Атырау, 28 марта 17:21
 будет пасмурноВ Атырау +4
$ 449.58
€ 486.94
₽ 4.86

Чистый бензин – всем, грязный воздух – только Атырау?

5 538 просмотров
Чистый бензин – всем, грязный воздух – только Атырау?Ровно два месяца прошло после последнего, скандального “круглого стола” в офисе АНПЗ, где городские НПО единым фронтом выступили против планов руководства завода по сокращению санитарной защитной зоны в рамках проекта строительства комплекса ароматических углеводородов (КПА).
НПО заявили, что подадут в суд на завод, потому что им не дают интересующие их документы. Через два дня с обращением к правительству в поддержку НПО выступил депутат Мажилиса Парламента Узаккали ЕЛЕУБАЕВ.
С тех пор – без видимых перемен. Но всё это время НПО вели переписку с госорганами и своими коллегами. Не сидели сложа руки и заводчане, которые встречались с представителями получившей контракт на строительство КПА китайской компании «Синопек Инжиниринг». По некоторым сведениям, руководством АНПЗ даже рассматривалась возможность проведения в марте церемонии закладки первого камня на стройплощадке КПА. Потом церемонию перенесли на апрель. Теперь вроде от этой идеи вообще отказались. Или решили обойтись без лишней шумихи?
«САМРУК»: НЕ ПРИБЫЛИ РАДИ, А ЭКОЛОГИИ ДЛЯ

В своем письме в адрес атырауских НПО управляющий директор АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» Болат АКЧУЛАКОВ пишет: «Проект имеет в первую очередь экологическую направленность – снижение ароматических углеводородов в автомобильном бензине с более чем 50% до 35%, бензола – в 5 раз. Необходимость извлечения ароматических углеводородов обусловлена тем, что при их сгорании в выхлопах появляются канцерогенные вещества – бензопирены. Реализация проекта будет осуществляться по лицензии французской компании “Ахеns”. Строительство КПА планируется на месте демонтированных резервуарных парков 1970 года постройки. По расчетам института “Омскнефтехимпроект”, выбросы от новых установок составят 3,4% от общего объема выбросов предприятия. Техническая схема завода не позволяет рассматривать вариант раздельного строительства комплекса на отдельной от завода площадке. Перенос строительства на другое место фактически означает строительство нового НПЗ, что с экономической точки зрения является неоправданным. Фонд согласен, что аргументы в пользу создания нового производства не должны превалировать над вопросами экологической безопасности. В КПА планируется применение следующих передовых технологий: герметизированный налив, понтоны “ультрафлот”, насосы с герметичным уплотнителем, горелки с пониженным выделением оксида азота, установки улавливания паров бензола и параксилола при хранении в резервуарах и наливе в вагоны-цистерны».
МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ МОЖНО

В Комитете санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РК, где 10 января т. г. дали положительное заключение на сокращение санитарной защитной зоны АНПЗ, на запрос местных НПО ответили, что, согласно пункту 23 раздела 3 «Санитарно-эпидемиологических требований к проектированию производственных объектов», утвержденных Минздравом 8 июля 2005 года, санитарная защитная зона для производства ароматических углеводородов должна быть не менее 500 метров. В этом письме указано, что согласно классификации санитарно-защитная зона вокруг таких объектов как АНПЗ должна составлять не менее 1000 метров. Напомним, руководство АНПЗ планирует сократить протяженность санитарной защитной зоны: в восточном направлении до 512 метров, в северо-западном – до 730 метров.
Между тем, по словам руководителя экологического общества «Зеленое спасение» Сергея КУРАТОВА, законодательство не предусматривает сокращение минимальных санитарных защитных зон (СЗЗ). Разрешается сокращение СЗЗ только для действующих предприятий, у которых СЗЗ больше минимальной, или в случае изменения мощности, перепрофилирования и изменения класса опасности. Но тогда АНПЗ должен оформить проект перепрофилирования или изменения мощности со всеми полагающимися по законодательству процедурами: ОВОС, экологическая экспертиза, общественные слушания и т. д. Но завод этого не выполнил.
По словам председателя НПО «Арлан» Макса БОКАЕВА, он уже направил материалы в областную прокуратуру для правовой оценки действий руководства АНПЗ.
Мы позвонили депутату У. Елеубаеву, озвучившему обращение в правительство, подписанное также нашими депутатами Парламента Асхатом БЕКЕНОВЫМ и Болатом КОНАРБАЕМ. По словам У. Елеубаева, ответ от правительства он получил расплывчатый. Потом у него была встреча с управляющим директором НК «КазМунайГаз» Данияром ТИЕСОВЫМ и руководителем департамента этой компании Галымжаном АМАНТУРЛИНЫМ, с которыми достигнута договорённость о том, что в апреле АНПЗ проведет с НПО новую встречу. На наш взгляд, представителям НПО стоит потребовать, чтобы очередная встреча состоялась не в узком кругу в офисе АНПЗ (куда трудно попасть горожанам), а в просторном зале, где-нибудь в центре города. И оповестить об этом все заинтересованные стороны должны не за день-два, а как минимум за неделю.
ПАСПОРТ НУЖЕН. НО ВОЗДУХ НУЖНЕЕ

В минувшую пятницу заместитель генерального директора ТОО «АНПЗ» Кайрат УРАЗБАЕВ отчитывался на экологическом совете в облакимате. При увеличении выпуска автомобильного бензина на 12% и дизтоплива на 1,5% предприятие добилось сокращения выбросов сернистого ангидрида на 2 тысячи тонн (интересно, а сколько потом прибавится при КПА?). Членов экосовета интересовало, когда заработают в режиме «online» 4 станции наблюдения за состоянием воздуха, установленные по периметру завода. По словам К. Уразбаева, всё уже готово к работе, сейчас ведется обучение обслуживающего персонала. И добавил, что в бюджете предприятия на текущий год предусмотрено 50 млн тенге на мониторинг состояния окружающей среды.
Следует отметить, что идея такого мониторинга принадлежит академику Муфтаху ДИАРОВУ. Изначально идея звучала так: нужно провести исследование состояния здоровья населения, чтобы в случае экологической аварии на каком-либо предприятии было бы от чего отталкиваться при расчете причиненного ущерба. Эколог многократно выступал с этим предложением на заседаниях экологического совета. Потом облакимат эту идею отшлифовал, и было решено создать экологический паспорт города, куда будут включены все улицы, состояние воздуха, почвы, воды (речной и водопроводной) и т. д.
На пятничном совете выступила директор республиканского Научно-исследовательского центра охраны атмосферного воздуха Рысты КУТТУГУЛОВА. Она рассказала, как сотрудники ее центра создавали аналогичный паспорт Астаны при поддержке горакимата: ходили с приборами по улицам, конфликтовали с природопользователями. Стоимость работ по созданию экопаспорта Астаны составила 40 млн тенге плюс полтора миллиона в год на работы по внесению в него обновленных данных. Сейчас по примеру Астаны создается паспорт Карагандинской области. Р. Куттугулова рассказала, что данные по качеству воздуха, которые дает «Казгидромет», зачастую бывают неточными. Происходит это потому, что приборы были установлены в советское время на улицах, ныне утративших свою основную транспортную нагрузку. Также ученый заявила, что в Атырау будет труднее работать, потому что здесь много крупных природопользователей, а в Астане таковыми являются только две городские ТЭЦ.
По окончании совета мы спросили у М. Диарова, правильно ли то, что акимат области распорядился направить деньги АНПЗ не на исследование здоровья населения, а на мониторинг уличного воздуха? Аксакал сказал, что даже это сдвиг к лучшему. Если мониторинг будет вестись на совесть, по Интернету мы всегда сможем узнать, кто и где испортил воздух. На исследование здоровья населения 50 млн тенге всё равно не хватило бы.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
1 апреля 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz