Атырау, 17 сентября 09:26
Днём будет пасмурно+24, вечером +20
Курсы Нацбанка: $ 385.16  € 425.95  P 6.01

АНПЗ готов выпускать бензин высшего качества. Но зачем?

21 мая 2009 в 00:00
В четверг на встрече с экологами главный инженер АНПЗ Кайрат УРАЗБАЕВ допустил несколько нелестных выражений в адрес газеты «Ак Жайык» из-за публикаций о пожаре на Тухлой балке.

Впрочем, бог с ним. Рано или поздно истина всплывёт. А пока – некоторая информация для наших читателей. В прошлом году завод переработал около четырех миллионов тонн нефти, и это был лучший показатель за последние 11 лет. Но в ноябре Атырауский НПЗ испытал на себе дыхание мирового кризиса – объёмы переработки упали сразу наполовину.
Все началось с того, что вдруг вдвое упала экспортная цена на мазут. Это топливо в Казахстане мало востребовано, потому что многие потребители пользуются природным газом. Традиционно мазут, произведенный АНПЗ, пользовался спросом в России. Но снижение цен на мировом рынке привело к тому, что закупки прекратились и на заводе были вынуждены сократить производство наполовину.
Заводу помогли девальвация тенге, которая привела к активизации экспортных операций, и последовавшее за этим снижение таможенной пошлины на топливо. Кроме того, руководство АНПЗ с удовольствием отмечает, что в этом году впервые не вводился запрет на экспорт нефтепродуктов на время весенней посевной.

Рассказывает К. Уразбаев: «Обычно в месяц мы перерабатываем около четырехсот тысяч тонн нефти. В конце же 2008 года объемы переработки упали ниже двухсот тысяч тонн. Стоял вопрос о переводе работы коллектива на неполный рабочий день. Но мы устояли. Сокращения рабочего персонала не было, в зарплате никто не потерял».
С марта текущего года спрос на мазут возобновился, хотя традиционно запасы мазута делаются осенью и зимой. Теперь можно с точностью судить, что неразберихой с ценами на мазут завод поплатился за бешеный спрос в аномально холодную зиму 2007-2008 годов, когда потребители в России и Казахстане боялись низких температур и мазут из закромов Атырауского НПЗ лился рекой.
Сейчас завод уже набрал обороты и старается держать темп на уровне прошлого года. Что же может создать помехи теперь, спросили мы руководство ТОО «АНПЗ». И получили ответ: «Главное, чтобы летом правительство не вздумало ввести запрет на экспорт нефтепродуктов в связи с уборкой урожая».
«Мы работаем на казахстанском рынке в условиях жесткой конкуренции с российскими заводами, которые фактически растворены в составе ведущих нефтяных компаний. Они считают затраты, начиная от добычи нефти и заканчивая реализацией бензина, и с ними очень тяжело конкурировать», – признался К. Уразбаев.

Вот почему сейчас на Атырауском НПЗ взяли на вооружение несколько программ, которые должны улучшить экономические показатели предприятия. Одна из них – улучшение качества принимаемой на переработку нефти. Сейчас ведется строгий лабораторный контроль за всем поступающим сырьём. Амбарная, т. е. долго хранившаяся нефть на переработку не принимается. Также не пропускается нефть с повышенным содержанием воды. Это опасно, поскольку из-за попадания воды внутрь установок происходит колебание давления и идет сброс газов на факелы.
Руководство завода признается, что не получилось договориться с руководством ТШО о поставках тенгизской нефти – не сошлись в цене. По словам К. Уразбаева, покупай завод нефть у ТШО, бензин на заправках «Казмунайгаза» стал бы на 40% дороже.
В прошлом году на заводе впервые получили бензин марки АИ-95. Кроме того, в летнее время здесь налажено производство экологически чистого дизельного топлива. Для круглогодичного выпуска незамерзающей солярки заводу не хватает водорода. Эта проблема будет решена на следующем этапе реконструкции. В ближайшее время АНПЗ намерен получить первую партию бензина марки АИ-98.
На вопрос, почему качество казахстанского топлива отстаёт от стандартов Евро, К. Уразбаев ответил, что завод готов выпускать топливо мирового уровня. Только будет ли оно востребовано на казахстанском рынке? Дело в том, что применяемые в производстве евростандартного топлива специальные добавки неминуемо отразятся на цене бензина. Во-вторых, не все транспортные средства, и особенно выпускаемые в России, ориентированы на стандарт Евро.
«Из трех НПЗ Казахстана мы наиболее готовы к переходу на стандарт Евро. Весь произведенный нами в 2008 году автобензин соответствует стандарту Евро-2», – заявил руководитель Атырауского НПЗ.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

3444 просмотраНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3