Атырау, 20 августа 15:03
Вечером ясно+30, ночью +22
Курсы Нацбанка: $ 386.80  € 429.27  P 5.78

Два в одном, или новый метод обучения «по-бейбарысовски»

14 октября 2009 в 00:00
Два в одном, или новый метод обучения «по-бейбарысовски»Недавно один из читателей обратился в нашу редакцию по поводу довольно странной ситуации, возникшей в школе села Бейбарыс Махамбетского района. По его словам, с некоторых пор здесь наметилась тенденция обучать учеников двух классов в одном кабинете. Родителей, которым небезразлично качество получаемых их детьми знаний, от которого напрямую зависит их дальнейшая судьба, такое положение дел встревожило не на шутку. Как и следовало ожидать, этот эксперимент с учащимися русских классов в средней школе имени Чкалова не удался и к этому моменту завел весь педагогический коллектив в самый настоящий тупик.

Чтобы разобраться во всех тонкостях этого «нововведения», нам пришлось отправиться в село Бейбарыс. С родителями, которые связались с нами по мобильному телефону, мы встретились возле Дома культуры. Собравшиеся родители и учителя рассказали, что новая метода обучения в школе была введена в прошлом году. Руководство сельского округа, сославшись на малое количество учащихся в русских классах, решило выйти из ситуации путем введения группового обучения. Фактически в данной школе стало нормой сокращение продолжительности 45-минутного урока. Если до этого совместное обучение распространялось на учащихся 3 и 4 русских классов, то теперь к ним присоединились и ученики 6 и 7 классов. А пятерых учащихся восьмого класса руководство школы вообще отправило в казахский класс. Невольно задаешься вопросом, а насколько качественное образование получат в данном случае те, кто на протяжении восьми лет проходил обучение на русском языке?
– В конечном итоге от подобных сомнительных реформ учебного процесса больше всех страдают наши дети. В данной ситуации как-то даже неуместно говорить о качестве знаний. Дошло до того, что учащиеся перестали понимать, чему их обучают. В знак протеста против подобного безобразия в прошлом учебном году в течение недели мы запретили своим детям посещать школу. Перед началом нового учебного года никаких разговоров о закрытии русских классов не было. Ситуация ненормальная, и мы не можем сидеть сложа руки, – говорят родители.
Разговор был в самом разгаре, когда возле нас остановилась машина. Вышедшая из автомобиля женщина (как выяснилось впоследствии, аким округа Гульназира ЖАЙЛАШЕВА), даже не представившись, с ходу стала задавать вопросы:
– Что здесь происходит? Почему здесь собрались?
Стоило нам сказать, что мы журналисты «АЖ», она возмутилась еще больше.
– Почему первым делом не встретилась с нами? Надо же соблюдать субординацию. А я-то подумала, что здесь продают что-то, – сказала аким села.
Такая реакция на происходящее со стороны акима сильно озадачила нас. Немного придя в себя, мы ответили, что не обязаны отчитываться перед акимами.
Чуть позже, когда мы решили заглянуть к акиму округа, Жайлашевой на рабочем месте не оказалось. По словам главного специалиста, она якобы отбыла в районный центр.
Озабоченность родителей вполне логична и резонна. В результате группового обучения 45-минутный урок практически потерял свой изначальный образовательно-воспитательный смысл. В этом мы убедились во время наблюдения за самим процессом обучения. Помимо нас на этих уроках присутствовали несколько родителей, заведующая учебной частью. Вот, например, урок математики в 6 и 7 русских классах. В одном кабинете одновременно находятся двадцать учащихся обоих классов. На этот раз ученики 6 класса выполняют контрольную работу, в то время как семиклассникам объясняется новая тема.
– А иначе никак нельзя. Опросить всех не успеваю, потому что приходится попеременно заглядывать сразу в два журнала. Кое-как выкручиваемся из этой непростой ситуации. Если по правилам на учеников одного класса предусмотрено 45 минут, то в данное время мы используем лишь 22 минуты. Сложности возникнут после второй четверти, когда в седьмых классах начнут изучать геометрию, для которой порой и 45 минут бывает недостаточно. Как я смогу в одном кабинете одновременно вести уроки алгебры и геометрии – вот над чем я уже сейчас ломаю голову, – говорит учительница Сара СУЛТАНОВА.
Затем мы побывали и в другом кабинете, где шел урок русской литературы для учащихся 3 (7 учеников) и 4 (10 учеников) классов. Учительница Светлана КАЛМЫКОВА всячески старается уделить внимание ученикам обоих классов. Хотя ребят рассадили по разным рядам, в одном кабинете ведутся одновременно два различных урока. Даже наш слух отказывается воспринять что-либо, а каково детям? Одни увлечены выполнением задания учительницы, но их постоянно отвлекают ученики другого класса, которые дружно тянут руки, чтобы показать, насколько успешно они усвоили новую тему. Таким образом, мы на практике увидели все “прелести” таких спаренных уроков. В то время, когда учитель объясняет для одних новый материал, ученики другого класса, уткнувшись в учебники, усердно читают, но никак не могут постичь смысл всего написанного. Сразу бросается в глаза, что учитель просто физически не успевает охватить всех учеников. В данной ситуации как-то даже и неуместно вести речь об индивидуальной работе с учеником. Учителя возмущенно говорили о том, что они не располагают достаточным временем для того, чтобы опросить учеников и оценить их знания. А какие знания можно ожидать от ученика, которого не опрашивают на уроках? И учителя, и родители не скрывали, насколько сильно они обеспокоены таким положением вещей.
– Судите сами, разве можно в данной ситуации требовать от учеников высокой успеваемости. А ведь среди них есть дети, которым трудно усвоить темы даже в нормальных условиях. Нам нужно одно: качественное образование. Знали бы мы чуть раньше о планах руководства школы, может, отправили бы своих детей для продолжения учебы в соседние села или в город. Проще было бы перевести всю школу на казахский язык обучения. Как бы там ни было, но экономия средств высокопоставленными чиновниками от образования негативно сказывается на учащихся школы. Видимо, руководство не намерено закрывать русские классы, иначе чем объяснить тот факт, что в первый класс в этом учебном году принято 17 детей. Где гарантии, что со временем и они не станут жертвами группового обучения? – сетуют родители А. Кереева, А. Тажиева, Е. Любашова и другие.
Родители внесли вполне логичное предложение дать возможность тем, кто учится здесь с малых лет, благополучно окончить школу. После этого можно было бы спокойно переводить школу на казахский язык обучения. В прошлом году чиновники, хотя в открытую и не выступили против продолжения учебы выпускниками девятых классов, действуя окольными путями, добились того, что те в конечном итоге перешли не в десятый класс, а перебрались в колледжи и лицеи. Следует отметить, что население села Бейбарыс составляет 2 588 человек, которые представляют девять национальностей.
Во время нашего посещения школы директора не оказалось, а вот заместитель директора по учебной части София КАЗИЕВА призналась, что в свое время она выступила против методов обучения, применяемых в русских классах. Однако в районном отделе образования на ее слова внимания не обратили.
– В отделе образования нам сказали, что они руководствуются инструктивно-методическим письмом министерства образования и науки РК о малокомплектных школах. Но, изучив этот документ, я не обнаружила в нем ничего похожего на то, что творится сейчас в нашей школе. Классы объединили, резко уменьшилось количество часов учителей. В какой-то мере «крадут» часы и у учащихся. У нас есть полная возможность для раздельного обучения. Хотя школа построена в 1938 году, кабинетов у нас достаточно, да и учителей тоже. И нет никаких оснований и предпосылок для введения группового обучения, – говорит с возмущением София Казиева.
А завуч начальных классов Алмагуль ЕСЕНИЯЗОВА призналась, что в русских классах резко упала успеваемость, которая на данный момент у учеников 3 класса составляет 43 процента, а 4 класса – 50. В двух классах в общей сложности всего-навсего три отличника. А вот качество знаний в казахских классах среди тех же учеников 3-4 классов неизменно держится на отметке 70-80 процентов. Кроме того, завуч упомянула и о том, как часто видоизменялось и перекраивалось расписание уроков в течение первого месяца учебы.
Мы обратились к акиму района Р. СИСАТОВУ, который сообщил, что он уже дал соответствующее поручение начальнику районного отдела образования.
– На основании определенных Законом РК «Об образовании» и утвержденных приказом министра образования и науки РК №40 от 29 января 2008 года Правил о малокомплектных школах и малокомплектных классах, в зависимости от численности учеников подобные классы объединяются в комплект-классы. Руководствуясь этими правилами, мы объединили классы Чкаловской средней школы, – комментирует начальник Махамбетского районного отдела образования Ерсайын ШАМАНОВ. – Директор школы по этому случаю издал специальный приказ, организовал всю работу. Что касается претензий со стороны родителей, то они возникли из-за одновременного обучения объединенных классов. В связи с данными фактами проведено служебное расследование, проведены консультации со школьными учителями, заново уточнены расписание уроков и часовые нагрузки. Теперь уроки в малокомплектных классах будут проводиться отдельно. Эта проблема и пути ее решения обсуждались на собрании с участием родителей и администрации школы. А что касается качества знаний, то следует признать его резкое снижение.
Ляззат КАРАЖАНОВА,
Махамбетский район

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

3414 просмотровНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3 4