Атырау, 18 апреля 18:24
 ясноВ Атырау +18
$ 448.89
€ 477.93
₽ 4.76

Он прошёл финскую, партизанил в Европе, умирал в концлагерях. И выжил

5 116 просмотров
Он прошёл финскую, партизанил в Европе, умирал в концлагерях. И выжилДень Победы!.. Этот день люди будут помнить вечно. И всё же следует признать, что вписанные в мировую историю огненные годы Великой Отечественной войны еще не исследованы полностью. Например тема, много лет являвшаяся закрытой, – трагические судьбы наших солдат, побывавших в фашистском плену. Один из тех, кто сумел вынести бесчисленные удары судьбы и добиться торжества правды и справедливости – коренной житель поселка Индерборский Атырауской области Сеилхан ГАБДУЛЛИН.
Сеилхан ага был долгожданным ребенком своих родителей. Габдулла и Рабига целых восемь лет ожидали рождения первенца, появившегося на свет в 1921 году. Но недолго им довелось радоваться – вскоре они умерли. Сеилхан не остался один, его забрали в свою семью родственники. Эти же добрые люди помогли ему закончить среднюю школу. Сеилхан учился весьма успешно, и по окончании школы сумел поступить на факультет естествознания учительского института в Алма-Ате.

ТЯЖЁЛЫЙ ВЫБОР

Но к тому времени ему стукнуло 18, пришла повестка в Красную Армию.
– Свое боевое крещение я получил на финской войне. Как-то шли мы по лесу, и вдруг со всех сторон засвистели ножи. Это было такое специальное устройство, метавшее ножи, финны его придумали. Жестокая штука… Много наших тогда полегло, – вспоминает Сеилхан ага.
После того, как Красная Армия заставила капитулировать Финляндию, Сеилхан в составе группы войск был передислоцирован в город Двинск, расположенный на границе с Латвией. Великая война была уже не за горами… Вот как вспоминает её начало Сеилхан ага:
– На рассвете в небе показались вражеские самолеты, которыми, казалось, было усыпано всё небо. Командир подразделения собрал нас, сообщил о начале войны и стал раздавать оружие и боеприпасы. Каждому из воинов досталось по самозарядной винтовке и 30 патронов. Командир предупредил, что патроны надо экономить…
Сеилхан ага вспоминает, что в первые месяцы войны они все время рыли окопы и отступали. Но это не было самовольным оставлением боевых рубежей, а планомерным, осуществляемым по приказу командования отступлением. По словам Сеилхан ага, были случаи, когда их атаковали воевавшие на стороне фашистов литовские войсковые части. Во время одного из подобных боев Сеилхану и еще одному бойцу было поручено уничтожить пулеметную точку. Задача была с честью выполнена, но Сеилхана ранило в ногу. Его не бросили, тащили на плащ-палатке. Горстка уцелевших в тяжёлых боях бойцов шла к своим, на восток… Но их обнаружили немцы. Перед нашими был выбор: принять последний бой или сдаться. Все смотрели на командира. Командир выбрал второе, и раненый Сеилхан вместе со своими боевыми товарищами оказался в плену.

ЗАКЛЮЧЁННЫЙ НОМЕР 506805

Он прошёл финскую, партизанил в Европе, умирал в концлагерях. И выжилПопадание в плен тогда считалось предательством родины. Такими «предателями» стали в начале Великой Отечественной 5 миллионов (по другим оценкам, ещё больше) советских солдат. Их назначили виновными за преступную некомпетентность сталинской власти. Одним из этих миллионов стал и Сеилхан. В крепости Каунаса ему на шею навесили суровую нитку с номерком 506805. В плену от человека не требовалось помнить свою фамилию, достаточно было знать свой номер. Как-то к ним пришел немецкий офицер и стал агитировать: «Вы все равно умрете, так не лучше ли послужить немецкой армии? Кто согласен, пусть выйдет из строя на два шага вперед». Но никто из пленных не пошел на предательство.
Пленных советских воинов продержали в Каунасе 3 месяца, а весной 42-го их погрузили в товарные вагоны и повезли на запад. В каждый вагон набили по несколько сотен заключенных, так что многие умерли ещё в дороге – от удушья. Этот проклятый путь привёл оставшихся в живых в концлагерь Бухенвальд, где многие из них позднее умерли от голода и нечеловеческих условий содержания.
Сеилхан ага вспоминает: умерших узников грузили в тележки и сваливали в глубокую яму. Далее их доставляли в печи крематория. Основной пищей в лагере был отвар из трав. Однажды пришел немецкий офицер, встал в 100 метрах от заключенных и скомандовал «Бегом!». Сеилхана в числе других пленных, сумевших добежать до финиша, отобрали как наиболее крепких, погрузили в поезд и отправили на работы в угольных шахтах бельгийского городка Цварберг. Этот лагерь по условиям содержания был намного лучше предыдущего. Многие солдаты за два месяца карантина сумели прийти в себя, окрепнуть.
– Шахта находилась на приличной глубине, где было темным-темно. Привыкнуть к работе в угольной шахте было нелегко, не хватало воздуха. А бельгийцы давно приноровились к подземным работам. Ввиду того, что в шахте одновременно находилось много народу, каждому из заключенных выдавали жестяную бирку с выбитым на ней номером. У меня был номер 6686. Пленных, пытавшихся совершить побег, жестоко избивали и подвешивали умирать на столбах. Но несмотря ни на что побеги, совершаемые группами из двух-трех человек, не прекращались,– рассказывает С. Габдуллин.
Русским было легче бежать – на воле их могли принять за бельгийцев. А вот потомкам монголов – казахам было намного сложнее. Рядом с Сеилханом ага работал пленный казах Мадияр Байжанов. Они вдвоем замыслили совершить побег. Главное – выбраться из шахты… И они это сделали – сумели вырваться на свободу, укрывшись в вагонетке. Это случилось 4 апреля 1944 года. Но вскоре двое друзей потеряли друг друга из виду. Сеилхан, побродив несколько дней по лесам, счастливо наткнулся на группу партизан. Это были члены партизанского отряда «За Родину», организованного подполковником К.Д. Шукшиным из таких же сбежавших военнопленных. О том, какие чувствительные удары наносил этот отряд фашистам, хорошо рассказано в книге под названием «О чем не говорилось в сводках». Сеилхан, опытный боец, легко влился в дружные партизанские ряды, воевал умело. В январе 1945 года объединенные силы партизан вошли во французский город Марсель. Затем, на корабле миновав Сицилию и Сардинию, через Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы, Черное море добрались они до родной Одессы. Многие, не веря своим глазам, плакали и целовали землю. «Я сам не заметил, что тоже сижу на коленях и судорожно плачу от счастья», – до сих пор переживает эту сцену ветеран.
Далее началась фильтрация бывших пленных, с таким трудом добравшихся до Родины. Процедура эта была жестокая, унизительная. Сеилхан сумел пройти проверку и был зачислен в воинскую часть в звании сержанта. Часть вот-вот собирались перебросить на Дальний Восток на войну с Японией, но Сеилхан тяжело заболел – дали знать о себе старые раны, голод, изнурительный труд в лагерях. И его комиссовали.

50 ЛЕТ «ПОД КОЛПАКОМ» КГБ

Он прошёл финскую, партизанил в Европе, умирал в концлагерях. И выжилДомой Сеилхан вернулся в августе 1945 года. Работал учителем, директором школы. И все эти годы (вплоть до середины 90-х) органы КГБ считали его «неблагонадёжным элементом» и держали под колпаком! Его, героя, сопляки в зелёных погонах вызывали на допросы, пытались изобличить в нём предателя! Но он и это выдержал. При этом не ожесточился сердцем, не утратил свою человечность и великодушие.
А в 1995 году С. Габдуллин после долгих лет поисков нашёл проживающего ныне во Франции Мадияра Байжанова, с которым когда-то вместе бежал из плена! До самого последнего времени он вел переписку с бывшими товарищами по оружию – командиром отряда И.А. Дядькиным из Волгоградской области, К.Д. Шукшиным из Саратова, В. Коневым из Воркуты. Сейчас их уже нет в живых, но остались их потомки. Старший из сыновей Сеилхана ага – Хаджимурат вместе с отцом ездил к его боевым товарищам, познакомился с ними, записывал их воспоминания. Председатель Индерской районной коллегии ветеранов Максим ЕЛЕУОВ не без чувства гордости рассказывает о том, как Хаджимурат делает всё, чтобы увековечить подвиги своего отца, сделать их достоянием будущих поколений.
Ляззат КАРАЖАНОВА,
Член Союза журналистов Казахстана

(Фото - из книги А. Жумаша и Б. Рыскожи “Вопреки всему”)
7 мая 2009, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz