Атырау, 19 апреля 21:44
 ясноВ Атырау +19
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

Дело о «земельных митингах»: Послание спецдокладчика ООН и улыбка американской дипломатии

Фото Видео
14 347 просмотров

Image 0

Представители дипломатических миссий США и Нидерландов приехали в Атырау наблюдать за судебным процессом.

3 ноября во время очередного допроса свидетелей, в числе которых были сотрудники нефтесервисных компаний и знакомые Макса БОКАЕВА и Талгата АЯНОВА по переписке, подсудимые обратились к судье с просьбой не приглашать на процесс людей, не принимавших непосредственное участие в земельном митинге 24 апреля 2016 года.

Когда мы попросили пригласить в зал ключевых свидетелей ТУЛЕШОВА и других, почему-то вы их сюда не пригласили. Человека, который даже не был на митинге, вы пригласили. Мы просили пригласить хотя бы тех, кто не находится под следствием: ДОСАНБАЕВА и БЕКБАУОВА (приближенные Тохтара Тулешова, они якобы организовали передачу 100 тысяч долларов Талгату Аянову) вы их тоже не пригласили. Я просто недоумеваю, – сказал Макс Бокаев. – Первое обвинение у нас было по 179-й статье – государственный переворот. Вы вдумайтесь, какое состояние может быть у человека, когда его допрашивают, это надо обязательно учесть».

Подсудимые в очередной раз напомнили председательствующему о списках свидетелей, которые, по мнению Бокаева, сторона обвинения составила ненадлежащим образом. Устное ходатайство подсудимых судья Гульнар ДАУЛЕШОВА во внимание не приняла.

В качестве наблюдателей сегодня присутствовали представители дипломатических миссий США и Нидерландов, они накануне прилетели из Астаны. Пока дипломаты Нингчуан ЧЖУ и Ян ХАУСМАН отказываются отвечать на вопросы журналистов.

Во второй половине дня защитник Макса Бокаева Жанаргуль БОКАЕВА попросила судью приобщить к материалам дела письмо специального докладчика ООН Майна КИАИ, в котором он анализирует дело гражданского активиста Макса Бокаева.

«Сам факт того, что митинг не был санкционирован, само по себе не оправдывает вмешательство [правительства] в свободу мирных собраний [граждан] – например, путём введения санкций на участников», – пишет Kiai в анализе. Суд приобщил данный документ в качестве мнения стороны защиты. Ходатайство было полностью поддержано подсудимыми. Макс Бокаев заявил, что Казахстану следует чаще прибегать к использованию международного права, в частности, прислушиваться к рекомендациям спецдокладчиков ООН.

4 ноября в первой половине дня судом были допрошены 6 свидетелей, при этом никто из них не был 24 апреля на площади Исатая и Махамбета, но практически все подтвердили свою солидарность с митингующими в тот день.

– Мне стало страшно за будущее своих шестерых сыновей, поэтому я поддерживаю тех, кто был на площади, – сказал свидетель Е. МАХАМБЕТОВ.

Следующим дал показания одноклассник Талгата Аянова Женис НУРПЕИСОВ. Молодой человек рассказал прокурорам, что про апрельские и майские события он узнавал от посторонних лиц, обычных горожан, другими словами, сарафанное радио работало без сбоев. Тогда обвинители зачитали отрывок из переписки Аянова с Нурпеисовым, в которой подсудимый в эмоциональных тонах предлагал однокласснику выйти 21 мая на площадь. Талгат Аянов возразил незамедлительно:

– Это ложь, дата переписки 19 мая, но двумя днями ранее я был арестован. Написать я этого не мог.

После допроса Ерлана МУРСАЛИМОВА и Темиргали ЖУМАШЕВА к суду обратилась защитник Жанаргуль Бокаева, которая попросила председательствующую обратить внимание на полную идентичность показаний этих свидетелей. Интересные детали суду рассказал и свидетель Алмат МУХАМЕДИН. По его словам, во время допроса следователи КНБ пытались направлять его в «нужное русло» и навязывали нужные ответы.

Во второй половине дня на процесс была приглашена Айгуль СЕРБАЕВА, директор компании, работники которой сделали переводы материалов дела. За перевод 74-х томов уголовного дела ТОО получило 6,5 миллиона тенге, по грубым подсчетам, бюро брало 1 000 тенге за страницу. Руководитель фирмы в суд была приглашена не случайно, ведь ранее адвокаты подсудимых неоднократно заявляли об ошибках в переводах.

А. Сербаева сообщила, что ответственная работа была доверена двум специалистам, юридическую терминологию они знают отлично и справлялись с огромным ежедневным объемом работы – около 50 листов. Однако она подтвердила, что качество переводов может хромать, сообщив, что их сильно торопил следователь КНБ Амангельды АБУГАЛИЕВ, в компанию он наведывался 8-10 раз, рассказала А. Сербаева.

Всем присутствовавшим в этот день на процессе запомнился смешной случай с ходатайством Касыма СЫДЫКОВА, процессуального прокурора. Он обратился к судье с просьбой сделать замечание присутствовавшему в зале суда человеку, который, как заметил прокурор, постоянно улыбается и тем самым мешает работе. Но судье Г. Даулешовой улыбки этого человека, очевидно, нисколько не мешали вести процесс, тем более что им оказался представитель посольства США. Она объяснила прокурору, что американский дипломат не знает русского языка, наверное, имея в виду, что не следует в улыбке искать скрытый смысл или немой комментарий к происходящему на процессе. Прокурор был явно смущен своей промашкой, возможно, он принял американского гражданина китайского происхождения за местного человека. А местные в присутствии Фемиды не улыбаются.

Следующее заседание состоится 7 ноября, в понедельник.


Марат ТАКУЛИН

Фото и видео автора

4 ноября 2016, 22:06

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz