Словом, ну так приперло, что спецназовский батальон снабжают камерами прямой трансляции, и страна прилипает к эранам своих телевизоров, наблюдать полицию в реале. Потребитель в очередной раз одурачен гнусным пиаром. Мораль: «у этих» (то бишь прессы) цель оправдывает средства, а рейтинг любой ценой. Если тезисно, то телевидение – зло. Журналисты – поборники дьявола. Правды нет. И если у них там, за бугром, весь мир – матрица, то у нас просто помойка...
Новый российский фильм «Горячие новости», пусть и со шведским участием, как иллюстрация к незыблемому закону диалектики про количество, в конце концов неизбежно переходящее в качество. Россия снимает такое количество «бандитских» картин, что набила-таки «в теме» продюсерскую сноровку и операторский глаз. Картина со скромным бюджетом в 4 млн долларов, в который вбиты и официально выкупленные у первоисточника права на римейк снятого в оригинале гонконгским режиссером Джонни То в 2004 году фильма, на лавры шедевра современного искусства не претендует. Однако смотрится ровно и без смущения за авторов, взявших за «высокую планку» не утрированные стандарты голливудского конвейера, а наработки не отягощенной историей восхождения на киноолимп Азии. Она туда не взошла, ворвалась. И уже имеет свою школу, почерк и дерзость не оглядываться на старые киношколы, а навязывать собственные штампы. Которые уже охотно переняли американские режиссеры. На «азиатчине» поднялся не один Тарантино...
«Горячие новости», кажется, первый опыт российского обращения к азиатскому кино, и, в принципе, он удался. Конечно, римейк это даже не экранизация, но немалый авторский труд состоит хотя бы уже в том, чтобы адаптировать существующий сценарий под окружающую действительость и ментальность. Противостояние полиции и криминала – любимейшая, если не центральная тема нынешнего ТВ, обыграна местами даже изящно: прикрытое формальными речами равнодушие руководства, типичный страх за свои кресла, беспокойство за сомнительную честь мундиров и очевидная трусость некоторых людей в погонах с одной стороны и отчаяние, гибкость ума и при этом доля «человеческого» в отморозках с другой...
Ну и на визуальное воплощение не поскупились – красные морды шириной с лопату типичных «ментов» оттенены удачными образами брутально-романтических современных «жегловых» в исполнении таких актеров, как Мерзликин, например. Достойную ему пару составил главарь банды Герман, в традициях современности обремененный интеллектом, харизмой и нескрываемым обаянием. Еще один «герой нашего времени» - киллер в исполнении Гармаша – вообще полон благородства. Намечавшийся было конфликт самоидентификации преступников был обойден непринужденно – просто у наемных убийц «судьба такая», а у бандитов – «такой бизнес». Мол, если бы не обстоятельства, пошли бы в школу историю преподавать... Все в духе времени.
Недаром авторы определили жанр как «сатирический боевик». Однако в традиционный тандем вклинивается третий не лишний – четвертая власть. И тут уж авторы на едкую и даже злую иронию не поскупились. Массмедиа выставили в таком неприглядном свете, что этот свет хоть туши. Всю журналистскую рать олицетворяет одна безмерно амбициозная, циничная, беспринципная и даже откровенно подлая пресс-секретарь московского ГОВД Катя Вербицкая, воплощенный гламур в худших традициях глянца: худое длинное тело в узеньком костюмчике за рулем мини-купера BMW и со стильным ноутбуком Waio от Sony под мышкой венчает острое каре вокруг вечно улыбающегося лица с алчными глазами. Короче, мало вам было козлов в форме и отморозков без тормозов, получите еще и подлую прессу, которая не гнушается захват бандитов в жилом доме превратить в реалити-шоу с онлайн-демонстрацией кровавого насилия и научилась из отчета о поражении состряпать победный рапорт в прямом эфире, на глазах миллионов, в режиме реального времени.
На самом деле сюжет о тлетворном влиянии телевидения в сфере манипуляций общественным мнением несколько однобок в оценке моих коллег по цеху. Не так уж и страшен этот черт, как его малюют. Тем более в любой профессии найдется продажный и бесчестный ее представитель, но когда старые враги приелись, нового хватают из тех, что ближе остальных. Вот так журики попали под раздачу.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
13 мая 2009, 00:00