста на три месяца. В отделе кадров, когда я писал заявление, мне сказали: “Перейди из независимого профсоюза в “Болат жол”, и мы тебя оставим в должности машиниста”. Я им ответил: “Вам знакомы такие понятия, как честь, достоинство и гордость?” Мне указали на дверь».

«ОНИ НАВРАЛИ, ЧТО НЕ ОСТАВЛЯЮТ НА ВТОРУЮ ВАХТУ»

Берик Дюйсенбаев: «В газете они наврали, что не оставляют на вторую вахту. Я лично в апреле отработал две вахты, а деньги мне заплатили только за одну. А у меня дома жена больная, ее надо срочно везти на лечение. Просил у руководства ссуду, мне не дали, сказали, чтобы шел к своему профсоюзу. А как я пойду, если деньги не перечисляют на наш счет. Все каналы перекрывают намеренно. Не только меня, еще одного рабочего оставили на вторую вахту. Они его зажали так, что он залез в их профсоюз, но ему всё равно ничего не выплатили. Он плачет сейчас ходит.
В ТОО “Болат жол” я работаю 13 лет. Нам раньше платили за выслугу и другие выплаты, лично мне полагалось еще 10% как составителю. Но с тех пор как “Болат жол” стал ТОО, ничего этого не стало. А я фактически выполняю двойную работу».
«Наши дети никогда не участвовали в новогодних елках, никогда не ездили в лагеря отдыха. Оба предприятия ссылаются друг на друга – ТШО на “Болат жол”, а “Болат жол” на ТШО, в итоге срок контракта истекает, и никто ничего не платит. Каждый год руководство “Болат жол” заключает с нами новый контракт, и каждый год мы как вновь прибывшие. Специально так делают, чтобы не платить нам положенные льготы. Десять лет нам платят только одну зарплату. Никаких больше льгот. Единственное, в качестве экологических платят 9 тысяч тенге. Это же курам на смех. Вы попробуйте на жаре серой подышать. Раньше, когда я начинал в “Болат жоле” работать, там всего три машины было, сейчас сто. Контору себе какую отстроили. Видно, что большие деньги идут. А рабочим ничего не платят».
«В Астраханской области есть санаторий “Тинаки”. Раз в год те, кто отработал вахту, могут поехать туда и отдохнуть. Но многие рабочие не могут этим воспользоваться, т.к. графики не совпадают – в санаторий надо ехать после 13-го, а в это время больше половины коллектива на вахте. На руки путевку не дают, едешь туда по записке. Неудобно. Плюс языковой барьер. Лучше бы сделали отдых внутри страны, в ближайших городах, в Уральске например. Или дали бы деньги на руки – многие рабочие из сельской местности, им не до курортов. Они бы эти деньги на обучение детей потратили или на другие нужды».
КОМБИНАЦИЯ ИЗ ТРЕХ ПАЛЬЦЕВ

«Профсоюз – не “Талибан”,  мы нормальные рабочие люди!»Берик Дюйсенбаев: «Однажды мы проходили аттестацию на право выезда в РДС, этот экзамен мы сдаем каждые два года. Тогда Неклюдов сам вышел и сказал: “Все, кто в независимом профсоюзе – вот сдадите экзамен», – взял, и пальцы сложил в фигу.
«В профсоюзе “Болат жол” состоят повара, уборщицы, вахтеры, водители. Они полностью зависят от администрации. А мы – машинисты, составители, путейцы – т. е. самый костяк производства, находимся в ж/д отделе ТШО. Но мы до сих пор не знаем, к кому мы, в конце концов, относимся. Когда руководству выгодно, они нам говорят – идите в ТШО, а как премии нас лишать, – мы в “Болат жоле”. Нас намеренно держат в двойственном положении. Это удобно всем – и ТШО, и “Болат жолу”».
«В этом году мы вообще контракт не подписывали, нам его никто не давал. Дело в том, что мы требуем коллективный договор. И теперь руководство встало перед дилеммой. В итоге получается, что сейчас мы работаем нелегально».
Куаныш АЙТЖАН, председатель профкома «Тенгиз темир жолы»: «Раз приказы о приеме на работу издает Неклюдов, значит, все рабочие относятся к нему. И точка. В прошлом номере представитель Департамента по контролю и социальной защите населения Гульшат Туребаева ответила, что “Болат жол” заключает трудовой договор на выполнение определенных работ. Да. Но в трудовом договоре должно быть подчеркнуто, что Титов, допустим, принимается на время строительства гаража. Но этого в договоре нет.
Далее, госпожа Туребаева сказала откровенную неправду, что по Азамату Утепову никаких нарушений нет, мол, его приняли, а потом он сам уволился. Во-первых, не Азамат, а Мухит Утепов. Во-вторых, никто его не принимал, его до сих пор по судам таскают».
Мухит УТЕПОВ, бывший механик по транспорту: «В конце декабря 2009 года меня уволили, мотивируя это тем, что срок договора истёк. К тому времени я проработал в ТОО “Болат жол” полтора года. Увольнение было незаконным. Тогда вместе со мной уволили еще нескольких ребят. Мы обратились в суд. Лично по мне решение еще не вышло. Так что никто меня обратно не принимал и сам я не увольнялся, как говорит представитель департамента труда».
Куаныш АЙТЖАН: «У нас три простых требования: признать наш профсоюз, перечислить членские взносы и прекратить давление. Я не кровожадный. Да, я подал иск о возбуждении уголовного дела, но я готов отозвать свое заявление. Тогда пусть они тоже отзовут свой иск. Документы у меня в порядке, мне беспокоиться не о чем. Я готов к мирным переговорам. Давайте сядем за стол и всё обсудим. Я понимаю, что производственные вопросы быстро не решаются – один вопрос можно решить сразу, другой – в течение месяца. Но давайте обсуждать».
Рабочие: «Почему к нам такое отношение? Поймите, профсоюз – это же не движение “Талибан”, мы нормальные рабочие люди!».
Рабочие профкома «Тенгиз темир жолы» намерены обратиться с коллективным заявлением в областной департамент по контролю и социальной защите населения. Что касается судебного иска председателя профкома Куаныша Айтжана, по сути – это прецедент. В практике профсоюзных движений еще не было случая, когда председатель профкома подавал заявление о возбуждении уголовного дела в отношении генерального директора ТОО. В настоящее время этим заявлением занимается городской отдел внутренних дел.
Сауле ТАСБУЛАТОВА
Фото В. Истомина

8 июля 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz