Атырау, 29 марта 17:40
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Открытое письмо редакции газеты «Ак Жайык»

5 240 просмотров
В нескольких последних публикациях газеты «Ак Жайык» достаточно подробно освещались вопросы, связанные с экологической обстановкой в городе, её связи с действующими производствами и, в частности, с деятельностью Атырауского нефтеперерабатывающего завода. Публикации имели достаточно острый характер и не могли не привлечь внимания местных жителей, о чем свидетельствуют довольно широкое обсуждение в обществе и отзывы на сайтах.

На ряд поставленных вопросов мы ответили на расширенном заседании совета по экологическим вопросам области с участием первого заместителя акима области господина Б. Даукенова, по результатам экологической деятельности предприятий в 2008 году.
По итогам 2008 года АНПЗ действительно допустил превышение установленных выбросов по отдельным ингредиентам, при соблюдении количества суммарных выбросов. Превышены выбросы по саже, оксиду серы, азотистым соединениям.
Основные причины – аномально холодная зима прошлого года, прекращение поставок газа из Узбекистана в южные регионы Казахстана, необходимость поставок нашего топочного мазута в больших объемах (Постановление Правительства РК) на удержание в рабочем состоянии Алматинской и Джамбульской ТЭЦ и для спасения ситуации в южных регионах. В этих чрезвычайных условиях при сжигании для поддержания технологических режимов нами использовалось гораздо большее количество жидкого топлива, содержащего больше серы и других соединений по сравнению с топливным или природным газом. Так, в I квартале прошлого года нами сожжено жидкого топлива на 50% больше, чем в первом квартале этого года. Естественно, это привело к превышению выбросов отдельных вредных веществ, но не сероводорода.
В тоже время в 2008 году проведены значительные объемы работ, направленные на решение экологических проблем. На эти цели израсходовано 2,2 млрд тенге. Все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме. Сбалансировано и оптимизировано потребление пара и энергоресурсов, сокращены технологические сжеги и потери, возросла степень утилизации тепловых потоков. Значительно сокращена доля сжега жидких топлив, больше используется покупной природный газ, топливный и сжиженный газы собственного производства. В результате уже в I квартале текущего года мы имеем значительное сокращение всех видов выбросов в атмосферу. Также дополнительно сокращается водопотребление из реки Урал, значительно увеличен коэффициент повторного использования собственной биологически очищенной воды. По чистоте биологически очищенные сточные воды (других стоков нет), сбрасываемые на поля испарения, соответствуют европейским (Швеция) стандартам. Для сравнения: в I квартале 2008 года нами оплачено за выбросы всего 31,2 млн тенге, за I квартал этого года платежи снизятся до 8,3 млн тенге, то есть сокращение на 73 %. Отчеты по выбросам будут опубликовываться ежеквартально и постоянно.
В 2009 году на природоохранные мероприятия также выделены миллиардные средства. Несмотря на значительное сокращение бюджетных расходов госпредприятий, связанное с кризисом, сокращения финансирования экологических программ не допущено. Результаты выполнения мероприятий также будут иметь конкретные величины.
Следует учесть, что с Атырауского НПЗ осуществляется поставка в Атырау и другие регионы Казахстана моторных топлив с чистотой очистки на уровне европейских стандартов Евро-2 (бензины), Евро-3, 4 (дизельные топлива), при этом цены на заправках системы «КазМунайГаз» значительно ниже, чем на других заправках. Хотя реально это дополнительные затраты на технологические процессы очистки. Учитывая значительное влияние передвижных источников выбросов, каким является автотранспорт, существует мировая практика запрета на использование моторных топлив с высоким содержанием серы, металлосодержащих добавок в крупных городах и курортах. Это реально и для Атырау, учитывая наличие значительного количества (до 100 тыс. единиц) зарегистрированного в городе транспорта, большая часть которого перекуплена, имеет значительный пробег и не имеет должного технического состояния двигателей внутреннего сгорания. А цена при этом у наших топлив, я уже отмечал, ниже.
Это коротко о состоянии экологических вопросов на Атырауском НПЗ, теперь о предметах непосредственно самих дискуссий и публикаций.
«Сероводородная бомба». На Атырауском НПЗ традиционно и преимущественно перерабатываются мангышлакские нефти с низким содержанием серы. Месторождения освоены в 60-х годах прошлого столетия, не имеют в своем составе сероводорода или меркаптановой серы. С момента освоения этих месторождений ни по месту добычи, ни по довольно длинному маршруту транспортировки жалоб или зафиксированных выделений перечисленных вредных веществ не было.
Понятие аномально высокого содержания вредных примесей легких и летучих сернистых соединений появилось в Казахстане с освоением уникального тенгизского месторождения. Такая же по составу нефть будет добываться на каспийском шельфе.
Для обеспечения должного качества нефти до его транспортировки и служат дорогостоящие проекты Тенгизского ГПЗ, Завода второго поколения, строящийся комплекс на Карабатане. Именно подготовкой нефти (ее очисткой от сероводорода и меркаптанов) обусловлено наличие громадных запасов элементарной серы на Тенгизе.
На Атырауском НПЗ такие нефти не перерабатываются. На сегодня, даже принимая тенгизскую нефть, мы получили бы её в подготовленном виде. Все оборудование установок первичной переработки Атырауского НПЗ выполнено из обычных «спокойных» сталей, а для переработки неподготовленной нефти нужны дорогостоящие, коррозионно-стойкие марки стали.
Сероводород на Атырауском НПЗ получается на установках гидроочистки бензина и дизельного топлива, и этот промежуточный газ мы тут же перерабатываем на собственной установке производства серы. Установка производства серы построена в расчете на переработку тенгизской или другой легкой нефти в объеме до 1,0 млн тонн в год. Из-за высокой цены нефти и для обеспечения низких цен на бензины и дизельное топливо, АНПЗ не перерабатывает эту нефть.
Сероводород не может выделяться из наших дымовых печей или факельных систем. Это активнейшее и, естественно, горючее химическое соединение. Это уровень школьной химии и никаких дополнительных ученых степеней, для того, чтобы разобраться в этом вопросе, не надо, хотя, естественно, нам проще разговаривать с техническими специалистами.
Завод ранее имел только один факел высотой до 40 метров, но его горение было видно на десятки километров. Факел служил своего рода ориентиром (при подходе к городу со стороны моря), и на него зачастую ориентировались рыбаки.
Сегодня мы имеем – для обеспечения современного мирового уровня промышленной безопасности – три факельных ствола, включая резервный. Высота факельных стволов выросла вдвое, но горение менее заметно.
Тушить факельные стволы нельзя – по тем же нормам безопасности. Для обеспечения непрерывного горения подается небольшое количество топливного и инертного (технический азот) газов. Выделение сероводорода возможно только при нарушениях герметичности оборудования, что исключается современной автоматикой и блокировками.
В случаях выброса всех видов вредных веществ с превышением допустимых концентраций будут использованы все виды оповещения, использование средств индивидуальной защиты, по необходимости - эвакуация.
У любого жителя города есть знакомые, работающие на заводе, и они подтвердят, что на заводе есть индивидуальные средства защиты (носят при себе), но они в повседневной работе используются только на учебных тренировках.
Специфичный запах без повышения концентрации есть только на установке замедленного коксования, где за счет термодеструктивных процессов получают нефтяной кокс и другие продукты из мазута.
Источником выделения вредных веществ также могут быть нефтяные резервуары и, в основном, бензиновые резервуары. Все возможные «дыхания» нефтяных резервуаров герметичны, и для утилизации паров они подключены к установкам улавливания легких фракций (УЛФ). Резервуары с бензинами подключены к установкам улавливания легких фракций частично, работы по их полной герметизации будут завершены с полной заменой резервуаров, имеющих износ, в текущем году.
В городе имеются случаи фиксирования приборами автоматических станций контроля атмосферного воздуха компании «Аджип ККО» превышения уровня загрязнения. После длительных переписок мы получили и проанализировали эти данные.
Всего зафиксировано, по предоставленной информации, шесть случаев превышения ПДК по сероводороду (0,008 мг/м3) за полгода. Речь идет только о разовом фиксировании приборами фактов превышения, но ни о каком устойчивом среднесуточном фоне речи нет. То есть станции работают круглосуточно и в какой-то момент кратковременно (секунды) фиксируют превышение предельно-допустимых величин. Также эти станции фиксируют и направление ветра. В случаях, приведенных выше, ветры по отношению к станции были зафиксированы в направлениях от северо-востока до южного, т. е. от станции к заводу. И теперь самое непонятное – почему в качестве «подозреваемого» использовали Атырауский НПЗ? Общее количество пиков с учетом круглосуточной работы станций незначительно, а направление ветра в этот момент не со стороны АНПЗ. Летучие газообразные вещества не могут двигаться против направления ветра. Речь идет о вольной интерпретации фактов. Данные представлены за последние шесть месяцев, и мы уверены, что другие данные аналогичны. Да, есть несколько случаев в году, когда ветер дул со стороны завода. По этим случаям мы проводим собственное расследование, с использованием текущих замеров фона на эти сутки по заводу. Непонятна и позиция инспектирующих органов. Я считаю, или народ надо успокоить, или с учетом всех данных произвести мониторинг. В городе слишком много производственных участков, возможно, кто-то и сливает подготовленную ненадлежащим образом нефть или смонтировал и использует «коптящие» печи (их вокруг города десятки).
Собственные автоматические станции завод поставит уже в июле текущего года – это поручение областного акимата и наша собственная инициатива.
Завод не может работать днем в режиме «нормально», а ночью производить выбросы вредных веществ. Технологический процесс непрерывен и любое отклонение от заданных параметров – серьезная техническая проблема, которая фиксируется всеми приборами.

«Сероводород выделяется с полей испарения АНПЗ». Сами поля испарения арендованы Атырауским НПЗ у местного акимата. Наши сбросы на сегодня – порядка 20 % от общей массы. Также поля используют: «Атырау Су Арнасы» (городской водоканал), Атырауская ТЭЦ, АтырауБалык. А ответственность и затраты по содержанию несём только мы, то есть ТОО «Атырауский НПЗ».
Содержание жидких нефтепродуктов в наших сточных водах не превышает 2,0 тонны в год. Это результаты последних двух лет. Ранее сбрасывали в сотни раз больше. Нефтепродукты на полях за два-три года разлагаются под действием микроорганизмов и солнца. Сероводорода в сточной воде нет. Поля испарения имеют специфичный тухлый запах, присущий канализационным стокам городского водоканала. Точно такой же специфичный запах имеют поля испарения в правобережной части завода, расположенной на выходе из города, в начале астраханской трассы. С учётом ветра запах ощущается по объездной трассе (Атырауская ТЭЦ), доссорской, астраханской трассах. Запах исчезнет только после строительства городом установок биологической очистки сточных вод. Часть сброса канализационных стоков города чистится с 2006 года на установке биологической очистки Атырауского НПЗ (Жилгородок).
После прошлогоднего известного всем пожара на полях испарения нами принят ряд мер и реализуется соответствующая программа. На сегодня идут работы по сокращению площади полей, уборке камыша, охране, рекультивации. Уже больше 2/3 этих земель имеют растительность. Сброс сточных вод АНПЗ минимизирован.
Большую проблему создают жители города из Химпоселка и Кара депо, пасущие на полях испарения скотину и намеренно поджигающие камыш, и браконьеры.
На сегодня мы вынуждены смонтировать наблюдательные вышки и выставить охрану. Также в ближайшее время продолжим работу по уборке камыша с последующей обработкой пестицидами окрестных участков, что создаст опасность для несанкционированно разводимой скотины.
В результате, надо отметить, из-за перечисленных проблем с населением, мы – единственное предприятие в мире, вынужденно охраняющее канализационные стоки, в других городах туда население ничем не заманишь.

В заключение несколько слов о нашем отношении к экологическим вопросам.
Все работники завода являются жителями города Атырау и близлежащих поселков, и у нас нет никакого желания травить свои семьи и собственных детей.
Мы имеем экологические программы и выполняем их. В настоящее время реализуются программы реконструкции части старых технологических установок. Кроме того, около 60 объектов общезаводского хозяйства построены заново или реконструированы с учетом возросших экологических норм, не считая 10 новых технологических установок, построенных с участием японских компаний и на уровне мировых стандартов безопасности.
На заводе ежеквартально и регулярно проводятся встречи с представителями прессы, общественности, неправительственных организаций, на которых рассматриваются все «острые» вопросы, происходит обмен мнениями, рассматриваются конкретные предложения.
Никакой речи о «благосклонном» отношении к нам со стороны местных инспектирующих органов и экологических служб речи не может быть. Тем более налицо жесткая позиция областного акимата по применению штрафных санкций.
Такая же жесткая позиция и у национальной компании «КазМунайГаЗ», АО «ТД «КазМунайГаз», финансирующих инвестиционные программы.
Несмотря ни на что, у нас вызывает уважение активная гражданская позиция жителей региона, прессы, и мы готовы к конструктивной совместной работе. В том числе к совместным инспекциям. Мы готовы обсуждать любые вопросы, но при этом необходимо использовать только подтвержденные факты и весомые аргументы, не допуская их свободной интерпретации и использования в целях пиара.
С уважением, К. Уразбаев – первый заместитель генерального директора ТОО «Атырауский НПЗ»

16 апреля 2009, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz