Атырау, 29 января 14:00
Вечером ясно+3, ночью +1
Курсы Нацбанка: $ 380.84  € 419.50  P 6.05

Режиссёр Тлеген Ахметов: «В Атырау оставляю своё сердце»

9 августа 2007 в 00:00
Режиссёр Тлеген Ахметов: «В Атырау оставляю своё сердце» Межобластной драматический театр им. Махамбета Утемисова – единственный профессиональный театр в нашем регионе. Последние два года главным режиссёром здесь работал Тлеген Ахметов. Наша с ним беседа состоялась накануне его отъезда домой, в Алматы. Говорили о том, как ему здесь работалось, о проблемах театральных - и не только.
ВАКАНСИЯ ДЛЯ ГЛАВРЕЖА

- Тлеген Муслимович, каким образом вы оказались в Атырау?
- Приехал из Алматы по направлению Министерства культуры. Мне предлагали на выбор семь театров, где была вакансия главрежа. Атырау выбрал потому, что наслышан о театре им. Махамбета Утемисова. Было время – 60-е, 70-е годы – когда он гремел на всю страну. А в последние годы о нём вообще ничего не слышно. И мне хотелось, чтобы у этого театра открылось второе дыхание.
- Каким вы нашли наш театр по приезде в Атырау?
- У казахов есть поговорка: «Гость мало пробудет, но много заметит». Что бросилось в глаза в первую очередь? Во-первых, оказывается, театр почти десять лет находился на ремонте. Я здесь уже два года. И в первый год моей работы тоже шёл ремонт. Но даже в этих «полевых» условиях мы работали. За год поставили шесть спектаклей.
Во-вторых, труппа старая. Сейчас здесь работают в основном ветераны сцены, актёры в возрасте. Из 30 человек пять-шесть актрис до тридцати лет, а средний возраст актеров-мужчин – 45-50 лет. Молодых парней нет вообще! А ведь в театре обязательно должна присутствовать преемственность поколений. Ему необходима свежая кровь. Где это видано, чтобы роль двадцатилетнего парня играл пятидесятилетний актер? А у нас это было сплошь и рядом.
МИХАИЛ ЧЕХОВ КАК ДОПИНГ ДЛЯ АКТЁРОВ

И всё равно я начал с энтузиазмом, тем более, что коллектив жаждал работать. Чтобы растормошить артистов, привлечь зрителей, нужно ставить современные мелодрамы, комедии. С этого и начали. Хотя замечу - в Казахстане проблемы с современной драматургией, во всех театрах ставятся сегодня однотипные пьесы. Но я считаю, что и из заезженной пьесы можно сделать «конфетку», главное – творческий подход. Я хотел, чтобы наши актёры прикоснулись к миру театра Арто, Гротовского, «театра абсурда», вникли в систему Михаила Чехова. Проводил занятия по актерскому мастерству. Артисты подтянулись, их это всё по-хорошему «завело»... И всё-таки актуальной оставалась та самая проблема «свежей крови».
- Вы пытались как-то решать эту проблему?
- Разумеется. Сразу предложил областному управлению культуры (тогда его возглавлял Бахыт Имангалиев) пригласить группу выпускников театральной академии имени Жургенова - человек пятнадцать молодых, честолюбивых актеров. Но в ответ услышал: приглашать новых актеров дело дорогое, каждому нужно по квартире. Тогда я, зная душу истинного актера не понаслышке, предложил на первых порах выделить средства хотя бы на четырехкомнатную квартиру. Десяток молодых актеров запросто могли бы там жить в первое время. Но и это предложение не прошло. Я уж не говорю о трёхлетнем плане коренной перестройки нашего театра, который представил в облкультуру в начале своей работы в Атырау. Не знаю, в каком ящике чиновничьего стола он сейчас лежит…
РЕМОНТОМ ТВОРЧЕСТВО НЕ ЗАМЕНИШЬ

Вообще за эти два года я понял, что чиновники от культуры к театру довольно-таки равнодушны. Работает он ниже среднего – ну и пусть! Им нужно одно – чтобы мы молчали, не жаловались, ничего не просили. За прошедший сезон нынешний начальник управления культуры Камиев побывал на спектакле единственный раз. И ни разу не зашёл в театр, чтобы встретиться с творческим коллективом, узнать о его нуждах. А ведь актеры, как дети, они нуждаются во внимании. Как Камиев это не понимает, ведь он сам когда-то окончил актерский факультет.
- А чем вы могли бы объяснить такое отношение?
- Наверное, не хотят лишний раз беспокоить начальство. Ни одна моя просьба так и не дошла до первого руководителя области. Я даже больше чем уверен, что Бергей Рыскалиев просто не в курсе, в каком затхлом состоянии пребывает сегодня наш театр. Именно в творческом плане. И дорогущий ремонт в этой ситуации ничего не решает. Более того, этот бесконечный ремонт в определённой степени «растренировал» актёров. Когда им было играть? А если артист месяц не выходит на сцену – это уже плохо. Актёру, чтобы держаться в творческом тонусе, нужно играть как минимум три спектакля в неделю. Это как минимум. А в репертуаре должно быть 20-30 спектаклей.
ВМЕСТО НОВЫХ СПЕКТАКЛЕЙ – АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ФИЛЬМ

- А если люди, зрители потеряли интерес к театру? Тогда впустую все эти треволнения?
- Не думаю. Да, был смутный период 90-х, когда было не до театра. Потом у людей появились деньги и они бросились на новые виды равлечений – «домашние кинотеатры», Интернет и т.д. Но сегодня ситуация для нас вполне благоприятная. Народ, что называется, перебесился и вновь заполняет театральные залы. Потому что никакие домашние кинотеатры не заменят такой чудесный вид искусства, как театр. В Алматы, например, сегодня работает множество театральных коллективов, и ни один не испытывает нехватку зрителя. То же самое могу сказать об Актюбинском, Актауском, Уральском драматических театрах.
- Вернёмся в Атырау. Сколько спектаклей вы поставили в нынешнем году?
- Два. К сожалению, в облкультуре не нашлось необходимых на новые постановки средств. Администрация театра выделила небольшую сумму, мы постарались выкрутиться. Пришлось, как всегда, экономить на декорациях, костюмах, а это не может не отразиться на качестве спектакля.
С финансами вообще непонятно получается. На новые спектакли средств не хватает, а а марте, оказывается, в Атырау приезжала съемочная группа из Азербайджана и сняла на средства из местного бюджета фильм... к семидесятилетию нашего театра, которое будет отмечаться в следующем году. А зачем нужен этот фильм, если мы не можем найти средств, чтобы достойно выглядеть на сцене?
И опять же всё познаётся в сравнении. У меня сердце радуется, как работают культурные деятели в соседних Актобе и Уральске. Там ежегодно проводится областной фестиваль народных театров. В Актобе их четырнадцать, в Уральске около десяти. Во всех регионах Казахстана работает по нескольку профессиональных стационарных театров. В Южно-Казахстанской области, к примеру, их аж восемь. А мы здесь один-единственный поднять не можем.
«ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД НАШИМИ АКТЁРАМИ»

- С какими чувствами вы покидаете театр имени Махамбета Утемисова?
- С тяжестью в сердце. С актёрами я сработался и полюбил всей душой этих людей, преданных своей профессии. В 90-е годы они месяцами не получали зарплату и всё-таки не оставили театр, да и сейчас получают сущие гроши. Я преклоняюсь перед ними. Тем более, что бездарностей среди них нет, а есть большие таланты, например, заслуженный артист Республики Казахстан, актер театра и кино Тулеген Куанышев. Но у него и у других актёров просто нет возможности реализовать весь свой потенциал.
...В этом сезоне впервые за 70 лет к Международному дню театра мы организовали театральный фестиваль «Наурыз». Не всё, конечно, прошло гладко, но артисты со слезами на глазах, в теплой атмосфере отметили свой профессиональный праздник. Мне хотелось бы, чтобы это начинание стало в театре Махамбета традицией. А всему коллективу во главе с директором Койшигулой Жылкишиевым желаю занять достойное место в театральной жизни нашей страны. Потенциал для этого у них имеется, можете мне поверить.
Тамара СУХОМЛИНОВА
Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

6811 просмотровНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3