Атырау, 29 марта 17:32
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Нефтяники проголосовали ногами

7 259 просмотров
Нефтяники проголосовали ногами23 апреля на месторождении Прорва состоялось еще одно собрание нефтяников. Для вашего корреспондента после публикации о первом собрании (см. «АЖ « №16 - «Нефтяники не поверили в прорву обещаний») попасть на него стоило немалого труда. Не буду вдаваться в подробности, но снова помогли «простые рабочие».

На этот раз уже целый десант работников аппарата ПФ «Эмбамунайгаз» должен был убедить нефтяников в прелестях новой системы оплаты труда. Правда, начальник отдела бюджетирования и экономического анализа Нурсауле ТАЖМАГАМБЕТОВА уточнила, что, речь идёт не о повышении зарплаты, а об её «упорядочении».

«НЕ БОЙТЕСЬ, НЕ ВОЗЬМУТ ВАС КИТАЙЦЫ»
Что касается районного коэффициента, против отмены которого выступают рабочие, то председатель центрального совета профсоюза "Казмунайгаза" Тлеккабыл КАБДОЛОВ заявил, что «во всех других нефтегазовых компаниях в Уральске, Актобе, Кызылорде - районного коэффициента нет и в помине. Его не выплачивает даже находящийся рядом с нами ТШО. И надо понимать, что здесь работают не только нефтяники. Завтра этот коэффициент потребуют себе все остальные – а где взять столько денег?»

На вопрос о том, правда ли, что на месторождения Эмбы может придти иностранный инвестор, Т.Кабдолов сказал следующее:
- Это всё слухи. Не бойтесь, не возьмут вас китайцы. Наоборот, идёт обратный процесс. Компания "Казмунайгаз. Разведка. Добыча» уже вернула себе 33 процента "ПетроКазахстана", 50 процентов "Казгермуная", 50 процентов "Каражанбасмуная". Теперь работает над тем, чтобы вернуть 50 процентов АктобеСНПС.

Начальник отдела Атырауского областного департамента социальной защиты населения Алипкали ДАУЛЕТИЯРОВ: «Поймите, переход на новую систему придумал не "Казмунайгаз". Это требования нового принятого в 2007 году трудового Кодекса. В этом кодексе нет ни слова о районном коэффициенте. А главное, при новой системе ваша зарплата вовсе не уменьшится. Поэтому призываю всех поставить свои подписи под этим документом».

ГОЛОСОВАНИЕ НОГАМИ
Нефтяники проголосовали ногамиДали слово рабочим.
- У нас летом невыносимая жара, а зимой - лютые холода. Экология сами знаете какая. Так почему бы не узаконить районный коэффициент? Более того, я считаю, что он должен составлять даже не 70, а все 100 процентов от зарплаты, - сказал ремонтник 5 разряда Кали ОРАЛОВ. – Нам лишнего не надо, но зарплата должна соответствовать тяжёлым условиям труда.

- Если решение этого вопроса не в вашей компетенции, давайте срочно поднимем этот вопрос перед правительством и парламентом. А здесь обсуждать уже нечего, - сказал другой выступающий, после чего нефтяники, не желая больше ничего слушать, покинули зал.

Позже они заявили, что выходят из состава официального профсоюза и создают свой независимый профсоюз.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ «НУР ОТАНА» ВЫСТУПИЛ ПЕРЕД ПУСТЫМ ЗАЛОМ, А ДИРЕКТОР ФИЛИАЛА ОБИДЕЛСЯ
Окинув взглядом опустевший зал, 63-летний заместитель председателя областного филиала партии «Нур Отан» Кенес КОСЫБАЕВ расценил действия рабочих как «несвойственные истинному казаху».

«Надо уважать руководителя», - сказал он. А еще рассказал о том, что немало повидал на своем веку, а так замечательно обустроенных рабочих мест, как на Прорве, ещё нигде не встречал.
Кроме того, по его мнению, нефтяники не имеют представления о политике. Если бы они были грамотными, то всё бы поняли. «Поэтому их надо учить политике».

А директор ПФ «Эмбамунайгаз» Изтурган БАЙМУХАНОВ заявил, что он получил новую информацию, согласно которой уже 80 процентов коллектива «Ембамунайгаза» дали письменное согласие на новую систему оплаты труда, и лишь отделения в Прорве и Восточном Макате до сих пор противятся.
- Я приехал для того, чтобы лично разъяснить положение рабочим, а они вот так меня отблагодарили,- обиженно проговорил директор.

ГДЕ ВЗЯТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ГОЛОДОВКУ?
Нефтяники проголосовали ногами
Между тем из зала не ушёл один человек – и это был неделю назад объявивший голодовку Конысбай ОРАЗОВ. Он вознамерился зачитать своё заявление директору филиала Изтургану Баймуханову. Но тот сказал «Оставьте мне заявление, позже рассмотрю и дам ответ». Вмешавшийся в разговор заместитель председателя областного филиала партии «Нур Отан» Кенес Косыбаев расценил действия рабочего, объявившего голодовку, как незаконные. По его словам, «для объявления голодовки необходимо получить специальное разрешение» (!).

- Сейчас никто не знает о том, что ты объявил голодовку,- сказал К.Косыбаев.

- Как же так? А где же заявление Конысбая Оразова, отправленное им 18 апреля в «Нур Отан» и Жылыойскую прокуратуру? – спросила я присутствовавшего в зале заместителя жылыойского районного прокурора. Тот подтвердил поступление 21 апреля заявления Оразова о голодовке.

«Я сильно устал. Но я не прекращу голодовку до тех пор, пока не выполнят мои требования», - сказал Конысбай Оразов. Он заявил, что если умрёт, то виноваты будут в этом те, кто сидит сейчас в президиуме.
Позднее стало известно, что участвовавшие в собрании важные чины все же уговорили Конысбая Оразова прекратить голодовку.
- Я прекратил голодовку, потому что они обещали выполнить мои требования,- сообщил он по телефону.

Кстати, в прошлом номере «АЖ» мы процитировали К.Оразова, заявившего, что «только что принятый на работу сын начальника отдела кадров сейчас трудится уже стропальщиком 4 -го разряда». К.Оразов в запале ошибся – на самом деле он имел в виду сына не руководителя службы управления персоналом «Жылыоймунайгаза» Сулеймен ОТАРОВА, а заместителя начальника общежития «Каспий самалы». Сулеймен Отаров направил в нашу газету соответствующую поправку. Приносим извинения. Но факт то, что голодающий Оразов по-прежнему считает, что тот плохо работает и не снимает требования об его увольнении.

«НУ ВЫ ЖЕ ОБЕДАЕТЕ»
Нефтяники проголосовали ногами
После собрания нам удалось встретиться также с группой рабочих месторождения Восточный Макат производственного управления «Доссормунайгаз». Они тоже против изменений в зарплате. А , к примеру, водитель месторождения Восточный Казахстан Узакбай ЖУМАГАЛИЕВ для защиты своих прав он уже нанял адвоката.
- Мы требуем не трогать районный коэффициент и узаконить его. Упразднить его может только президент,- говорит У.Жумагалиев.

Кроме того, около 300 рабочих месторождения Восточный Макат объявили о своем намерении выйти из официального профсоюза.
-Мы платим взносы, а они не то, что защитить наши интересы, - даже новогодние подарки для наших детишек купить не могут, - говорят рабочие.
«Ходоков» к вашему корреспонденту от нефтяников было много. Например, на Прорву специально для встречи со мной приехала группа нефтяников НГДУ «Жайыкмунайгаз». Они тоже заявляют о несогласии с новой системой и называют свой профсоюз «беспомощным».

Рабочие рассказали, что направили письмо председателю профкома ПФ «Ембамунайгаз» Марату НЫСАНБАЕВУ. Там в частности написано: «Мы категорически против продажи или аренды нефтяных месторождений иностранным компаниям, и считаем, что в связи с неблагополучной экологической обстановкой мы должны получать районный коэффициент. Предупреждаем, что ввиду того, что официальная профсоюзная организация не может вести полноценную борьбу за интересы рабочих, впредь мы намерены создать независимые профсоюзные организации».

По словам старшего оператора 5-го разряда подземного ремонтного цеха НГДУ «Жайыкмунайгаз» Муратбека ХАСАНОВА, часть акций «Ембимунайгаза» находится в свободном обращении, поэтому руководители компании не могут дать никаких гарантий, что в будущем зарплата не понизится.
- Судя по тому, что они обходят дома, требуют поставить подпись даже тех, кто находится в отпуске, наши акции уже проданы или готовится соглашение о продаже, - подозревает М.Хасанов.
Также он посетовал на то, что рабочим, которые фактически работают 12 часов, зарплата выплачивается по 11,5 часовой сетке. «Когда мы спросили почему, нам сказали: «ну вы же обедаете». А то, что рабочие поднимаются в 6 утра, в 7 выходят к автобусу, а вечером уходят с работы в 7. 30, никем в расчет не берется».

ПОТОРОПИЛИСЬ С КОДЕКСОМ?
Итак, законно или нет требовать выплаты районного коэффициента? Рабочее место нефтяников – это круглый год продуваемая всеми ветрами голая степь. Добавьте к этому пятидесятиградусную летнюю жару и лютые зимние холода. И в таких условиях люди работают годами. И что же, выходит, их требование о законной компенсации за тяжелые условия труда незаконно?

В конечном итоге всё упирается в новый трудовой Кодекс, который не отрегулировал эти вопросы. Помнится, в свое время, когда парламентом принимался этот Кодекс, его проект вызывал много сомнений. Некоторые юристы даже высказывали мысль, что государство фактически уходит от ответственности за регулирование трудовых отношений. Теперь эти отношения определяются исключительно трудовым договором между работником и его работодателем. По идее в случае возникновения разногласий на помощь должны прийти профсоюзы. Но на практике профсоюзы превратились в обычную денежную структуру, которая борется не за интересы рабочих, а за свои собственные интересы. А рабочие вынуждены выходить на забастовку, объявлять голодовку.

Сания ТОЙКЕН
27 апреля 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz