Атырау, 19 апреля 19:49
 ясноВ Атырау +19
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

Мнения о каналах Разделились

7 403 просмотра
Мнения о каналах РазделилисьВ “АЖ” пришло письмо от жителя села Коктогай Индерского района Лайке ГАБДУЛЛИНА:

«Вот уже 20 лет я занимаюсь проблемами, связанными с Уралом. Боюсь, как бы и эту реку не постигла печальная участь Арала. С водой в Казахстане вообще просто беда. К примеру, Амударья и Сырдарья берут свои истоки на территории Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, Иртыш – в Китае, Урал и Кигач – в России. Большая часть воды Урала расходуется на пополнение каналов Кошим, Шаган, Булдырты в Западно-Казахстанской и каналов Багырлай, Нарын, Аксай, Алгабас-Жорык, Баксай в Атырауской области. Эти каналы, которые забирают изрядную долю вод Урала и уносят в безлюдные степи, появились волевым решением КПСС. И выносили это решение люди, плохо понимавшие суть проблемы. Каналы так и не внесли никакого вклада в развитие сельского хозяйства. Скажем, в 1984 году, когда директором совхоза “Путь Ильича” (село Коктогай) Индерского района стал Галымжан Нугманов, поголовье овец насчитывало 40 тысяч голов. А когда распустили совхоз, оставалось всего 7615 овец. Если от каналов была хоть какая-то польза, почему же так резко сократилось поголовье? После того как на месте совхоза Нугманов создал свое частное хозяйство, ему понадобился канал. Дело в том, что он с самого начала решил разводить без каких-либо затрат лошадей, отказавшись от услуг табунщиков. Добился он и поддержки прессы. Например, некоторое время назад в вашей газете появилась статья Л. Каражановой “Будни Коктогая”. В статье со ссылкой на Г. Нугманова говорится, что имеются всего 2-3 колодца, пригодных для водопоя, да и те находятся более чем в 200 километрах от села. Однако на деле всё обстоит не так. На зимовках “Мамбет”, “Канбакты”, “Тума”, расположенных не более чем в 60-70 километрах от Коктогая, предостаточно колодцев. Их используют для водопоя тамошние скотоводы, многих из которых я знаю лично. Они хотят использовать воду канала для скота, не тратясь на чабанов, и тем самым загрязняют эти каналы. Я не против разведения ими скота, но это не должно наносить ущерб природе. В период с октября 2009 года по февраль 2010 года они своей деятельностью нанесли ещё больший вред каналу. К примеру, один из руководителей хозяйства, чтобы заняться земледелием, самовольно построил искусственную плотину. Окрестности скотных дворов не вычищены. А ведь всё это наносит огромный вред экологии. Каждая из 380 лошадей одного лишь Нугманова за упомянутый период времени ежедневно выделяла хотя бы по 1 кг помета. Если помножить эту цифру на 30 дней, а затем на 5 месяцев, то получается, что в канал за это время было сброшено 57 тонн нечистот. Нетрудно подсчитать, что подобным образом за год наносится вред окружающей природе на 250 млн тенге.
Хозяйства намереваются развернуть полеводческие работы вдоль берегов Урала. А эти действия явно нецелесообразны с экономической точки зрения. С каждым годом прогрессирует эрозия почвы. Этому во многом способствовало и использование Жайык-Каспийского бассейна в семидесятые годы для выращивания сельскохозяйственных культур. Собранный урожай порой составлял до 7-12 процентов всей общесоюзной внутренней продукции. Если Урал и в дальнейшем будет использоваться для подпитки многочисленных каналов, находящихся на территории Атырауской области, то судьба реки предрешена. Об этом я написал и в администрацию президента страны. Оттуда мое письмо переслали в Атырауский областной акимат. Однако Урал является трансграничной рекой, поэтому принятие решений по ней находится в компетенции президента Назарбаева. Это вопрос, не терпящий отлагательства.
Л. Габдуллин, 13.04.2010».

Действительно, 17 июля 2008 года в «АЖ» была опубликована статья “Будни Коктогая”. В ней было приведено мнение бывшего директора совхоза “Путь Ильича”, а ныне председателя крестьянского хозяйства “Жанбай” Галымжана НУГМАНОВА о том, что животноводы дальних пастбищ нуждаются в каналах, в частности, в канале Аксай. С его мнением не согласен автор вышеприведенного письма Л. Габдуллин. Он даже подал на Г. Нугманова в суд, обвиняя в нанесении вреда каналам. Однако Индерский райсуд своим решением от 17 ноября 2008 года отказался удовлетворить этот иск. Л. Габдуллин подал апелляционную жалобу в областной суд, там оставили решение районного суда без изменений.
А председатель крестьянского хозяйства “Жанбай” Г. Нугманов все еще остается при своем мнении, которое подтвердил и во время выступления в суде: «Канал Аксай жизненно необходим скотоводам. Крестьянам, чьи хозяйства находятся в 200 километрах от родных мест, без каналов просто не обойтись – хотя бы потому, что сейчас нет транспорта, который во времена совхозов ежедневно курировал между селом и дальними пастбищами. К тому же большая часть колодцев затерялась среди песчаных холмов и стала непригодной для использования. Сейчас в степи осталось только 3-4 колодца, которые еще можно использовать для водопоя. С другой стороны – нельзя допустить, чтобы скот целиком зависел от колодезной воды».
Побеседовали мы и с руководителями нескольких относящихся к округу Коктогай крестьянских хозяйств. Все они сходятся во мнении, что каналы по-прежнему крайне необходимы для хозяйств.
Ляззат КАРАЖАНОВА
22 апреля 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz