Атырау, 25 августа 11:33
Днём облачно+33, вечером +29
Курсы Нацбанка: $ 386.04  € 427.77  P 5.88

Добрососедские отношения

7 января 2010 в 00:00
Добрососедские отношенияТаможенный союз Беларуси, Казахстана и России уже действует, он вступил в силу с 1 января. Граждане трёх стран теперь находятся на одной таможенной территории. Что это означает для всех нас?

«ДОБРО» НА ЕДИНЫЕ ТАРИФЫ

В Департаменте таможенного контроля (ДТК) по Атырауской области, куда мы обратились в первый рабочий день 2010 года, были несколько обескуражены появлением представителя СМИ. В кабинете начальника орготдела Айслу ТЕЛЕУШЕВОЙ, на которую возложена работа со СМИ, на подоконниках лежат десятки экземпляров толстенной книги под названием «Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и Единый таможенный тариф таможенного союза Беларуси, Казахстана и Российской федерации». Эти свежеотпечатанные талмуды за месяц до нового года, точнее 27 ноября 2009 года, были утверждены решениями Комиссии таможенного союза (новым наднациональным органом) и Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза). И в скором времени их раздадут таможенным брокерам.
Начальник Управления таможенных доходов ДТК Ляззат ЖУМАШЕВА сообщила нам, что с 1 января 2010 года изменились ставки на ввоз импортных товаров из третьих стран на территорию таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. А точнее, введён Единый таможенный тариф таможенного союза. «Вы понимаете, надо донести до людей правильную информацию, говорит Л.Жумашева. - Вот смотрите (берёт в руки том) - это же громадный объём информации. Единый таможенный тариф вводится для 97 групп товаров, в каждую из которых входят позиции и субпозиции, а это ещё дополнительно тысячи наименований. Со всеми изменёнными ставками таможенным брокерам, компаниям-импортёрам, предпринимателям и коммерсантам нужно будет тщательно ознакомиться. Сразу скажу, что Казахстан в ходе непростых переговоров с партнёрами - Россией и Беларусью - отстоял свои позиции по некоторым видам товаров, и таможенные пошлины на них останутся на прежнем уровне. Это товары, которые пока не производятся в нашей стране. К примеру, лекарственные препараты, древесина, целлюлоза , ж/д и трамвайные вагоны, некоторые виды электрооборудования и т.д.». Всего, по данным Минфина РК, Казахстан отстоял прежние ввозные таможенные пошлины примерно на 1000 наименований товаров сроком от 1,5 до 3 лет. Основой же для единого таможенного тарифа стали тарифы, применяемые в России. Конечно, в связи с повышением ввозных пошлин из третьих стран подорожают импортная оргтехника, электроника, бытовая техника, некоторые виды лекарственных препаратов, одежда, меха, ткань, обувь, изделия из кожи, лакокраски, цемент, трубы и т.д. Список можно продолжить с учётом того, что аналогичные товары производятся на территории стран таможенного союза. Однако правительства этих стран на то и делают расчёт, чтобы самим больше торговать, развивать и модернизировать отечественные предприятия, поднять качество собственных товаров в межконкурентной борьбе, чтобы затем одновременно вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Это и правильно, ведь, не секрет, что в постсоветские годы многие казахстанские и российские предприятия никак не модернизировались, проигрывая рынок сбыта на своей территории. Теперь же возможно привнести новые технологии, привлечь инвестиции, в том числе прямые иностранные, завлекая инвесторов мягкими условиями для вложений в модернизацию предприятий таможенного союза.

ДЕШЁВЫЕ ИНОМАРКИ УЙДУТ В ИСТОРИЮ

В торговле Казахстана с Россией и Беларусью есть ряд особенностей. По информации г-жи Жумашевой, продовольственные товары у соседей дешевле, чем в Казахстане, а вот автотранспорт и спецтехника в России дороже. Ещё дешевле машины стоят в Беларуси. Такая диспропорция по автотранспорту в пользу Казахстана и Беларуси сложилась из-за того, что, во-первых, таможенные пошлины здесь были ниже, чем в России, во-вторых, российский автопром предоставлял солидные дисконтные скидки для оптовых автодилерских сетей Беларуси и Казахстана, в-третьих, ставки НДС у нас были ниже и снижались чуть ли не ежегодно. Но с введением Единого таможенного тарифа ситуация выровняется, цены в Казахстане на автомашины, завозимые из третьих стран, несомненно поднимутся.
Ляязат Жумашева привела два примера. Автомашина AUDI-Q5 TDI, 2009 года выпуска, стоимостью 63 тысячи 146 долларов будет облагаться по следующей схеме. Если раньше на ввоз такой машины накладывалась общая сумма таможенных платежей и налогов в размере 2 млн. 221 тыс. тенге или 14 тысяч 909 долларов, то по новому единому таможенному тарифу плата за ввоз составит 4 млн. 354 тысяч 647 тенге или 29 тысяч 226 долларов. В эту сумму помимо пошлины входят ещё НДС в размере 12% и таможенные сборы. Если раньше импортная пошлина составляла 10% от стоимости автомашины, но не менее 0,1 евро за 1 куб.см в зависимости от объёма двигателя, то сейчас ставка пошлины выросла до 30%, но не менее 2,8 евро за 1 куб см. объёма двигателя. Подорожают и подержанные иномарки, к примеру, если за французское «рено» 2001 года выплачивалась ввозная пошлина в сумме 147 тысяч 96 тенге , то сейчас придётся раскошелиться на 1 млн.85 тыс. тенге. Просто страх божий. Однако это понятная протекционистская мера в отношении собственных автопроизводителей, прежде всего для России, на территории которой производится сборка иномарок таких автогигантов мира, как Тойота, Фольксваген, Рено, Форд, Ниссан, Санг Йонг. Там и до введения единого тарифа ввозные пошлины на иномарки равнялись 25-35%. В тоже время собираемые в Российской федерации иномарки с 1 января 2010 года смогут беспошлинно ввозиться в Казахстан и Беларусь. На всей территории Таможенного союза начинает действовать и норма о беспошлинном ввозе золота и платины в слитках, покупаемого центробанками стран-участниц. То же касается сельхозпродукции и продуктов питания, одежды, игрушек - в отношении этой группы товаров уже действует режим свободной, т.е. беспошлинной торговли. Таким образом, завозимое к нам российское продовольствие по идее должно подешеветь.

ПОСТЫ ИСЧЕЗНУТ ПОЭТАПНО

По информации атырауских таможенников, Россия и Беларусь уберут между собой таможенные посты с 1 июля 2010 года, а Казахстан и Россия - с 1 июля 2011 года. После того как будет оформлена внешняя таможенная граница, работающих сейчас примерно 5 тысяч казахстанских таможенников не сократят, а перебросят в основном на границу с Китаем и Узбекистаном, и частично с Туркменией и Кыргызстаном. До введения и ратификации парламентами стран-участниц единого Таможенного кодекса и полной отмены таможенных постов на границе с Россией всё остаётся по-прежнему. И ввозные пошлины, и таможенные сборы в 50 евро, и НДС будут взыматься, как обычно, таможенными органами. Как только страны-участницы уберут между собой таможенные посты, импортёры, ввозящие свои товары в страны Таможенного союза, по своему желанию могут оплачивать ввозные таможенные пошлины и НДС или на общей границе или по прибытии в пункт назначения. В последнем случае импортёру или водителю фуры, гружённой товаром, дадут на руки документ контроля доставки (ДКД) подтверждающий контроль. И естественно, доставщика введут в базу данных и передадут коллегам из стран таможенного союза для отслеживания. Никаких препятствий для свободного перемещения товаров не должно будет быть. А со временем взимание НДС возьмут на себя налоговые органы.
По словам начальника управления таможенного контроля ДТК по Атырауской области Еммата ЕРЕКЕНОВА, меры нетарифного регулирования тоже останутся - до введения нового единого таможенного кодекса, который страны ТС должны ратифицировать в апреле 2010 года. К мерам нетарифного регулирования по законодательству отнесены ограничения и запреты, лицензии, квоты, свидетельства, подтверждающие соответствие стандартам и требованиям по безопасности товаров (техническим, фармокологическим, санитарно-эпидемиологическим, фитосанитарным, радиоционным, экологическим). Это меры очень важны, ведь таможенники не специалисты широкого профиля, поэтому на границе существует профильный контроль соответствующих ведомств (СЭС, ветеринария, фитосанитария, транспортная инспекция). Но со временем эти виды контроля уберут, и таможенной службе уже дано поручение проработать вопрос с созданием аналогичных служб у себя в ведомстве.
Тимур КАЗИЕВ
Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

5007 просмотровНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3 4