Атырау, 19 апреля 15:25
 ясноВ Атырау +23
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

Главный медик Мурат КУЛБАСОВ: «Не скрою, мы переманиваем врачей из других областей»

14 386 просмотров
 Главный медик Мурат КУЛБАСОВ: «Не скрою, мы переманиваем врачей из других областей»На вопросы читателей «АЖ» ответил начальник управления здравоохранения Атырауской области Мурат КУЛБАСОВ.

ОБ ОБЛРОДДОМЕ И ЕГО ОБИТАТЕЛЯХ
– Когда снова откроется платное отделение в роддоме?
– Как такового платного отделения в роддоме нет, есть сервисное отделение. На днях утверждены новые тарифы. Цена будет около 4 тысяч тенге в сутки – это ниже, чем в прошлом году.
– В статье «Жанибек КУШАЛИЕВ: “Денег я не брал”» Кушалиев сказал, что после того, как он попал на больничную койку, к нему тут же пришли секретарь городского маслихата Казиманов, который попросил добровольно написать заявление об отчислении из депутатских рядов «по состоянию здоровья», и директор департамента здравоохранения Кулбасов, который тоже попросил написать заявление. И вам он заявление не написал, объяснив это тем, что Казиманов по-хорошему попросил, а вы, видимо, были не весьма учтивы. Как вы прокомментируете это высказывание Жанибека Кушалиева?
– Во-первых, Кушалиев был на больничной койке, и я к нему отнёсся как к больному. Я его навестил, узнал, что произошло, и даже предупредил врачей, несмотря на ситуацию, сложившуюся вокруг него, что нужно быть к нему лояльными и терпимыми. Некоторые врачи его хотели выписать. Я им сказал, плохой ли, хороший ли – он ваш коллега, поэтому отнеситесь к нему с пониманием. Да, я ему предложил написать заявление, он сказал, что подумает. Вот и весь разговор. До сих пор думает. Сейчас он уволен по моему приказу. У него были и другие выговоры, строгие выговоры, я его уволил не по уголовной статье, а по факту искажения медицинской документации.
– Место главного врача роддома вакантно. Вы нашли уже замену?
– Пока нет. Переназначить кого-либо из других врачей, значит, оголить другой участок.
– После случившегося в роддоме город полнился слухами о том, что в роддоме давно продают детей. Вы что-нибудь слышали об этом?
– Для меня это было как гром среди ясного неба.
– Почему в роддоме в последнее время не делают послеродовое УЗИ? Я родила ребёнка, через неделю попала обратно в роддом на чистку. Женщины, которые перенесли это, меня поймут.
– УЗИ-исследование после родов проводит врач-специалист по показаниям. Проведение УЗИ в обязательном порядке всем родившим не назначается.
– Слышала, что с 2009 года при родах обязаны присутствовать близкие роженицы. Правда ли это?
– Согласно приказу МЗ РК №335 2008 года «О внедрении эффективных технологий по перинатальному уходу в практику родовспомогательных организаций» с 2008 года внедрены партнерские роды, где по желанию роженицы при родах могут присутствовать близкие родственники (муж, сестра, мать) на добровольной основе.
– Имеется информация, что в роддоме медсестры берут у женщин под разными предлогами кровь для переливания, без их согласия. Как вы можете это объяснить?
– В областном родильном доме анализы у беременных, рожениц берутся по назначениям врачей, согласно записям в истории болезни. Группу крови определяет только врач, и при переливании крови присутствует врач, который несет юридическую ответственность за данную процедуру. Медицинские сестры не несут ответственности за проведение данных процедур. Кровь для переливания роженицам берется у доноров в новом областном центре переливания крови, согласно правилам забора крови, с определением группы крови, R-фактора. Об использовании рожениц в качестве доноров не может быть и речи.
– Правда ли, что лед, выдаваемый после родов, платный? Какие услуги в роддоме предоставляются на платной основе? Пеленки выдаются в роддоме или же их нужно приносить с собой?
– Согласно приказу МЗ РК №741 «Организация деятельности родовспомогательных организаций в условиях внедрения эффективных технологий», лед после родов не применяется, вместо льда прикладывается ребенок к груди. В областном роддоме платно оказываются услуги, не входящие в гарантированный объем медицинской помощи. Пеленки для новорожденных роженицы приносят по желанию.
– Можно ли встать на учёт по беременности к гинекологу не по месту жительства, а в негосударственных медицинских учреждениях, таких, как АО «Медицина», «Интертич», «Open-Clinic» и т. д.? Есть ли в Атырау какие-нибудь специализированные медучреждения – перинатальные центры, центры планирования семьи либо другие центры, где можно встать на учёт?
– По приказу Минздрава, частным клиникам категорически запрещено брать на учёт беременных. Вы по своему желанию можете обратиться в любое частное учреждение, но в любом случае учет беременных ведется только государственными поликлиниками.

ТАК ВРАЧ ИЛИ ВСЁ-ТАКИ РВАЧ?
– Почему в Жылыойской райбольнице требуют от рожениц в буквальном смысле всё – вплоть до марганцовки для спринцевания? Второй вопрос касается Жылыойской поликлиники. Руководитель ВКК открытым текстом требует деньги за продление больничного листа. Для этого созданы ВКК?
– Жылыойской районной больнице выделяется достаточное финансирование для того, чтобы они не требовали от своих пациентов марлю, вазелин, марганцовку. Вы вправе сразу же обратиться к первому руководителю ЛПУ для того, чтобы решить данный вопрос. По второму вопросу – вам необходимо обратиться к руководителю ЛПУ или в правоохранительные органы.
– Мой товарищ проживает в микрорайоне Алмагуль и по месту жительства относится к городской поликлинике №3, где и лечится сейчас в дневном стационаре. Каждая внутривенная инъекция, не считая стоимости самой системы, обходится ему в 930 тенге. Это правильно?
– Пребывание в дневном стационаре – исключительно бесплатное, всё финансируется бюджетом. Сейчас я дам задание Алмагуль Кабдрахмановой, начальнику лечебно-профилактического отдела, она разберётся. Можете и сами обратиться к ней по телефону: 32-04-48.
– 31-го января на сайте azh.kz был размещен вот такой комментарий от NurAtyrau: «Кулбасов ворует деньги, выделенные из бюджета на ремонт больниц, и этим самым подставляет главврачей больниц – мол, цыц, сидеть тихо, делай ремонт на те деньги, которые дали. Вот ремонт закончили в октябре 2008 в облбольнице и очень дорогостоящее оборудование закупили, но видать, и там своровали, вот и сгорела больница из-за замыкания проводов!» Вас сильно раздражают такие комментарии? Что бы вы ответили этому человеку, если бы он осмелился сказать вам это в лицо?
– Пусть этот человек лично подойдет ко мне, я ему лично покажу, как я «ворую», и дам ключи от квартиры, где деньги лежат. Хотя уверен, что этот человек не подойдет из-за трусости, раз уж не решился сказать мне это напрямую. В действительности, мы постоянно в поисках возможностей сэкономить средства, чтобы направить их на слабые участки. К тому же все средства на строительство объектов здравоохранения проходят не через наше управление.
– С ребенком с утра отправились сдавать мочу и кровь в поликлинику в Авангарде. Очередь огромная, причем все - и дети, и беременные женщины, и пожилые люди – сдают кровь и мочу в одном месте. Пришлось сдать без очереди на платной основе – с нас взяли 500 тенге, но квитанцию не дали, а деньги спокойно положили в карман. Вопрос – что за новая практика у сотрудников лаборатории?
– Все анализы в городских поликлиниках должны проводится бесплатно.
– Несколько дней назад довелось сдавать анализы в железнодорожной больнице. Вместо бахил предложили купить одноразовые пакеты по 20 тенге за пару, без квитанции и чека. Схожая ситуация описывалась в одной из публикаций «АЖ» – в Индере, кажется, в больнице продавали бахилы и халаты. Допускается ли в медицинских учреждениях подобная торговля?
– Допускается, если все продажи проходят через кассовый аппарат. В Астане в крупных клиниках установлены аппараты, начиненные одноразовыми бахилами и бумажными халатами. Бросаешь монету – получаешь халат и бахилы. Скоро такие появятся в областной больнице. Но люди, пришедшие со своими тапочками и халатами, могут проходить беспрепятственно.

ВРАЧИ – ТОВАР ШТУЧНЫЙ
– Почему в поликлинике №2 нет постоянного врача-кардиолога? Почему отказывают в лечении пенсионерам в дневном стационаре? По чьему указанию происходит эта дискриминация?
Мурат Ильясов, от имени группы пенсионеров

– Дневной стационар в поликлинике №2 есть, он рассчитан на 10 коек. Там обслуживаются пенсионеры, беременные и взрослые пациенты. Врач-кардиолог во 2-ой поликлинике тоже есть – Кайша Жанабилова, она же заведующая кардиологическим отделением городской больницы.
– Всё дело в компетенции врачей, в их способности определять патологии на ранних стадиях и не допускать халатности. Почему бы нам не взращивать своих врачей, платить за их обучение в лучших медицинских академиях нефтяными деньгами. Мы же можем себе это позволить!
– Я согласен с вами, но дело в том, что наши дети не очень хотят идти в медицинские институты. Обычно идут в нефтяные вузы, юридические, потому что они знают, что медицина – это ответственность, причём плохо оплачиваемая. Никаких квот на обучение нет.
– Почему в поликлинике №3 творится такой беспорядок, особенно в детском отделении? Один врач курирует сразу четыре(!) участка. Дети устают, потеют, а потом, выходя на улицу, простужаются.
– В городской поликлинике №3 7 педиатрических участков, где по штату числятся 6 педиатров, но в настоящее время 3 педиатра находятся в декретном отпуске, поэтому обслуживают 7 участков всего 3 педиатра.
– Сейчас много говорится, что в Атырауской области не хватает медиков. В одном из выступлений акима области в прошлом году было заявлено, что не хватает врачей-неонатологов, узистов и др., в связи с чем у нас высокие показатели младенческой и материнской смертности. Какие еще медицинские специальности являются дефицитными? Что делается для того, чтобы изменить ситуацию?
– Острый дефицит у нас врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, педиатров, акушер-гинекологов, фтизиатров. Их нам катастрофически не хватает. Что делается? Мы раньше работали с Актобе. Сейчас работаем с Алматинским медуниверситетом, в этом году будем выходить и на Астану, и на Семипалатинск, и на Караганду – везде будем проводить агитацию. И в Астраханскую медицинскую академию будем обращаться. Вопросы гражданства, я думаю, не станут проблемой. Не скрою, мы переманиваем врачей из других областей. А что делать? Аким области обязал акимов районов обеспечивать жильем врачей в первую очередь. Сейчас для медработников, педагогов строится несколько коммунальных домов в мкр. Нурсая.
– Какая зарплата у медсестер, докторов, главных врачей? Какая у вас заработная плата?
– От 20 до 60 тысяч тенге у врачей, медсестер. Участковый врач получает от 30 до 60 тысяч тенге. Отдельно идут доплаты за участковость и категорию (если имеется). Участковая медсестра получает в зависимости от категории, стажа работы в среднем 30-40 тысяч тенге. Поскольку я отношусь к категории государственных служащих, с 1 января моя зарплата повышена на 25% и составила около 106 000 тенге.
– Мне однажды довелось лежать в хирургическом отделении областной больницы... Наблюдая за хирургами, заметила, что на ночь они ложатся спать в палаты с больными, если есть свободные кровати, или в процедурных на кушетках. Выяснилось, что в ординаторской, кроме двух кресел и столов, ничего нет! А где же тогда
изнеможденному хирургу в минуты небольших перерывов между операциями отдохнуть, вытянуть ноги? Неужели врачи не заслужили дивана в своей комнате отдыха? Ещё поразил тот факт, что после ночного дежурства хирурги не уходят, а остаются работать еще целый день! Практически они находятся на работе полтора суток! О каком качестве операций может идти речь, если врач не спал всю ночь? Лично я бы не хотела попасть на операционный стол к хирургу, не спавшему ночь. А вы, Мурат Магзомович, хотели бы?

– В ординаторской стоят 2 кресла-кровати, которые ночью раздвигаются. А врачи остаются после ночного дежурства из-за нехватки кадров.
– Сейчас очень много разговоров вокруг бывшего главврача областного родильного дома. Помнится, несколько лет назад врач-офтальмолог Мурат Кусаинов обвинялся якобы в получении взятки. На сегодняшний день он возглавляет офтальмологический центр в Балыкши. Еще пару лет спустя так же в получении взятки якобы обвинялся врач-хирург ж.-д. больницы Мирсадык Рамазанович Менжанов. Сейчас он заведует хирургическим отделением в той же ж.-д. больнице. Мне почему-то всегда казалось, что у руля должен стоять человек честный, ведь как известно «рыба тухнет с головы».
– По поводу главного врача облроддома пока идет следствие. По поводу Кусаинова Мурата – в то время я работал в Уральске. А потом, насколько мне известно, следствие было прекращено за недоказанностью, и его освободили. Почему этот человек возглавляет офтальмологический центр? Потому что он лучший офтальмолог в области. По поводу Менжанова – не могу ничего сказать, он работает в железнодорожной больнице, а она не подотчетна мне.
– В детской поликлинике не хватает врачей. Ездить по городу по узким специалистам (кардиолог, эндокринолог, ЭКГ и т. д.) с больным ребенком ужасно утомительно. Центру переливания крови, реабилитационному центру инвалидов построили по отдельному зданию. А почему в первую очередь не подумали о детях?
– Строительство отдельной детской поликлиники в 2009-2011 годах не предусмотрено. Но в микрорайоне Алмагуль в 2008 году начато строительство городской поликлиники на 500 посещений в смену, из них 350 посещений для взрослых и 150 посещений для детей.
– Составьте топ-лист лучших врачей области по номинациям, к примеру, лучший педиатр, лучший хирург и т. д.
– Выделить кого-то – значит обидеть остальных преданных медицине людей, которые, несмотря на трудности, продолжают работать. Пользуясь случаем, хочу поздравить с юбилеем ведущего хирурга области Кадырова Харекена Нигметовича.
– По вашим словам получается, мы переманиваем специалистов из других городов, и до каких пор все это будет продолжаться? Город растет, вы как управляющий должны быть и политиком и специалистом! Вы согласны со мной? Не пришло ли время построить нормальный мединститут? Раз у нас есть возможность переманивать специалистов, лучше переманить медицинских преподавателей, а потом пожинать плоды. Область – в «лидерах» по туберкулезу и детской смертности. Что делается по этим направлениям?
– Мединституты по мановению волшебной палочки не появляются. Для этого нужна хорошая база. У нас в Западном регионе уже есть медицинский вуз – в Актобе, вот в него и нужно вкладывать всё возможное. Нам приходится приглашать медиков из других регионов, поскольку, как уже говорилось выше, местные в медицину не идут. По туберкулезу и младенческой смертности мы сегодня на среднем республиканском уровне, не то что в 2001 году. Все зависит от организации работы. Только в прошлом году удалось снизить материнскую смертность в 3 раза. Ситуацию по медицине в области оценил бы как удовлетворительную. Я за критику, но она должна быть конструктивной и способствовать улучшению качества медицины.

УАЗЫ НЕ ВЕТОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
– По ТВ показывают – то ТШО, то Аджип презентуют местному здравоохранению машины, причем в большом количестве. Но они ездят месяц или два и всё – их нет! В районах их тоже не видать. Где эта техника? Почему до сих пор ездят уазики?
– По ТВ я тоже видел, как Аджип презентовал машины “скорой помощи”, но не в Атырау, а в Шымкенте. Ежегодно мы для “скорой помощи” покупаем 5 УАЗов, не из-за того, что они хорошие, а из-за того, что дешевые. УАЗ стоит 1,7 млн тенге, а “Мерседес” (реанимобиль) – 20 млн. Сравните! Мы приобретаем УАЗы ещё и потому, что, например в Геолог, микрорайон Алмагуль или Еркинкалу можно добраться только на УАЗе. Сейчас на балансе городской станции скорой и неотложной помощи 26 машин, из них 7 машин ожидают очереди на списание, две на ремонте, 15 машин обслуживают вызовы. Работа скорой медицинской помощи осуществляется в круглосуточном режиме, в связи с этим машины часто выходят из строя. Но, тем не менее, мы приобрели 2 современных реанимобиля (“Фольксваген” и “Мерседес”). “Мерседес” уже принят в эксплуатацию, на нем работает кардиобригада, а “Фольксваген” пока находится в пути. На их покупку нам выделили из республиканского бюджета 40 млн тенге.
– В одном из номеров «АЖ» был описан случай с вызовом “скорой помощи” к жителю Атырау К. Левину. Фельдшер “скорой помощи” поставил больному диагноз “переутомление” и порекомендовал «Новопассит» и «Персен». Спустя сутки после вызова врача из частной клиники выяснилось, что у человека был инсульт. «АЖ» направил по данному поводу главному врачу «скорой помощи» официальный запрос, ответа от которого не получил по сей день. Какой документ должен оставить после своего визита врач «скорой помощи» или поликлиники, вызванный на дом? Как расценивать действия врача, если он ничего из документов не оставил? Как в данном конкретном случае должен поступить житель города, пострадавший от неправильных рекомендаций фельдшера «скорой помощи»?
– Врач станции скорой и неотложной помощи после вызова, согласно приказу Агентства здравоохранения РК от 16 апреля 2001 года №756 «О мерах по совершенствованию «скорой и неотложной помощи» населению РК», должен оставить Правила вызова «03» с сигнальным листом, на оборотной стороне которого должны быть указаны: время вызова, диагноз и разборчивая фамилия врача или фельдшера, обслужившего вызов. Действия врача, если он ничего из документов не оставил, расцениваются как нарушение вышеуказанного приказа. Житель города или области, пострадавший от неправильных рекомендаций фельдшера «скорой помощи», может обратиться с жалобой в администрацию станции скорой и неотложной помощи, в областное управление здравоохранения.

ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
– Моя мать Г. С. Сарбаева – педагог с большим стажем. У неё раньше болело сердце, нужна была операция. Такую операцию у нас делают только в Астане по квоте, то есть бесплатно. Она подала все документы к вам в облздрав в конце 2007 года и встала в очередь. Постоянно узнавала, не пришло ли приглашение-вызов на операцию, но ей говорили, что вызова нет. Так продолжалось до октября 2008 года. Потом у неё произошел очередной приступ, и после этого я начал искать выходы на этот центр в Астане. Нашел их через Интернет, позвонил – они сказали, чтобы мы приезжали со своими деньгами на катетер для операции (240 000 тенге), т.к. квоты на 2008 год на катетеры для сердца закончились, а операцию проведут бесплатно. И сообщили, что моей матери они выслали приглашение еще в марте 2008 года в облздрав Атырау, т.к. бюджетникам квоты распределяются в первую очередь. Матери после операции стало лучше. У меня вопрос, почему в облздраве от неё скрыли приглашение, и кто поехал по её квоте на операцию? Кто возместит ей расходы на операцию, которую должны были сделать абсолютно бесплатно как бюджетному работнику?
Алибек

– По поводу квотирования: в Казахстане ежегодно требуются операции на сердце 15 тысячам больных. Мы для жителей Атырау открыли свой кардиоцентр, теперь такие операции, как стентирование, делаем здесь. А в Астану надо ехать лишь для аортокоронарного шунтирования, с пороками сердца. По данному случаю поясню, что если приглашение от кардиоцентра было направлено конкретному лицу, то другой человек им воспользоваться не может. К сожалению, специалист, который на тот момент курировал этот вопрос, у нас больше не работает. Приносим свои извинения, а Алмагуль Кабдрахманова свяжется с этим человеком по телефону, предоставленному редакцией.
– По месту жительства отношусь к поликлинике в Авангарде, в доме №4. Я одинокий человек, инвалид. Прошу, Мурат Магзомович, принять меры к заведующей поликлиникой, т.к. она постоянно кричит и оскорбляет меня. Мне необходимо сдавать анализы с приглашением на дом, ходить самостоятельно не могу. Нужен врач-терапевт. Но нарываюсь лишь на грубость.
– Мы проверим этот факт. Прошу вас позвонить Алмагуль Кабдрахмановой, заведующей лечебно-профилактическим отделом облздрава, по телефону: 32-04-48.
– Моя дочь Тасбулат Айым 2006 г.р. с рождения состоит на “Д” учете, т.е. у невролога. В 1,5 месяца лежали в областной детской больнице с диагнозом “желтуха”, в два месяца ей сделали операцию (грыжа пупка), а в октябре 2008 года мы попали в областную инфекционную больницу с диагнозом “пневмония”, но это не подтвержденный диагноз, хотя лечили от этого. После всех этих перенесенных заболеваний ребенок стал раздражительным и очень нервным. Участковый педиатр настаивает, чтобы мы поехали в Астану в реабилитационный центр на лечение по квоте. Подскажите, какие документы нужны для получения квоты и сколько это займёт времени? Заранее спасибо.
Жительница города Жанар Абдуллажанова

– Для получения квоты необходима выписка в 3-х экземплярах от участкового врача и отношение от главного врача, всё это оформляет участковый врач, согласно приказу МЗ РК №342 от 12.08.2008 г. по перечню оформления высокоспециализированной медицинской помощи. Выдача квоты формы №20 осуществляется в тот же день.
– Какие льготы предусмотрены для инвалидов с диагнозом ДЦП? И какие документы необходимы для оформления инвалидности ребенка с диагнозом ДЦП?
– В Атырау приезжают специалисты из г. Тулы и проводят операции. Кроме того, мы отправляем детей по квотам в Астану в Республиканский реабилитационный центр и в Алматы в детский санаторий «Балбулак». Если ребенок находится на диспансерном учете, то с амбулаторной картой, с выпиской стационара, с записью в амбулаторной карте участкового врача вы должны обратиться в МСЭК. Там рассмотрят все эти документы. Если ребенок подлежит переводу на инвалидность, то там заполняют амбулаторную карту, заполняют форму 88 и – обратно к участковому врачу, который делает соответствующую запись в амбулаторной карте. А затем надо обратиться в МСЭК, которая и примет решение.
– Мучаюсь от аллергии. Кстати, заметила, что в последние годы этой болезнью страдает всё больше людей. А у нас лишь один аллерголог Мирманова, которую, к сожалению, трудно застать на месте. Сколько аллергологов в Атырау на данный момент, в каких медучреждениях они принимают? Есть ли новые разработки по лечению этой болезни, кроме гормональных уколов?
– Аллергологический кабинет функционирует в составе КДЦ при областной больнице с 1979 года. Аллерголог – врач высшей категории Мирманова Г. М. По области 2 врача-аллерголога: в областной больнице – Мирманова Г. М., в ж.-д. больнице – врач-аллерголог Утебаева А. Р. В районах прием аллергиков осуществляет врач-терапевт. Мы постараемся помочь вам попасть на прием к главному внештатному аллергологу области, которая даст вам рекомендации (или в условиях областной больницы, или по направлению по квоте в аллергоцентр НИИ внутренних болезней г. Алматы).
– Делают ли в Атырау операции по удалению желчного пузыря? Если да, то какими способами – хирургическим или лапароскопией?
– Да, в Атырау делают операции по удалению желчного пузыря и хирургическим, и лапароскопическим методами.
– У нас родился сын, мы обслуживаемся в жумыскерской поликлинике и ни разу не получили положенные нам бесплатные витамины и аптечку. Хотя в других поликлиниках города бесплатные лекарства беременным выдавали. И почему УЗИ в роддоме платное? Есть же указ президента, что все услуги беременным должны быть бесплатными.
– Всем беременным на участках выдаются бесплатные лекарства: сорбифер, йодид калия, фолиевая кислота, аскорбиновая кислота, а детям до года бесплатно выдаются аптечки. По поводу платного УЗИ в родильном доме: беременные и роженицы, находящиеся на стационарном лечении, обслуживаются бесплатно. А для всех остальных, обратившихся по желанию, УЗИ проводится согласно прейскуранту. Во всех лечебных учреждениях по месту прикрепления беременных женщин имеются УЗИ-аппараты, и все беременные должны обслуживаться бесплатно по месту жительства.
– Я инвалид II группы, диагноз – бронхиальная астма. Вопрос: как проводится тендер по обеспечению инвалидов I, II групп лекарствами, а именно астматиков? В облздраве есть отдел, который курирует данный вопрос. Неужели нельзя заключением и подписанием договоров заняться в конце декабря – начале января, чтобы хоть с 1 февраля мы получали бесплатные препараты? А то в 2008-м первый аэрозоль я получила в конце мая. Жду от главного медика области честного ответа.
С уважением,
Сария Танеева

– Тендер объявляется после утверждения бюджета, а картина финансирования становится ясной только в начале года. Но в этом году мы учли все замечания и пролонгировали автоматически договоры на поставку данных препаратов поставщиком АО «Медицина», поскольку они относятся к категории жизненно важных. В связи с чем задержек с получением препаратов в этом году не будет.
– У меня была дочь Утебаева Айзат Бактыбаевна 27.02.2007 г.р. 14.11.2008 года в 22:30 она получила ожог кипятком, и мы вызвали «скорую помощь». Пока мы ехали в «скорой помощи» ребенок чувствовал себя нормально – смотрела по сторонам, показывала ёлку на аллее Исатая - Махамбета. В детской больнице её положили в реанимацию. Через 30 мин. вышел дежурный врач и сказал, что она в тяжелом состоянии, степень ожога составляет 25%. Мы ушли домой. На следующий день утром нам заявили, что ребенок находится под наркозом. Так без еды и воды она пролежала около 10 дней. Матери не разрешили находиться с ней рядом. За все эти дни мы видели девочку только 5 раз. У меня вопрос: как это наши доктора не смогли спасти ребёнка от ожога, ведь ребенок пролежал в больнице в течение 16 дней? Надеюсь, что вы предпримите меры по поводу случившегося и ответите на наши вопросы?
– Ребенок поступил в детскую областную больницу в состоянии ожогового шока 2-й степени, на боль не реагировал из-за шокового состояния. В первые сутки его не кормили, всю терапию получал внутривенно-капельно в объеме суточной потребности, со второго дня и в последующие дни ребенок получал питание через рот в возрастном рационе. Родители посещали ребенка один раз в день (утром или вечером), беседовали с врачом-хирургом и врачом-реаниматологом. После выведения из ожогового шока больная была переведена в хирургическое отделение, где продолжала получать соответствующее лечение, и за ребенком ухаживала родственница. В дальнейшем отмечалось развитие вторичного некроза на пораженных участках, со стороны внутренних органов – пневмония на фоне иммунодефицитного состояния и полиорганной недостаточности, приведшая к летальному исходу. По данному летальному случаю проведен разбор, приняты меры.
– Говорят, с 2009 года запретили делать аборты, правда ли это?
– Медицинский аборт производится по желанию женщины и с письменного информированного согласия только в стационарных условиях. Никем аборт не запрещен, имеется приказ МЗ РК №696 от 29.02.2008 г., где указаны правила организации проведения искусственного прерывания беременности.
– Во время пожара в областной больнице скрыли тот факт, что не сработала сигнализация противопожарной безопасности или её вообще не было. И пострадала медсестра, которая лежит сейчас с ожогами в реанимации.
– Сигнализации в старом здании нет. В реанимационное отделение пострадавшая от пожара медсестра с ожогами не поступала.

…О ЛЕКАРСТВАХ, ЭТИКЕ И ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПОДПИСКЕ
– Мурат Магзомович, при Советском Союзе была обязаловка: групповые концерты, подписка на газеты. Слава богу, живем в независимом Казахстане, но старые привычки сохранились. Нельзя ли искоренить принудительную подписку на издания, которые мы даже не читаем, потому что неинтересно?
– Совершенно верно, я тоже категорически против и об этом часто говорю редакторам и журналистам. Я предлагаю работникам СМИ – приходите сами и рекламируйте свою газету. Я когда работал в областной больнице, то приглашал редакторов и говорил им – вот народ, агитируйте сами. Я лично сам таких указаний не даю и никого не заставляю подписываться.
– Вы когда-нибудь посещали поликлинику №1? Лаборатория по сдаче крови в антисанитарном состоянии, лаборантки нарушают распорядок работы, приходят на работу в 8.30, а ведь анализы должны приниматься с 8.00. На все замечания отвечают грубо, хамят. Весь медперсонал этой поликлиники, на мой взгляд, надо отправить на курсы этики...
– Я недавно дал задание директорам медколледжа и Центра формирования здорового образа жизни подготовить материалы по этике и деонтологии (этика медперсонала). Мы будем работать с медперсоналом. Увы, пока такое безобразие встречается везде и всюду, но мы будем принимать меры.
– Где в нашем городе можно заказать лекарства, которых в аптеках не найти?
– К вашим услугам круглосуточная аптека АО «Медицина» №10, расположенная по пр. Сатпаева. Здесь вам подскажут, в какой аптеке есть нужное лекарство.
– Говорят, для детей до 5-ти лет в аптеках или в поликлинике должны выдаваться бесплатные лекарства. Не могли бы вы огласить весь список бесплатных медикаментов для детей.
– При первом патронаже на дому участковый педиатр выписывает рецепт на аптечку, состоящую из марганцовки, водного градусника, пипетки, присыпки, стерильной ваты, маленькой «груши», марли, бриллиантовой зелени, детского мыла. Аптечку вы можете получить в аптеке по месту жительства. Согласно перечню, утвержденному приказом МЗ РК №376 от 21 июня 2007 года, дети до 5 лет получают медикаменты бесплатно по рецептам, выписанным вашим участковым педиатром. Согласно приказу МЗ РК №376 от 21 июня 2007 г., имеется перечень заболеваний и отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и специализированное лечебное питание отпускаются бесплатно и на льготных условиях.
– Расскажите, пожалуйста, о новой детской вакцинации. Как она адаптирована, какие ожидаемые последствия и где, кроме Казахстана, она еще используется?
– Новая детская вакцинация – это вакцинация против гемофильной инфекции «ХИБ». В 130 странах проводят эту вакцинацию детям до 2-х лет. В результате вакцинации резко снижается опасность заболеть гнойным менингитом, пневмонией, острой респираторной инфекцией, сепсисом, остеомиелитом, перикардитом. В Республике Казахстан применяется с июля 2008 г.
– Куда обращаться в случае ортопедического заболевания?
– Вам необходимо обратиться к главному внештатному травматологу-ортопеду области Капанову Руслану Салаватовичу, заведующему травматологическим отделением областной больницы, телефон: 21-08-20.
– Почему в самой крупной больнице города – областной, в отделениях нет городских телефонов? Чтобы узнать о состоянии родственника, попавшего в то или иное отделение, приходится соединяться через коммутатор, который, в свою очередь, постоянно занят!
– В каждой больнице есть централизованная коммутаторная служба, которая обеспечивает бесперебойную связь. А постоянные звонки отвлекают медработников от работы.

ПРАВИЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ – ПОЛОВИНА УСПЕХА...
– Когда в нашем городе появится хотя бы один диагностический центр (разумеется, с полным набором необходимой современной аппаратуры и квалифицированным медперсоналом), чтобы можно было за короткий срок пройти полное обследование, получив на руки заключение врачей и по необходимости лечение? Ведь ни для кого не секрет, что в поликлиниках и даже в КДЦ областной больницы это проблематично (аппаратура слабенькая, на анализы вечные очереди, врачи принимают в день по 2-3 часа, т.к. почти все работают там по совместительству и т. д.). Такие центры просто необходимы населению. Насколько мне известно, онкозаболевания занимают сегодня третье место среди причин смертности населения, и излечимы они лишь на ранних стадиях. А где же нам диагностировать эти стадии, если нет нормального медучреждения?
– Согласен, диагностический центр нам необходим, но когда он будет построен, учитывая кризис, неизвестно. Аким области Б. Рыскалиев поддерживает идею строительства этого центра. Для него даже было выделено место в мкр. Нурсая, но пока, ввиду кризиса, придётся воздержаться от строительства.
– Насколько мне известно, в онкодиспансере недостаточно оборудования для диагностики, не хватает специалистов. Можно ли рассчитывать на то, что ситуация изменится?
– Онкологическая служба в области оснащена необходимым и новейшим оборудованием, выполняются все виды эндоскопических исследований. Все хирургические вмешательства соответствуют требованиям, предъявляемым к онкодиспансерам РК. Работают специалисты, прошедшие обучение в ведущих клиниках РК и СНГ. На сегодняшний день работают 4 кандидата медицинских наук, 3 врача высшей категории. Химиотерапевтическое отделение снабжается противоопухолевыми препаратами в полном объеме за счет республиканского и областного бюджетов. Ранняя диагностика онкозаболеваний составила 44,9% в 2008 году (для сравнения, в 2007 году – 40%), что превышает средний республиканский показатель. Кроме того, ежегодно выделяются квоты для оказания высокоспециализированной помощи в КазНИИОиР. На 2009 год выделено 111 квот.

...ПЛЮС КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ВСЕЙ МЕДИЦИНЫ
– Намечается ли проведение существенной реформы в облздраве по улучшению качества обслуживания населения?
– В целях поэтапного реформирования и развития ПМСП проведена следующая реорганизация сети ЛПУ области, утвержденная постановлением акима области №293 от 13 декабря 2006 г.:
– отделены от стационаров и вновь организованы 6 районных поликлиник;
– на базе 2-х сельских участковых больниц, 3-х филиалов городских поликлиник и 1 СВА организованы 6 центров ПМСП;
– 45 семейных врачебных амбулаторий реорганизованы во врачебные амбулатории;
– 2 фельдшерских пункта реорганизованы во врачебные амбулатории;
– 61 фельдшерский пункт реорганизован в медицинские пункты.
Вышеуказанная реформа здравоохранения привела к уменьшению административного аппарата, установилось единоначалие на местах, осуществляется постоянный финансовый контроль.
– В Атырау лечение ведется без должного документирования. Диагноз и методы лечения не фиксируются фактически ни в одном документе сразу. А записи производятся опосля. К примеру, если и будет зафиксирован неправильный диагноз, то врачу, в случае чего, легче всё переправить, т.к. все эти документы лежат у него в кабинете... Мне пару лет назад довелось лечиться в Москве, в НИИ им. Бурденко. Так вот там у них все компьютеризировано, на каждого пациента заводится электронная медицинская карта. Каждый лечащий врач, в зависимости от специализации, заносит результаты своих исследований в эту карту. Возможности что-либо переправить впоследствии у врачей нет. Поэтому если вдруг он поставит неправильный диагноз, это будет легко установить, и самое главное – в случае чего доказать в суде. Вот когда в наших больницах-поликлиниках будет такая система, тогда и врачи станут более ответственными...
– В настоящее время электронной формы хранения медицинской карты или истории больного в РК нет.
В рамках информатизации РК в 2005-2010 годы планируется создание единой информационной системы здравоохранения (ЕИСЗ), одним из направлений которой будет создание электронного Паспорта здоровья граждан, электронной истории болезни, позволяющих осуществить эффективный мониторинг качества и объема медицинских услуг. В настоящее время внедряются пилотные проекты в отдельных областях.
– Есть ли в облздраве телефон доверия, на который можно позвонить с жалобой на врачей?
-В управлении здравоохранения есть телефон доверия: 35-47-31

…И О СЕБЕ
– Где вы сами получали образование? Как учились?
- Я учился в Актюбинском мединституте с 1977-го по 1983 год, тогда требования были очень высокие. Сейчас уровень образования не тот. Мой старший брат врач, и я тоже хотел быть врачом, но военным. Даже прошел по конкурсу в Томский медицинский инсти
16 февраля 2009, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz