Атырау, 24 августа 11:52
Днём ясно+33, вечером +28
Курсы Нацбанка: $ 386.04  € 427.77  P 5.88

Хорошего репетитора выстрадать надо

9 октября 2008 в 00:00
Хорошего репетитора выстрадать надоЕще каких-нибудь десять лет назад слово «репетитор» прочно ассоциировалось у нас с поступлением в институт, а нанимать домашнего учителя для первоклашки казалось делом немыслимым, потому как рисовать палочки и точки родители могут научить и сами. Сегодня рекламные полосы пестрят объявлениями «Подготовлю ребенка к школе… Восполню пробелы по математике учащихся 5-8 классов… Опытный преподаватель готовит выпускников к ЕНТ» и при этом ощущается дефицит настоящих профессиональных педагогов.

БУКВЫ РАЗНЫЕ ПИСАТЬ ТОНКИМ ПЁРЫШКОМ В ТЕТРАДЬ

– увы, слова старой славной песенки давно уже не актуальны. Современный первоклашка скорее повторит вслед за Пугачёвой «нынче в школе первый класс вроде института». Диагностика уровня развития поступающего в первый класс ребенка предписывает ему различные умения, в том числе чтение небольшого текста, пересказ, сравнение чисел, решение примеров и задач до 10, знание геометрических фигур, общую осведомленность, логическое мышление, сравнение понятий, развитие зрительной памяти и многое-многое другое. Это те знания, которыми должен обладать дошколёнок, а уж в школе начинаются настоящие испытания, причем не только для ребенка, но и для родителей. Предприняв в течение первого учебного месяца попытку самостоятельно готовить с ребенком уроки, многие родители осознают, что это совсем не просто и озадачиваются поиском хороших репетиторов.
Причин, почему родители не занимаются уроками с детьми сами, а нанимают репетиторов, много. Некоторые из них взаимосвязаны – например, рост благосостояния людей и дефицит времени, которое они могут уделить детям. Упрекнуть загруженных работой родителей трудно – сегодня они активно делают карьеру, зарабатывают деньги, чтобы в дальнейшем дети могли позволить себе хорошее образование в престижном столичном вузе или за рубежом. Но и добровольно взявшие на себя обязанности учителей родители могут потерпеть фиаско. Они полагают, что если неплохо владеют, скажем, физикой, помнят свою школьную программу, то их ребенку не нужны никакие «училки». А оказывается, что вещи, кажущиеся взрослым элементарными, до их чада не доходят или доходят, но не с той скоростью, с какой хотелось бы. Домашний педагог разочарован – ребенок не оправдал его надежд. Не ожидавший от самого близкого человека таких обвинений и оскорблений, ребенок обижен. Каждое занятие превращается в скандал и заканчивается истерикой. В итоге родитель считает своего отпрыска мягко говоря слабо способным к обучению, а ребенок начинает ненавидеть и физику, и школу, а заодно и маму с папой.

СПОСОБОВ НЕСКОЛЬКО, А ПРАВИЛЬНЫЙ – ТОТ, ЧТО ШКОЛЕ УГОДЕН

Еще одна объективная причина – отсутствие преемственности между советскими и казахстанскими учебниками, что особенно заметно в младших классах. Советские учебные пособия отрабатывались десятилетиями и переиздавались с небольшими поправками, по ним занимались несколько поколений, начиная с дедушек и бабушек и заканчивая внуками. Поэтому старшим в семье было не трудно, открыв учебник, вспомнить, как подавали эту тему учителя, и спокойно в том же ключе объяснить всё младшему. Изменились учебники, соответственно, изменилась методика преподавания. Метод подачи материала родителей по-старому, пусть и правильный, учителями не приветствуется. «В математике может существовать несколько путей решения задачи – я показываю ребенку тот, которому учили меня. Ребенок возражает, что в школе их учат по-другому. Пытаюсь объяснить, что все способы хороши и имеют право на существование. Но низкая оценка для ученика сильнее всех моих аргументов, – рассказывает одна из родительниц. – В итоге у ребенка возникает скрытое недоверие ко мне, которое вполне понятно. Чтобы не потерять его доверие и не создавать проблем с успеваемостью, пришлось нанять репетитора, который все объясняет “как в школе”».

КАК НАЙТИ ПРИЛИЧНОГО ПЕДАГОГА…

Каковы бы ни были причины, по которым родители решили нанять репетитора, хорошего профессионала ещё нужно найти, и это задача не из простых. Приготовьтесь к тому, что «ваш» учитель будет не первый по счету и даже не десятый. Айгерым, мать двух разновозрастных детей, обзвонила кучу объявлений, познакомилась с десятками преподавателей и остановилась лишь после… двух лет поиска. Зато к тому времени она определила для себя, какие качества важны в педагоге, выработала несколько правил, по которым можно и нужно выбирать репетитора.
Самый старый и самый испытанный способ – по рекомендации знакомых. В этом случае вы уже будете заочно знакомы с плюсами и минусами методики репетитора, а кому-то знакомство поможет выиграть в оплате. При поиске через газеты надо учитывать, что объявление далеко не всегда дают опытные репетиторы – свои услуги могут предлагать студенты старших курсов, отчаявшиеся найти работу выпускники вузов, загруженные своей повседневной работой школьные учителя и даже просто окончившие какие-нибудь языковые курсы молодые люди, для которых репетиторство просто временный приработок. Определенной методики работы с детьми и подростками у них нет, педагогический талант и умение найти подход к ребенку тоже есть далеко не у всех. Преподаватели вузов, как правило, занимаются подготовкой старших школьников к ЕНТ. Этот вариант хорош не только тем, что преподаватель реально знает, что именно потребуется от абитуриента на экзаменах, но и тем, что может поделиться опытом – какие испытания ждут новоиспеченного студента в стенах вуза.
Профессия репетитора сегодня востребована настолько, что многие успешные педагоги оставляют прежнее место работы – в школе, в вузе, обучающей компании – и занимаются индивидуальной подготовкой детей. Пожалуй, это самый удачный вариант. Профессиональные репетиторы имеют постоянную практику индивидуального обучения, на основе которой они разрабатывают собственные методики, их отличает компетентность и самостоятельность в работе. Но даже самый лучший репетитор может «не сойтись характером» с вашим ребенком. Поэтому не стоит доверять лишь словам, проверьте сами квалификацию преподавателя.

…И КАК С НИМ РАБОТАТЬ

Для начала стоит определиться, кто вам нужен: специалист или педагог. Когда речь идет об углубленной подготовке старшеклассника из специализированной школы или выпускника, то лучше обратиться к сильному специалисту-предметнику. Если вашему ребенку нужно просто подтянуть запущенный в школе непрофильный предмет, то лучше искать преподавателя, в первую очередь умеющего доступно объяснять материал. А с детьми лучше работать профессиональным педагогам. Не лишним будет посидеть на нескольких занятиях и понаблюдать за совместной работой педагога и ребенка. При этом объясните ребенку, что он имеет право высказывать свое мнение, если:
1. Он не успевает за педагогом. Учитель хорошо знает свой предмет, объясняет всё грамотно, но чересчур быстро. В застенчивом школьнике слишком крепко сидит трепет перед учителем, чтобы он вовремя мог остановить педагога и признаться, что не успевает за ним. Может сложиться такая ситуация, когда учитель уже объясняет следующую тему, ребенок всё ещё «зависает» на предыдущей, а в итоге тормозится учебный процесс и ваши деньги уходят зря.
2. Он что-то не понял. Ученик согласно кивает головой, учитель думает, что всё в порядке, а оказывается, назревает проблема. Пусть ребенок сразу сигнализирует, если не понял. Тогда преподаватель сможет повторить, рассказать по-другому, привести примеры.
3. Хочет уточнить что-либо. Пусть ребенок попросит привести новые примеры, подумает немного самостоятельно. Потом изложит преподавателю, как именно он его понял и спросит, правильно ли. Таким образом поддерживается контакт учителя с учеником.
4. Что-то вызывает его сомнения. Школьник, пусть даже младший, должен осознавать, что результат обучения зависит от него, он равноценный участник процесса. Дети обычно слушают учителя, подчиняются его мнению и при этом перекладывают всю ответственность за результат на него. Необходимо донести до ребенка, что думать и решать всё равно ему придется самостоятельно, отвечать и получать оценки в школе тоже ему. Репетитор только помогает.
Через 3-4 занятия и вам, и ребенку станет ясно, подходит ли вам репетитор. Это будет заметно не только по оценкам, но и по интересу, с которым ребенок станет относиться к занятиям. Узнать, что учитель вам не подходит, еще легче. Знаний в таком случае у учащегося не увеличивается, ребенок неохотно приступает к занятиям и к самому репетитору относится настороженно. В таком случае смело отказывайтесь от услуг репетитора и ищите нового.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
(Продолжение следует...)

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

3110 просмотровНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3 4