Атырау, 29 марта 11:02
 ясноВ Атырау +10
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

«Деньги уходят в песок»

3 022 просмотра
Так называется документальный фильм, снятый на средства Фонда Сорос-Казахстан в рамках программы Kazakhstan Revenue Watch.
Программа Kazakhstan Revenue Watch фонда Сорос-Казахстан начала свою работу в январе 2004 года, подняв общественную дискуссию о так называемом феномене «проклятия ресурсов». Фильм затрагивает проблемы, связанные с эффективным использованием нефтедолларов на социальные проекты в западных регионах Казахстана – Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангыстауской областях.
Ежегодно Agip KCO тратит на соцпректы 12 млн. долларов, ТОО «Тенгизшевройл» - 10 млн. долларов, компании Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В. (KPO B.V.) – 10 млн. долларов и Разведка.Добыча. КазМунайГаз – 9 млн. долларов. Авторы фильма в лице экспертно-творческой команды Центрально-азиатской лиги стратегического управления задают один и тот же вопрос жителям регионов, представителям НПО, нефтяных компаний (Agip KCO, Lukoil Overseas, Тенгизшевройл) и местных властей: «А какова отдача?».
Все они сходятся во мнении, что население нефтедобывающих регионов продолжает страдать от загрязнёния окружающей среды и слабой инфраструктуры, высокой заболеваемости и низкого уровня образования. Правда, нефтяные компании и местные власти преподносят социальные бонусы как решение этих проблем. Но деньги пока что уходят в песок, не принося должного эффекта. «Такая парадоксальная ситуация в финансово благополучных регионах складывается потому, что социальные проекты, как правило, предварительно не обсуждаются с жителями этих районов и городов, - уверен директор программы Kazakhstan Revenue Watch Фонда Сорос-Казахстан Антон АРТЕМЬЕВ. Подобные проекты реализуются в условиях низкой прозрачности, при отсутствии подотчетности местной власти населению». Среди названных в фильме дорогостоящих соцпроектов – плавательный бассейн на стадионе «Мунайшы» в Атырау (14,5 млн. долларов), здания Казахского драматического театра (10,5 млн. долларов) в Уральске и профтехучилища (9 млн. долларов) в Кульсары и др. Между тем во многих населённых пунктах элементарно нет питьевой воды и телефона, говорят авторы. Много денег тратится на строительство школ и больниц, покупку новых видов медицинского оборудования, однако это не подняло на новый качественный уровень систему здравоохранения и образования. Тут, скорее, нужен комплексный подход, приходят к выводу документалисты. То есть помимо зданий и спецоборудования необходима подготовка высококвалифицированных кадров, поднятие престижа этих благородных профессий.
Выход авторы «Денег…» видят в трёх вещах: прозрачности, подотчётности и общественном диалоге. Практика показывает, что страны, живущие за счёт экспорта природных ресурсов, обречены на экономическую и социально-политическую нестабильность. Нефть –конъюнктурный товар, потребность в нём всегда есть, но цена-то колеблется. Сырьевая экономика создаёт иллюзию временного благополучия, порождает социальное иждивенчество, усиливает коррупцию в госаппарате, снижает предпринимательскую активность. Действительно, зачем напрягать мозги, когда «халявные» нефтедоллары и так льются потоком? Но нынешний кризис показал, что нефтедоллары – не панацея от всех бед. И сегодня очень многое зависит от того, насколько открыта для общества будет тема поступления и распределения нефтяных денег на социальные нужды.
Тимур КАЗИЕВ
31 декабря 2008, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz