Сюжет нового американского фильма о немецком Сопротивлении, рожденном не в недрах партизанских лесов, а в рядах верхушки Вермахта, практически идентичен приведенной выше исторической справке. Точней, фильм о пятнадцатой и последней попытке покушения на Гитлера, совершенной менее чем за год до окончания войны. Против своего обыкновения Голливуд на этот раз почти не покривил исторической правдой и от себя ничего особенного, как видно, не добавил. Ну, кроме, может быть, того, что потомственный аристократ и военный в сто первом поколении Штауффенберг пал героем не столько во имя гуманистических идей (как может показаться на первый взгляд), сколько во имя спасения Германии, и не столько от параноика Гитлера, сколько от потенциального порабощения «русскими». В ходе переворота из уст высокопоставленных военных чиновников только и слышно что-то вроде «мы обязаны спасти Европу» и «англичане и американцы нам помогут». Ни слова о погибших миллионах советских людей и возможности вступления в союз с основной жертвой фашисткой Германии, собственно, советской страной, которая такому подарку, как ликвидация Гитлера, была бы рада гораздо больше своих западных союзников.
О том, что не все нацисты были на самом деле извергами, было сказано уже не однажды, самый впечатляющий пример в кино – «Список Шиндлера». Несмотря на массу противоречивых, а иной раз и открыто враждебных замечаний со стороны немецкого народа задолго до премьеры, на месте немецкого народа я бы расслабилась. На генетическом уровне затаенная ненависть многих народов, пострадавших от предков нынешних Клаусов и Адольфов, видно, начинает рассасываться. И даже евреи (как режиссер «Операции «Валькирии» Брайан Сингер) уже способны признать – слово «немец» не равнозначно слову «нацист». А уж после «Валькирия» масса фашистов в совершенных кителях и надраенных сапогах покажется даже белыми и пушистыми.
Кстати, воспетая уже далеко не в первом кинопродукте эстетика нацистской Германии и фашисткой армии все же так хороша, что не избежал любования и Сингер. Чеканные профили военных аристократов (только имена и звания чего стоят: генерал-майор Хеннинг фон Тресков, генерал-полковник Людвиг Бек, генерал-фельдмаршал Эрвин фон Вицлебен…), замковая архитектура готической и величественной (без дураков) Германии, статные тела лучших представителей «совершенной арийской нации», дизайнерски отточенные линии мундиров и высокие тульи стильных головных уборов немецкой армии не остались без пристального внимания камеры. А уж Круз в форме немецкого офицера хорош почти так же, как Тихонов в «Семнадцати мгновениях весны». Кстати, о Крузе. Соответствие сюжета историческим событиям не единственное открытие этого фильма. Поразительно внешнее сходство Тома Круза с реальным Клаусом фон Штауффенбергом (см. фото).
Что касается качества, авторам, кажется, удалось выйти из щекотливой и очень скользкой темы вполне достойно. Политического скандала во всяком случае, наверное, не будет. Еще один сложный момент – хорошо известный финал реальной истории как бы априори исключает любое напряжение по мере её развития на экране, однако ж заявленный в жанровой принадлежности фильма триллер присутствует явственно и очевидно, во всяком случае, жилы тянет прилично. Ну и прием режиссерский так хитер временами, что зритель знает, что ожидания хорошего конца напрасны, тем не менее искренне надеется на чудо. Персонажи вполне себе объемные, по-немецки сдержанные. Но и по-человечески, и в масштабах истории жаль, жаль, что покушение не удалось. Мы привыкли видеть героев с красным околышем на фуражке, а тут служитель Вермахта, по сути, предатель, безрукий инвалид с одним глазом и тремя пальцами из десяти совершил шаг столь отчаянный, что хоть «браво» кричи. Вот бы еще до конца задуманное довел, но это уже фокусы провидения.
Для тех, кто о покушениях не знал, после просмотра наступает долгожданный катарсис: не все, не все тогда съехали с катушек! Помню, в школе я задавала историчке вопрос – ну как могла свихнуться абсолютно вся нация?! На что она резонно замечала, что все ответы – в учебнике. Некоторые мои одноклассники, как и сам Том Круз, по его признанию в одном из интервью, так бы и думали, что истина – в учебнике. Спасибо просветительской силе кино.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
5 февраля 2009, 00:00