Атырау, 29 марта 15:28
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Намудрил Тенгиз с зарплатой. Для чего?

20 535 просмотров
Намудрил Тенгиз с зарплатой. Для чего?После публикации «ТШО становится кузницей кадров. Для других» (см. «АЖ» №44 от 29.10.09 г.) с нами связались операторы 600-й установки ТШО и обвинили менеджеров компании во лжи. Более того, с намерением отстоять право на прежнюю надбавку за работу в адских условиях труда работники обратились с соответствующим заявлением в Генеральную прокуратуру. Между тем проверка, проведенная областным департаментом труда и социальной защиты, подтвердила, что после перехода на новую систему оплаты труда доходы работников Тенгизского завода, вопреки заверениям менеджеров ТШО, действительно уменьшились.

В той публикации мы констатировали наметившуюся тенденцию утечки кадров из Тенгизшевройла в другие компании. Менеджеры ТШО при встрече этот факт не отрицали, ссылаясь, в свою очередь, на существование социальных программ по удержанию кадров (о которых работники, как выяснилось, мало информированы).
На нашей встрече с менеджерами ТШО был затронут также вопрос о новой системе оплаты труда, на которую компания перешла в начале лета. После её введения работники установки-600 и грануляции серы Отдела производства серы в своих коллективных обращениях в СМИ утверждали, что их зарплата уменьшилась на 40%. А после статьи «ТШО становится кузницей…» редакцию посетила группа операторов этой установки. Они обвиняют менеджеров компании в откровенной лжи и приводят весомые доводы.
Напомним: во время той встречи с журналистом, организованной ТШО после официального запроса «АЖ», заместитель менеджера по людским ресурсам Аскар САГЫНГАЛИЕВ заявил, что после перехода на новую систему оплаты труда зарплата у работников не уменьшилась. А надбавка за «респираторные», которая выплачивается только операторам 600-й – как сотрудникам вредного цеха – после перехода на новую систему оплаты труда составляет 60 тысяч тенге.
– Это неправда, – комментируют «шестисотчики». Для наглядности мне показывают два расчетных листа, в которых начисления произведены по старой и новой системам. В первой оператору за 135 часов работы в месяц без надбавки за респираторные, но вместе с другими надбавками, начислено 230 тысяч тенге. По новой системе за большее количество часов (168) зарплата за вахту составила 220 тысяч. По словам операторов, после введения новой системы оплаты были аннулированы: спецнадбавка за пятибригадный метод работы, надбавка за вредность и сероводород. Кстати, людям непонятно, почему сотрудники Жылыойской прокуратуры, которые проводили проверку в ТШО по их коллективному заявлению, не встретились со всеми работниками установки, а ограничились общением с одним-двумя операторами. В документе по результатам прокурорской проверки сказано, ТШО произвел все изменения по закону, но ничего не говорится о том, что заработная плата работников завода уменьшилась.

«В ЦЕЛОМ В МЕНЬШЕМ РАЗМЕРЕ…»

А вот итоги проверки, проведенной по заявлению операторов 600-ой областным департаментом труда и социальной защиты населения. Главный государственный инспектор труда по Атырауской области Салават ИШАЙ на наш официальный запрос сообщил, что согласно новой системе оплаты труда надбавка за работу в респираторах стала выплачиваться в зависимости от категории работников. Так, к 1-й категории отнесены операторы, работающие в респираторах от 1 до 20 часов в месяц. Фиксированная надбавка для них составила 6 тысяч тенге. Для 2-й категории – от 21 до 49 часов – надбавка составила 17 тысяч тенге. Для 3-ей категории количество часов составило от 50 часов и более, а надбавка – 30 тысяч тенге. Цитата: «...Однако отдельные работники, работающие более 50 часов (у части работников и до 70 часов в месяц), а также старшие операторы и операторы пульта, в результате отнесения их к первой категории стали получать данную надбавку и зарплату в целом в меньшем размере (выделено мною. – Л.С.) по сравнению со старой системой».

В СЕРНОМ АДУ

Зарплата уменьшилась, а условия остались те же. Как рассказывают операторы, по результатам последней аттестации производственных объектов ТШО, поэтапно проведенной в 2002-2004 гг., только установка-600 на Тенгизском заводе была классифицирована как объект с вредными условиями труда. Операторы этой установки работают в постоянном контакте с жидкой серой, температура которой достигает 145-150 градусов по Цельсию. При розливе жидкой некондиционной серы на серные карты выделяется сероводород, пары которого сквозь спецодежду проникают в кожу и в организм человека. Мои собеседники рассказывают, что от этих паров у некоторых из них по телу идет сыпь как от аллергии. А во время непрерывного процесса интенсивного крошения и погрузки комовой серы по всей установке распространяется серная пыль, для защиты от которой и предусмотрены ВДА (респираторы). Газоанализатор постоянно показывает превышение ПДК по сероводороду. Кроме того, в ходе рабочего процесса операторам приходится вручную очищать от серы барабан-гранулятор, температура в котором достигает 50 градусов по Цельсию.
«Если раньше добыча нефти доходила до 10-12 млн тонн в год, то теперь она выросла до 20 млн тонн, соответственно увеличился и объем серы, которую принимаем с обоих заводов. Сера разъедает всё вокруг, а после недели пребывания на нашей установке чернеют все цветные металлы, что же говорить о нашем здоровье, – с горечью говорят операторы 600-й. – При переходе на новую оплату труда офисных работников перевели на оклад и подняли зарплату с 12-13 уровня до 20-22. Тем самым они сохранили прежнюю зарплату, а мы, рабочий класс, в заработке потеряли. В августе нам компенсировали респираторные за июнь и июль, но в урезанном размере. Тогда как руководство во время презентации новой системы оплаты труда утверждало, что никто ничего не потерял. Мы и раньше работали в таких условиях, но нам их компенсировали. А теперь и это урезали…»

СОКРАТИЛИ – ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА 600-ю

Поводов для недовольства у операторов этой установки накопилось достаточно. По их словам, в ТШО стало «модным» переводить на установку работников других отделов, попавших под сокращение. При переходе во вредный цех у них забирают разряд и уровень оплаты, заработанные за многие годы. На установку серы раньше операторов привлекали повышенной зарплатой, но после введения новой системы туда никто не хочет идти работать. А при попытке защитить свои права на людей оказывается давление в виде подготовки сокращений или перевода в подрядные организации. Все эти нюансы операторы отразили в своем обращении в Генеральную прокуратуру.
Ещё момент. В областном департаменте труда сообщили, что выплата надбавки работникам за работу в респираторах действующим законодательством не предусмотрена. Но… «При введении новой системы оплаты труда руководство убрало оплату респираторных, мотивируя это тем, что в законодательстве РК она не предусмотрена. Однако после нашего возмущения в ТШО вновь ввели оплату, но уже в уменьшенном и урезанном виде. Где тут логика?» – недоумевают работники компании.

МУДРЁНЫЕ ЗАРАБОТКИ

Между тем департамент труда нашел, что система оплаты труда, действующая в компании, является очень сложной, в связи с чем направил письма начальнику управления внутренней политики аппарата акима области А. КИСТАУБАЕВОЙ и начальнику управления координации занятости и социальных программ по Атырауской области Р. АДИЕТОВУ с предложением создать экспертную комиссию по определению правильности методики изменений в системе оплаты труда, в том числе и на участке «Установка-600 и грануляция серы».
Занятно, но ни один из перечисленных госорганов заняться созданием экспертной комисиии не пожелал. В управлении занятости сообщили, что акимат, ввиду отсутствия в регионе квалифицированных специалистов по этому вопросу, посчитал создание экспертного совета из сотрудников местных госорганов нецелесообразным. Специалисты Минтруда приехать в Атырау для участия в совете отказались. А на приглашение сотрудников из российских НИИ, как это было в ситуации с рухнувшим мостом, средств в областном бюджете не предусмотрено.
Занятную политику проводят госорганы. Местные кадры у нас не компетентны, столичные специалисты, как выясняется тоже в дефиците, на зарубежных нет денег. Обидно только, что в инофирмах деньги на всё это находятся, и заранее ясно, чего ждать от оплаченных ими экспертов. А вопрос, почему в стране, на предприятиях которой существуют вредные производства, законом не предусмотрена надбавка за респираторные, остается открытым.
Теперь все надежды операторы 600-ой возлагают на прокуратуру. А ТШО продолжает наращивать производственные мощности…
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

17 декабря 2009, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz