Атырау, 25 апреля 01:34
 ясноВ Атырау +20
$ 443.85
€ 474.30
₽ 4.80

Дело о «полицейском спектакле» дошло до суда

5 494 просмотра
Дело о «полицейском спектакле» дошло до судаЗатянувшаяся эпопея с расследованием уголовного дела в отношении полицейских, обвиняемых, в частности, в подбросе наркотиков жителю Атырау Алибеку ШАЙХИЕВУ, подошла к финальной стадии. Материалы дела наконец-то легли на стол судьи, и начало этого явно скандального процесса ожидается в ближайшее время.

РЕЖИССУРА ПОДКАЧАЛА

Это небывалое в криминальной практике Атырау расследование, проведённое управлением собственной безопасности (УСБ ДВД), длилось ровно год и четыре месяца (уголовное дело сначала возбудили по факту и только потом против конкретных лиц). Все же перипетии семьи Шайхиевых, добившейся пересмотра дела несправедливо осуждённого Алибека (он успел провести за решёткой полтора года), «АЖ» отслеживает ещё с 2007 года. В итоге перед судом в ближайшее время предстанут трое оперативников областного управления по борьбе с наркобизнесом ДВД и подполковник-следователь из ГУВД. И хотя мы неоднократно описывали детали этого дела, обратимся к ключевым моментам из обвинительного заключения следователя УСБ.
Итак, по версии следствия, оперативники УБН Гани СИРАНОВ и Асылбек МУКАШЕВ к вечеру 12-го мая 2006 года подговорили «неустановленное в ходе следствия доверенное лицо» сесть пассажиром в автомашину «Опель Вектра», которой управлял некий Малик ДЮСЕМБАЕВ, занимавшийся частным извозом. В это время в машине случайно оказался приятель Малика – Алибек Шайхиев. Неизвестный попросил подбросить его до старого рынка за 300 тенге. По дороге он услышал, что Малик намерен заправиться на ближайшей автозаправочной станции, и, не доехав до пункта назначения, вышел в районе старого городского парка, щедро не дождавшись сдачи с пятисотки.
На АЗС «КазКор» возле СШ им. Гагарина к «Опелю» Дюсембаева подлетела красная «Ауди», откуда вышли два оперативника и оттащили Малика с Алибеком в сторону, после чего обыскали их самих и машину. Никаких противозаконных предметов и веществ обнаружено не было. Затем полицейские доставили задержанных в здание ДВД, где… составили протокол обнаружения и изъятия героина в особо крупных размерах. После этого оперативники потребовали с Дюсембаева 1000, а с Шайхиева 100 долларов отступных, заявив, что наркотик найден у них.
В итоге Дюсембаев согласился, а полицейские предложили вернуться на АЗС и заснять там инсценировку задержания на видео – как гарантию того, что вымогаемые баксы они получат. Для «спектакля» пригласили двух понятых – Антона ВЕЛЬТЕРА и Асхата ДЕГЕНОВА и уже на нескольких автомашинах, в том числе на машине Дюсембаева и некоего Станислава ЛИ, вернулись к АЗС. В этом также принимали участие оперативник УБН Ринат АХМЕТОВ и командир I-го взвода роты патрульной полиции отделения общественной безопасности городского ОВД Рустем ДОСЫБАЕВ.
Расставив всех по местам и включив камеру, Мукашев с Сирановым подошли к Вельтеру и Дегенову и, формально представившись, попросили принять участие в качестве понятых. После этого все полицейские подбежали к Шайхиеву и Дюсембаеву, безучастно стоявшим неподалёку у машины, и «задержали» их. При этом опомнившийся Шайхиев успел выбросить из кармана врученный ему ранее «чек» с героином. В этот момент на видеозаписи слышны слова Шайхиева на казахском языке: «Не подкладывайте мне, не подкладывайте…». Примечательно, что Сиранов, показывая понятым «изъятые» свёртки с наркотиком, ещё не успев их вскрыть, уже сообщил, что внутри находится вещество «светло-бежевого цвета».
Такова версия следствия.

ЕСЛИ КТО-ТО ОБВИНЯЛСЯ НЕЗАКОННО, ЗНАЧИТ В ЭТОМ КТО-ТО ВИНОВАТ?

В результате Шайхиева приговорили к трём годам лишения свободы в колонии общего режима, Дюсембаева – к пяти годам строго режима. Но мать Алибека Людмила ШАЙХИЕВА с помощью адвоката Нурлана ЖОЛБОЛОВА добилась рассмотрения дела в Верховном суде, который пришёл к выводу: многое «согласуется с показаниями осуждённого о том, что момент его задержания и изъятия наркотиков был инсценирован сотрудниками полиции», «…обстоятельства, зафиксированные видеозаписью, ставят под сомнение правдивость показаний понятых и сотрудников полиции».
По постановлению надзорной коллегии ВС РК дело направили на новое рассмотрение в Атырау в ином составе суда, который полностью оправдал А. Шайхиева с формулировкой «за отсутствием события преступления». Впоследствии частично был оправдан и М. Дюсембаев, чьё дело изначально почему-то выделили в отдельное производство.
После этого Шайхиевы стали добиваться наказания полицейских. После многочисленных писем в столичные инстанции УСБ ДВД всё-таки возбудило уголовное дело по факту незаконного привлечения Шайхиева к уголовной ответственности. К слову, до этого эсбэшники уже проводили проверку, но не нашли ничего криминального в действиях коллег. Правда, их тогда пожурили (ведь оправдательный приговор никуда не денешь) и наказали в дисциплинарном порядке, объявив о «полном служебном несоответствии». Кроме того, к дисциплинарной ответственности «за ослабление контроля над подчинёнными» привлекли тогдашних начальников УБН ДВД и следственного отдела ГОВД.
А Малик Дюсембаев, пусть частично, но оправданный, до сих пор почему-то проходит по делу о подбросе в качестве свидетеля, а не потерпевшего.

ДЛИННОЕ, ДЛИННОЕ ДЕЛО

Людмила Шайхиева, являющаяся представителем потерпевшей стороны, неоднократно заявляла, что следствие в отношении полицейских шло с большими проволочками. Материалы неоднократно запрашивались прокуратурой, где подолгу изучались. Полицейские тормозили и срывали запланированные следственные мероприятия. Следователь УСБ Умбет СИДЫХОВ был даже вынужден направить на имя руководства ДВД постановление об их принудительном приводе, но оперативники дружно ушли в трудовой отпуск. Был даже проигнорирован приказ начальника ДВД № 51 от 30.07.09 об отзыве Сиранова и Мукашева из отпуска.
В итоге каждому из трёх оперативников вменили статьи Уголовного кодекса «превышение власти или должностных полномочий» и «хранение наркотиков». Ведь если они подбросили его, то где-то достали и держали у себя. Статью «вымогательство» с опера Сиранова сняли. Следователь же Роман САРГСЯН помимо «превышения власти…» обвиняется в «привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности» и «фальсификации доказательств». В процессуальных документах по делу Шайхиева обнаружены многочисленные подтирки и исправления. Ряд сфальсифицированных записей, согласно заключению судебно-почерковедческой экспертизы, выполнен рукой следователя Саргсяна. Есть в материалах дела и другие показания, свидетельствующие в пользу А. Шайхиева.
Между тем все полицейские до сих пор несут службу. В ходе следствия городской суд отклонил ходатайство прокуратуры об их аресте, ограничившись подпиской о невыезде.
После окончания предварительного следствия 27 января этого года судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Гульнара ХАЖЕНОВА, рассмотрев ходатайства Людмилы Шайхиевой, также не стала изменять меру пресечения.

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ: «ПОНЯТОЙ ПО ДЕЛАМ О НАРКОТИКАХ»

Возвращаясь к обвинительному заключению, стоит отметить любопытный факт: целый ряд участников задержания Шайхиева и Дюсембаева неоднократно привлекался полицейскими в качестве понятых, причём во всех случаях по одной и той же 259-ой «наркоманской» статье. Идём по порядку:
Асхат Дегенов – в 2005 году участвовал понятым по уголовному делу в отношении Р.Сусеева, а в 2006 в отношении А.К.Муханова.
Антон Вельтер – по делу Р. Умарова в 2006 году.
Рустем Досыбаев – до работы в полиции был понятым в делах Н. Рахметова и В. Разварова в 2004 году.
Станислав Ли – в период с 2005 по 2007 гг. пять(!) раз участвовал понятым по делам Е. Литвинова, Д. Заворуева, М. Каткова, Б. Тайсыбаева и Г. Курманова.
Конечно, это вовсе не говорит о том, что всем этим людям наркоту тоже подбросили. Да и любой сознательный законопослушный гражданин РК имеет полное право как быть участником следственных действий, так и добровольно отказаться от участия. Но уж очень много в этом деле завсегдатаев.
Как бы то ни было, степень участия и вину каждого из фигурантов дела определит суд. Мы отследим процесс, который будет проходить в открытом режиме.
В ходе следствия все полицейские своей вины не признали.
Лев ГУЗИКОВ

P. S. Что касается дела по обвинению самого Алибека Шайхиева, который, как известно, был вторично задержан полицейскими летом прошлого года якобы с героином и марихуаной, то здесь у следствия тоже не всё в порядке. Под его ногтями, срезанными следователем Кулшаровым, экспертиза обнаружила частицы героина и марихуаны, что является серьёзным доказательством стороны обвинения. Но в суде вместо 10 срезов, оказалось 12, причём они настолько разнились с ногтями подсудимого, что адвокат Раев походатайствовал о назначении судебно-биологической экспертизы по молекулярно-генетическому исследованию срезов. Судья ходатайство отклонил, но постановил признать представленное доказательство «недопустимым». Суд продолжается.
4 февраля 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz