Атырау, 26 апреля 01:30
 ясноВ Атырау +25
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Экологические аспекты – важнейший приоритет АНПЗ

7 725 просмотров
Экологические аспекты –  важнейший приоритет АНПЗВажнейшим приоритетом в деятельности Атырауского нефтеперерабатывающего завода является обеспечение экологической безопасности окружающего региона, применение передовых и безопасных технологий во избежание их дестабилизирующего воздействия на окружающую среду.

За 10 месяцев текущего года, несмотря на влияние кризиса, завод принял все меры по стабильной работе производства, при этом не сократил запланированные затраты на природоохранные мероприятия, а также, учитывая историческое месторасположение завода и расширение города с приближением к санитарно-защитной зоне завода, были дополнительно разработаны и выполнены мероприятия, оказывающие положительное влияние на состояние экологической обстановки в регионе.
Атырауский НПЗ достиг следующих результатов по итогам 10 месяцев текущего года:
– выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу составляют 3419 тонн, что на 1231 т (на 36%) меньше аналогичного периода 2008 года и не превышает разрешенного лимита;
– сбросы ЗВ со сточными водами на поля испарения после биологической очистки составили 1700 т, что на 400,6 т (на 24%) меньше аналогичного периода 2008 года и не превышает разрешенного лимита;
– водоотведения на поля испарения составляют 2,2 млн куб. м в год, что на 420 тыс. куб. м (на 19%) меньше аналогичного периода 2008 года;
– платежи за загрязнение окружающей среды составили 19 млн тенге против 109 млн тенге за аналогичный период 2008 года;
– водозабор из р. Урал на производственные нужды за 10 месяцев 2009 года составил 2 900 тыс. куб. м, что на 360 тыс. куб. м (на 12%) меньше аналогичного периода 2008 года;
– объем водооборота по трем системам оборотного водоснабжения завода за 10 месяцев 2009 года составил 45 500 тыс. куб. м, коэффициент водооборота – 94%.
Выполненные мероприятия реально несут положительный эффект и подготовлена база для снижения потерь в 2010 году на 1%, что при переработке 4 180 млн т составит снижение потерь на 41 800 т.
Технический регламент «О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ РК», утвержденный постановлением Правительства РК от 29 декабря 2007 года, №1372 (с изменениями по состоянию на 21.07.2009 г.), предписывает выпуск автомобильных бензинов по уровню:
Евро-2 с 1.01.2010 г. (содержание серы не более 500 мг/кг), бензола не более 5%);
Евро-3 с 1.01.2014 г. (сера – 150 мг/кг, бензол – 1%, ароматические УВ – не более 42%);
Евро-4 с 1.01.2016 г. (сера – 30 мг/кг, бензол – 1%, ароматические УВ – не более 35%).
АНПЗ на сегодняшний день единственный завод в РК, выпускающий моторные топлива, отвечающие уровню Евро-2.
В свое время было много противников предыдущей реконструкции, проведенной с японскими компаниями. Реализованный в 2006 году I этап реконструкции позволил заменить морально и физически изношенное оборудование, провести коренную модернизацию производственных мощностей, уменьшить вредное воздействие на окружающую среду, производить нефтепродукты с низким содержанием серы, а также улучшить качество моторных топлив за счет расширения ассортимента нефтепродуктов:
– автомобильные бензины марок Регуляр-92, Премиум-95, Супер-98, соответствующие требованиям Евро-2 и имеющие запас качества по уровню содержания серы и бензола (при норме не более 500 ppm и 5% соответственно, факт. 7 ppm и 2,7%);
– дизельные топлива в соответствии с требованиями Евро-2, 3, 4 (зимнее и летнее экологически чистое топливо), низкозастывающее дизельное топливо с температурой застывания минус 35 без применения присадок. Именно эти виды дизельного топлива рассчитаны на применение в современных легковых и грузовых автомобилях с дизельными двигателями;
– реактивное топливо ТС-1 смесевое с гидроочищенным керосином (техническая возможность производства возросла на 200 тыс. т в год);
– водозабор из р.Урал на производственные нужды сокращен с 10,4 млн куб. м до 4,9 млн куб. м в год;
– практически прекращено сжигание газа на факеле.
29 октября этого года на АНПЗ состоялось подписание контракта «под ключ» на строительство Комплекса производства ароматических углеводородов. Мы решили дать аргументированные объяснения жителям города Атырау и Атырауской области по сути проекта и его цели.
Что же такое параксилол? Параксилол – ароматический углеводород, относится к ряду гомологов (производных) бензола. Параксилол относится к третьему классу опасности. «Класс опасности» – показатель, характеризующий степень опасности для человека веществ, загрязняющих атмосферный воздух.
Вещества делятся на следующие классы опасности: 1 класс – чрезвычайно опасные, 2 класс – высокоопасные, 3 класс – опасные, 4 класс – умеренно опасные. К третьей группе также относятся оксид азота, диоксид серы, являющиеся продуктами сгорания топлива в автомобилях, а также взвешенные вещества, представляющие собой обычную дорожную пыль, при этом последние являются основными загрязнителями воздуха в любом городе.
ПДК параксилола составляет 0,3 мг/куб. м (ПДК – предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в среде – концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящее или будущее поколения, не снижающее работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни).
Для чего используют параксилол. Бензол и параксилол – востребованные продукты переработки нефти, которые, в свою очередь, служат сырьем для выпуска огромного ассортимента нефтехимической продукции. Бензол используется для получения капронов, параксилолов с последующим получением пластических масс и пластмассовых волокон. Это получение красителей, ядохимикатов для сельскохозяйственного производства. Это фенолформальдегидные смолы для строительного бизнеса, мебельной промышленности. Это сырье для получения лекарственных препаратов, растворителей. Пластические волокна используются в интерьерном оформлении, в автомобильной промышленности. Да и вообще сегодня очень трудно назвать отрасль, в которой не используются пластические волокна.
Мировые объемы производства параксилола составляют более 26 млн тонн в год. В мире насчитывается 64 комплекса по производству параксилола. Из этого объема в США и Канаде производится 23% от общего объема, в Западной Европе – 9%, Ближний Восток и Африка – 5%, в Азии (Япония, Южная Корея, Сингапур) – 60%. Это говорит о том, что основной объем производства приходится на высокоразвитые страны мира, где действуют жесткие стандарты по качеству автомобильных топлив. В части интересующей нас – это жесткое ограничение содержания в топливах бензола и ароматических углеводородов, вызывающих у населения наиболее тяжелые формы аллергических реакций и болезни, включая рак. Если учитывать, что основной загрязнитель это автомобильные выхлопы, становится понятным, почему производства распространены именно в развитых странах. В настоящее время Япония имеет планы и осуществляет строительство еще нескольких дополнительных производств параксилола.
Крупнейшими экспортерами параксилола являются: Япония – 29%, США – 17%, Корея – 15%, Сингапур – 10%, Индия – 7%. На Западную Европу приходится 9%, или 2,4 млн тонн в год производства параксилола: Голландия, Бельгия, Великобритания – по 20%, Германия и Италия – по 13%, Франция, Испания, Португалия – около 5% каждая. То есть эти страны имеют объемы производства параксилолов, обеспечивающие собственную потребность со значительным избытком, и речи о том, что данное производство только для стран третьего мира (бедных стран, куда выводится все вредное производство) нет. Производством ароматических углеводородов занимаются страны с мощным экономическим потенциалом.
Главные производители ароматических углеводородов в мире – крупнейшие компании, в их числе: British Petroleum, Exxon Mobil Chemical, Chevron Philips Chemical, Mitsubishi Chemical, Polimeri Europa, Reliance Industries, Shanghai Petrochemical, Teijin.
В элиту производителей ароматических углеводородов попасть не так просто – технологии очень дорогие и не всем доступны.
Дополнительно о месторасположении аналогичных производств относительно города. Исторически сложилось и экономически оправдано, что большинство нефтеперерабатывающих комплексов расположено в крупных городах с развитой транспортной системой и значительным собственным потреблением нефтепродуктов.
Более того, в Европе аналогичные существующие заводы в силу их географического месторасположения практически не имеют специальных санитарно-защитных зон между комплексами и жилыми массивами, а высокая степень экологических требований достигается за счет современных и безопасных технологий производства параксилолов. Безопасность обеспечивается надежностью систем управления и защиты.
При желании информацию о месторасположении нефтехимического комплекса каждый пользователь может спокойно получить в Интернете, здесь закрытой информации нет.
В соседней России параксилол производится на двух крупных НПЗ, расположенных в черте города (новоуфимский НПЗ и омский НПЗ).
Конкретно о нашем проекте. Планируется строительство установки риформинга бензинов с блоком извлечения бензола и установок по производству ароматических углеводородов. Схема очень гибкая и позволяет получать либо максимально высокооктановые бензины (по стандартам не ниже Евро-4), либо получать дополнительно до 136 тысяч тонн бензола и до 496 тысяч тонн параксилолов. Лицензиар технологий – французская компания «Axens». Проект позволит обеспечить производство ароматических углеводородов, а также обеспечит производство экологически чистых бензинов. Те канцерогенные вещества, которые мы сегодня вдыхаем вместе с парами выхлопных газов автомобилей, будут выделены отдельно в виде сырья нефтехимии.
Для производства ароматических углеводородов выбран портфель технологий ParamaX компании «Axens». Портфель ParamaX включает набор технологий для производства параксилола и бензола из бензиновой фракции. Компании «Axens» и «Exxon Mobil Chemical» образовали альянс для предоставления технологий производства параксилола на новых комплексах по всему миру. Технология Morphylane (блок извлечения бензола) компании «Uhde» также входит в этот портфель.
С 2005 года компания «Axens» предоставила лицензии на комплекс ParamaX общей производительностью по параксилолу и бензолу порядка 10 млн тонн ежегодно.
Ввиду того что японская сторона слишком высоко оценила риски собственных инвестиций в период кризиса и запросила резко завышенную цену, для подписания контракта выбрана китайская компаний «Синопек Инжиниринг». Существенным преимуществом компании «Синопек инжиниринг» по отношению к японской компании является также срок реализации проекта – 39 месяцев против 54. Цена проекта не является заниженной и незначительно превышает стоимость, которая была предварительно рассчитана на стадии разработки технического проекта.
Учредителем компании «Синопек Инжиниринг» является китайская нефтяная и химическая корпорация «Синопек». Корпорация «Синопек» занимает третье место в мире по переработке нефти и 4 место по производству нефтехимической продукции, а также второе место по добыче нефти в Китае. Корпорация «Синопек» заняла 16 позицию в рейтинге «Fortune Global 500», имея доход $59 млрд 118 млн в 2008 году, когда она произвела 42 млн тонн нефти и 8,3 млрд куб. м природного газа, переработала 190 млн тонн нефти и произвела 6,29 млн тонн этилена. По оценке на текущий момент корпорация занимает уже 7 место в мировом ранге крупных компаний.
Утверждение о том, что китайцы построят очень дешево и некачественно, мягко говоря, удивляет. Китайские товары сегодня по качеству и цене проходят на рынки всех развитых стран – 50-80% рынков США, Европы, Японии и других стран с жесткими требованиями к качеству продукции. И то, что журналист видит только дешевые и плохого качества ботинки, произведенные в Синьцзяне, еще ни о чём не говорит. Материковый Китай уже давно известен во всем мире именно по товарам высоких технологий. Отношение сегодняшнего Китая к экологическим вопросам можно оценить по их заявлению о программе снижения выбросов парниковых газов на 40-45% от уровня 2005 года к 2020 году, при растущих объемах производства. Правительство Китая не разбрасывается словами, и думается, программа будет выполнена. Её масштаб впечатляет.
Генеральному подрядчику не выгодна ситуация, когда завод из-за каких-то проблем не будет работать рентабельно или закроется из-за экологических проблем. В этом случае будут потеряны деньги, и это нонсенс. Более того, китайская сторона заинтересована закупать целевую продукцию на долгосрочной основе. Наш проект не является крупным для китайской стороны и, скорее всего, будет их визитной карточкой для дальнейшей работы на нашем рынке.
То, что в период мирового кризиса под атырауский проект выделены средства, говорит о том, что проект в целом высокорентабелен. Приложены немалые усилия главы государства и правительства по привлечению инвестиций, и тем самым будут решены экологические проблемы, созданы дополнительные рабочие места и налажен выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
Специалисты завода имеют опыт в реализации крупного проекта реконструкции с японскими компаниями мирового уровня и вполне способны оценить качество поставок оборудования и услуг китайской компании.
О проблеме со строительством аналогичного производства в китайском городе Сямынь.
Что же на самом деле произошло? А произошла обычная борьба компаний за новые проекты. Истинной причиной переноса производства явился политический фактор, характерный для деловой китайской среды. Изначально строительная площадка планировалась для инвесторов из Тайваня. Однако из-за неудачного привлечения инвестиций начало строительства затянулось. Технико-экономическое обоснование было разработано в конце 90-х годов. Поэтому правительство Китая продало землю другой инвестиционной компании под строительство недвижимости. Когда тайванский инвестор был готов финансировать проект, китайская компания по недвижимости уже провела застройку и начала реализацию жилых домов. Началась борьба за право дальнейшего строительства на спорном участке. Правительство решило спор в пользу местного инвестора. При этом, учитывая исторические отношения между континентальным Китаем и Тайванем, такие споры в большей степени решаются в пользу коренных китайцев. Кроме того, политическое противостояние было искусственно трансформировано в борьбу за экологию и здоровье. К тому же город Сямынь представляет собой курорт, расположенный на небольшом острове, и ранее действующих промышленных производств не имел. В итоге производство не отдалено от города на сотни километров, а перенесено в другой китайский город. Сравнение ситуации приведено неудачно.
К сожалению, не первый раз некоторые СМИ занимаются свободной интерпретацией отдельных фактов и событий. У всех на памяти публикации о «сероводородной бомбе». И где теперь эта бомба? Исчезла? Или её не было?
Конкретно по последним публикациям. Статьи написаны в резкой и «протестной» форме, публикации через сайт также носят «майданный» характер. Предлагается закрыть проект или вынести его за сотни километров, со ссылкой на несуществующих экспертов. Мы думаем, что нужен более взвешенный и компетентный подход. В этих вопросах, в первую очередь, необходим профессионализм и элементарная журналистская этика.
Новый завод обойдется в десятки раз дороже. Казахстан – страна богатая, но не настолько, чтобы «сорить» деньгами.
Есть ссылки на аварии на АНПЗ. Да, к сожалению, мы в этом году имеем групповой несчастный случай со смертью одного из наших работников. Это первый случай за последние шесть лет. Причина – человеческий фактор. Все новые технологические процессы позволяют исключить аварийное развитие ситуации даже при определенных ошибках персонала. На сегодня мы продолжаем модернизацию и «старых» технологических установок, переводим их на распределенную систему дистанционного управления. Ведется работа по замене всего оборудования, имеющего длительный срок эксплуатации.
На сегодня на АНПЗ ведется планомерная работа по снижению выбросов, есть конкретные результаты. Работы будут продолжены и в последующие годы. Атырауский НПЗ имеет экономию по защищенным лимитам выбросов. Платежи за загрязнение окружающей среды за 10 месяцев текущего года составили 19 млн тенге против 109 млн тенге за аналогичный ериод 2008 года.
Реализация инвестиционного проекта «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов на базе Атырауского НПЗ» необходима для создания в Республике Казахстан первого нефтехимического производства по выпуску нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью. Внедрение высоких технологий мирового уровня приведет к развитию научно-технического и экономического потенциала Казахстана.
Наши выводы:
1. Производство обеспечивает экологическую чистоту автомобильных бензинов от канцерогенных (вызывающих рак) веществ. Если топливо не очищать, то мы по-прежнему будем дышать вредными выхлопами с высоким содержанием канцерогенных веществ.
2. Производство может быть расположено только там, где производятся автомобильные бензины. Перевозить бензины для очистки и назад нереально. Утверждение о выносе этих производств в третьи страны – вымысел.
3. Безопасность производства обеспечивается современными технологиями.
4. Ситуация с подачей в СМИ информации, отражающей только половину правды, в конечном итоге искажает суть. Надо рассматривать все аспекты, не выдергивая фраз из общего документа.
Противники реализации КПА не до конца понимают сути проекта, считая, что они борются за экологию. Проект же в первую очередь направлен на улучшение экологических характеристик товарных продуктов, которые в основном используются в Казахстане. Уже первая фаза реализации проекта позволит сократить выбросы от автотранспорта бензольных соединений на 36 тысяч тонн в год.
10 декабря 2009 года мы планируем провести очередную встречу по экологическим вопросам с представителями НПО, СМИ, общественности и инспектирующих органов. Приглашаем всех желающих получить дополнительную информацию по экологической деятельности предприятия.
ТОО «Атырауский НПЗ»
2 декабря 2009, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz