Атырау, 18 апреля 16:27
 ясноВ Атырау +21
$ 448.89
€ 477.93
₽ 4.76

Невыученный урок Мексиканского залива

6 082 просмотра
Невыученный урок Мексиканского заливаВ результате аварии на нефтяной платформе British Petroleum около 100 тысяч баррелей нефти (примерно 14 тысяч тонн) может ежедневно выливаться в воды Мексиканского залива, заявил в эфире телеканала CNN министр внутренних дел США Кен Салазар. Между тем, аналогичное ЧП на шельфе Каспийского моря, закрытого водоёма, может обернуться такой экологической катастрофой, по сравнению с которой Мексиканский залив покажется детской неожиданностью.

АВАРИИ ПОД ГРИФОМ «СЕКРЕТНО»
Бурение первой скважины на Кашагане началось 11 августа 1999 года, и зимой 2000 года была вскрыта первая подсолевая толща с гигантскими запасами нефти и газа (38 млрд. баррелей или 6 млрд. тонн, из них извлекаемые - около 10 млрд баррелей). Сразу после этого начались проблемы, зачастую скрываемые нефтяниками. Так, зимой 2000 года при испытании скважины №1 произошли выбросы, взрывы и пожары. А весной-летом 2000 года в Каспийском море загадочным образом погибли 30 тысяч тюленей. И поныне в районе Кашаганского проекта периодически обнаруживаются маслянистые пятна протяженностью в несколько километров. Однако причины и объемы этих загрязнений официально никогда не разглашались и не комментировались международным консорциумом по разработке Северо-Каспийского проекта.

Последний официально подтвержденный случай загрязнения на морском месторождении Кашаган стал известен общественности в марте 2009 года. Тогда было обнаружено пятно неопознанной жидкости в районе расположения буровой установки "Сункар". На место аварии выехала группа по реагированию на чрезвычайные ситуации компании «Aжип KКO» (на тот момент оператора проекта), были доставлены к месту поглотительные сборники для сбора жидкости. Вокруг пятна выставлены оградительные боновые ограждения и проведена обработка абсорбентом. По утверждению самой компании, объем разлива был ничтожно малым, всего 0,15 кубов.

Между тем перепроверить эти данные практически невозможно, так как единственная морская экологическая лаборатория принадлежит самому оператору проекта - компании North Caspian Operating Company (NCOC). А независимая государственная лаборатория, которая могла бы фиксировать загрязнения на море, не отвечает современным нормам.

Со стороны контролирующих органов ранее не раз выдвигались претензии к компании NCOC. По условиям СРП (соглашение о разделе продукции) между правительством Казахстана и иностранными компаниями, бурение и последующая добыча нефти на шельфе должны вестись по принципу нулевого выброса. Однако компания NCOC уже неоднократно обвинялась в нарушении СРП.

Подобную непрозрачную деятельность и игнорирование экологических норм транснациональные компании без проблем практикуют в странах третьего мира с авторитарными режимами правления.

ДЕДУШКИН ФЛОТ
В Каспийском море сейчас наблюдается активный рост танкерных перевозок нефти, в основном устаревшими суднами. По прогнозу, в ближайшее время объемы перевозки нефти из Актау в Баку приблизятся к 20 млн тонн в год. Основными перевозчиками являются национальное азербайджанское “Каспийское пароходство” и казахстанский “Казмортрансфлот”, а также частные компании “Волготанкер”, “Палмали”, “Аншип”.

Как показывает анализ государственных контролирующих органов, большая часть каспийского флота изношена и требует освидетельствования для подтверждения годности к дальнейшей эксплуатации.
С 2001 года в акватории Каспийского моря происходили неоднократные разливы нефти, в основном при производстве погрузочных операций в нефтеналивные суда. Во всех случаях причинами разлива являлись неудовлетворительное состояние грузового оборудования нефтеналивных судов, низкая квалификация персонала, а также отсутствие должного контроля со стороны береговых служб.

За последние несколько лет “Казмортрансфлотом” на воду была спущена всего пара новых танкеров («Астана», «Атырау»), отвечающих современным требованиям.

Невыученный урок Мексиканского залива
МОРСКИЕ МИНЫ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
Еще одним фактором, грозящим экологической катастрофой Каспийскому морю, является наличие множества законсервированных «надсолевых» нефтяных скважин (закрытых еще 20-30 лет назад), которые с 93-года оказались затопленными в результате подъема уровня Каспийского моря. Во времена Советского Союза консервация и ликвидация этих скважин проводилась без учета возможного затопления морскими водами.

Эти скважины являются своего рода «бомбами замедленного действия», которые потихоньку загрязняют море и могут рвануть когда угодно.
Из мировой практики известно, что за десятилетия добычи из любого месторождения извлекается лишь 1/3 объема нефти. Так как вторичная добыча малоэффективна и слишком затратна, недоступные залежи обычно консервируют. Со временем в недрах, особенно в подсолевых месторождениях, восстанавливается пластовое давление и в «прохудившихся» скважинах (из-за сероводородной коррозии) начинаются утечки нефти. Например, в месторождениях Аксарай в Астраханской области Российской Федерации, на нашем Тенгизе.

В 2004 году Комитет геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК выполнил работы по обследованию и инвентаризации затопленных нефтяных скважин на площадях и месторождениях Атырауской и Мангистауской областей. Было выявлено 1383 затопленные скважины, составлен кадастр из 90 скважин, требующих первоочередной консервации. На сегодня ликвидировано 72 скважины, среди которых были «фонящие» (пропускающие нефть). Ликвидационные работы выполняются крайне медленно из-за недостаточного финансирования.

ПЛЁНКИ ХВАТИТ НА ВСЕХ
Председатель экологической неправительственной организации «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ убежден, что Кашаганский проект чреват большими экологическими катастрофами.
- На Кашагане будет пробурено 240 скважин для добычи из подсолевых отложений 1,5 млрд. тонн нефти, и после окончания работ в его недрах останутся еще 3 млрд. тонн нефти. Но нас волнует другое - опасность экологической катастрофы. Она существует при разведке, бурении, добыче, и даже по окончании нефтяных операций на Кашагане, так как объемы оставшейся нефти в залежах всегда больше добытых объемов. На Кашагане будет добываться нефть с высоким содержанием высокотоксичных сернистых соединений. Есть данные российских и французских ученых, что из-за агрессивной сероводородистой среды металлические конструкции скважин в течение 6 лет приходят в негодность и начинают пропускать нефть.

По подсчетам М.Хакимова, в случае катастрофы на Кашагане количества разлитой нефти (в виде пленки) хватит на всё Каспийское море, а выброшенные парниковые газы окажут на атмосферу Земли больше влияния, чем выбросы парниковых газов со всех стран мира.
- Кроме этой грядущей «нефтяной бомбы», даже при обычных «штатных» выбросах зона загрязнения будет равна 160 кмх160 км на Тенгизе, и 230 кмх230 км на Кашагане, - утверждает эколог. Он считает, что экологическая катастрофа на Каспии будет один к одному схожа с сегодняшней аварией в Мексиканском заливе.
Невыученный урок Мексиканского залива
- В отличие от российского и азербайджанского высокого побережья, казахстанский берег Каспия более низок, и очень схож с низкими болотистыми берегами Луизианы, которая пострадала от нефтяного разлива. На берегу Каспия находятся заповедные водно-болотистые угодья, напротив месторождения Кашаган расположен государственный природный резерват «Ак Жайык», где обитают редкие виды птиц и животных. Не дай Бог, конечно же, но в случае аналогичной катастрофы в Каспийском море, с помощью нагонных ветров нефть легко попадёт на болотистое прибрежье, где собрать её будет просто невозможно. Болотистая почва с камышами как губка впитает в себя нефть, и уникальная природа Каспия погибнет, - говорит эколог.

Напомним, что коммерческая добыча нефти на Кашагане после долгих споров между правительством Казахстана и международным консорциум по разработке Северо-Каспийского проекта была перенесена на конец 2012 года.
По прогнозам, добыча нефти на Кашагане в 2019 году должна достичь 75 млн. тонн в год. Ожидается, что с Кашаганским проектом Казахстан войдёт в первую пятерку нефтяных держав.

Азамат МАЙТАНОВ

СПРАВКА "АЖ":
КРУПНЕЙШИЕ РАЗЛИВЫ НЕФТЕПРОДУКТОВ

В марте 1967 года танкер Torrey Canyon наскочил на риф у островов Силли на юго-западе Англии. 120 тыс. тонн нефти загрязнили около 270 км побережья Франции и Великобритании.

В марте 1978 года у побережья Бретани (Франция) сел на мель американский танкер Amoco Cadiz. В воду вылилось 220 тыс. тонн нефти. Загрязнено около 300 км берега.

В июле 1979 года в результате столкновения танкеров Atlantic Empress и Aegean Captain в Карибском море произошла утечка 290 тыс. тонн нефти.

В июне 1979 года произошел взрыв на нефтяной платформе Ixtoc I компании Pemex. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.

В марте 1989 года танкер Exxon Valdez сел на мель у берегов Аляски. В море вылилось около 40 тыс. тонн нефти, было загрязнено 2 тыс. км побережья. Компания потратила $3,8 млрд на очистку местности, компенсации и внесудебные выплаты властям.

В январе 1991 года оккупировавшие Кувейт иракцы слили в воды Персидского залива до 1,5 млн тонн нефти из танкеров и нефтяных терминалов, загрязнив 600 км побережья. Также были подожжены 700 нефтяных скважин, в пустыне образовалось 300 нефтяных озер. Общий ущерб Кувейту оценивается в $170 млрд.

В ноябре 2002 года у побережья Испании разломился и затонул танкер Prestige. В море попали 64 тыс. тонн мазута. На ликвидацию последствий аварии затрачено €2,5 млн. После этого случая ЕС закрыл однокорпусным танкерам доступ в свои воды.

Источник: «Коммерсантъ»


4 мая 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz