Атырау, 24 августа 22:29
Утром ясно+32, днём +33
Курсы Нацбанка: $ 386.04  € 427.77  P 5.88

ACTUALIS: Разойтись, чтобы вновь соединиться

2 декабря 2009 в 00:00
Казахстан, Россия и Белоруссия приняли решение о создании с 1 января 2010 года Таможённого союза. Реально таможенные посты снимут с 1 июля 2010 года.

Поодиночке не пробиться
Таможенный союз похож на серьёзную попытку построить наконец нечто общее после распада СССР. За время «самостийного» существования ни одна из экс-союзных республик не создала сколько-нибудь эффективной экономики. Каждая барахтается в ворохе собственных проблем. А причин здесь несколько. Одна из главных – структурная. Советская экономика была хоть и сверхцентрализованной, но по-своему работоспособной. Технологически и административно завязанные друг на друге советские предприятия давали большой ассортимент продукции, так как сырьё, транспортные издержки, трудовые и прочие затраты планировались «сверху». Распад СССР не повлёк за собой какой-либо структурной модернизации экономики на рыночных рельсах. 18 лет все только и делали, что проедали созданное руками предыдущих поколений – электростанции, железные и автодороги, нефтегазопроводы, линии электропередачи, заводы и фабрики. Чтобы всё модернизировать, нужны большие средства, свободное перемещение капиталов, сырья, рабочей силы, технологии. Даже казалось бы самодостаточная Россия и та стоит на грани технологической катастрофы. Крупнейшие аварии на Саяно-Шушенской, Каширской, Рефтинской, Улан-Удинской электростанциях, сокращение объёмов переработки нефти на изношенных нефтеперерабатывающих заводах, стареющий на глазах военно-промышленный комплекс - наконец-то подтолкнули высшее руководство России к плотной интеграции с некоторыми из бывших союзных республик.
Не лучшим образом обстоят дела и у Казахстана, точно так же сидящего на нефтяной «игле». Да, президенту Назарбаеву удалось привлечь громадные инвестиции, почти 90 миллиардов долларов, но львиная их доля пошла в сырьевый сектор, проще говоря, на выкачку недр. Была принята куча программ по развитию индустрии, но ни одна не выполнена до конца. О высокотехнологичных отраслях я лучше промолчу. Кроме, Астаны в стране не было построено ни одного города, из-за чего сложилась отрицательная диспропорция размещения трудовых ресурсов, расплодившая безработицу в крупных городах. Единственное что бурно развивалось, так это торговля турецким и китайским ширпотребом, автомобилями из арабских стран и строительство элитного жилья, которое по карману лишь узкой кучке обогатившихся коммерсантов и коррумпированных чиновников. В стране так и не было создано нормальных условий (налоговых, административных, инвестиционных) для производства товаров, не было создано достаточное количество рабочих мест – народ фактически нечем занять. На этом фоне неплохо выглядит лишь Белоруссия, сумевшая не только сохранить, но и развить свои производства. Сейчас она производит большой ассортимент продовольствия, мебели, стройматериалов, одежды, сельхозмеханизмов.

Долой таможенные посты
К плюсам Таможенного союза можно отнести снятие большого числа таможенных постов, мешавших свободному перемещению товаров, эдаких рассадников мздоимства. Поборы на таможенных постах отнюдь не способствовали развитию торговли, перемещению капиталов и рабочей силы. На постах в принципе наживаются все контролирующие органы – ветеринария, фитосанитария, транспортный контроль и т.д.
Можно найти любой повод придраться к фурам, гружённым товарами, тем более если товар скоропортящийся. Иметь «крышу» на всех постах просто нереально, поэтому всё решается очень просто – за взятку. А коррупционные издержки импортёр тоже вынужден закладывать в свои расходы. В этом плане, снятие препятствий процесс позитивный.
Но не стоит обольщаться. Таможенный союз выгоден той стране, у которой большее число товаропроизводителей, в данном случае России. Казахстан вынужден был согласиться на повышение импортных пошлин по 5 тысячам наименований товаров на 30-35%. Все они не производятся в Казахстане, а завозятся из-за «бугра». Россия же, производящая аналогичную номенклатуру товаров, ревностно пролоббировала свои интересы. Это значит, что импортные товары (начиная от продуктов питания, одежды, парфюмерии и кончая стройматериалами, автомобилями, промышленным оборудованием, мебелью) станут для казахстанцев по грубым подсчётам дороже в среднем на 40-50%, учитывая товарную накрутку и доставку (имеется в виду весь импорт кроме товаров из России и Белоруссии). Российские и белорусские товары, учитывая протекционистские таможенные пошлины, наоборот, станут для нас дешевле. Так что наши компании и коммерсанты, торгующие товарами из России и Белоруссии, а также бизнесмены, планирующие что-нибудь выпускать совместно с россиянами и белорусами, теперь на коне.
Нам, как потребителям, если конечно качество российских и белорусских товаров будет на высоте, это, несомненно, выгодно. А тяжелее всего придётся казахстанским производителям, ведь многие компоненты, детали, сырьё для производства своих товаров они завозят из-за пределов новой таможенной границы. А так как они будут облагаться повышенными импортными пошлинами, то и конечная казахстанская продукция станет по цене дороже. Выходит, что Казахстан, как и в союзные времена, вновь станет поставщиком сырья ― зерна, нефти, металлов, шерсти для стран Таможенного союза. Кроме, поставок сырья единственное, чем может «утешиться» Казахстан в условиях глобального рынка и Таможенного союза, так это развивать сельское хозяйство, попытавшись вновь стать общей житницей. Но для этого необходимо капитально помочь селу, долгие годы находившемуся в упадке. А времени остаётся все меньше и меньше - не за горами вступление в ВТО.
Тимур КАЗИЕВ
Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

2932 просмотраНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3 4