Атырау, 22 августа 01:16
Утром ясно+33, днём +38
Курсы Нацбанка: $ 386.05  € 428.25  P 5.84

Права знайте!

28 августа 2008 в 00:00
Публикация «Квартировладелец и КСК: возможна ли дружба? Не знаем пока» («АЖ» №32 от 7 августа 2008 г.), основанная на информации, предоставленной Обществом защиты прав потребителей, вызвала много вопросов читателей, часто сталкивающихся с нарушениями их потребительских прав. По нашей просьбе его руководитель Галина ЗЕМЛЯНАЯ комментирует с точки зрения Закона «О защите прав потребителей» наиболее распространенные ситуации.
– Потребитель – это любой из нас, приобретающий что-то или получающий любую услугу для личного пользования, для использования в личном хозяйстве. Это не только купля-продажа, КСК и монополисты, а еще и транспортные услуги, бытовое обслуживание, услуги связи, медицинские, образовательные, туристские, строительные, страховые, банковские услуги, финансовые и т. д. Можно сказать все, что мы так или иначе потребляем, относится к услугам. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей определены в 1985 году Генеральной Ассамблеей ООН. В соответствии с этими принципами, к основным правам потребителей относится право на: безопасность, информацию, возмещение ущерба, потребительское образование, здоровую окружающую среду. Однако, несмотря на долгую историю этого вопроса, тема отсутствия взаимопонимания между поставщиками услуг и их потребителями остается неисчерпаемой. Ниже примеры противостояния и пути выхода из них с наименьшими потерями.
– Наш КСК не принял заявление о выходе из его состава. Что делать?
– Нам часто звонят, когда в КСК, в нарушение действующего законодательства, отказываются принимать заявления от своих же участников. Совет: если заявление не принимают, идите на почту и отправляйте заказным письмом с уведомлением. Этого будет достаточно в процессе дальнейшего решения любого вопроса.
– Ринат купил сотовый телефон в магазине и очень надеялся на обещанные продавцом свойства телефона. Подробно изучив все параметры телефона, он понял, что нет именно тех, которые ему были нужны. Оказалось, что продавец предоставила недостоверную информацию. На следующий день он отправился в магазин, чтобы поменять телефон на другую модель, что вполне естественно в рамках действующего Закона «О правах потребителей». Однако в магазине ему в этом праве отказали.
– На самом деле, потребитель в течение 14 дней вправе обменять приобретенный им доброкачественный товар, если он по каким-либо причинам не удовлетворяет его потребностям или не обладает необходимыми свойствами. Продавец обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о цене, потребительских свойствах интересующей его продукции, гарантийных обязательствах. Если нужного товара не окажется, тогда расторгается договор купли-продажи и потребителю возвращаются деньги. Следует знать, что продавец не имеет права требовать с потребителя какие-либо деньги за использование сдаваемого телефона до 14 дней. Если прошло 14 дней и товар надлежащего качества, то потребитель не может воспользоваться этой нормой закона.
– Гульнара приобрела цифровой фотоаппарат в магазине. Спустя месяц аппарат уже не работал. Помня о гарантийном сроке, девушка отправилась в магазин. Оттуда ее направили в сервисный центр. Где она и сдала фотоаппарат на ремонт. Согласно квитанции, срок ремонта составил 20 дней. Но по истечении двух с половиной месяцев Гульнар свой фотоаппарат не получила. Что делать в такой ситуации?
– Если в течение гарантийного срока потребитель обнаружит ненадлежащее качество товара, он вправе по своему выбору потребовать: замены на товар надлежащего качества; расторжения договора с возмещением понесенных убытков; гарантийного ремонта; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены. Следовательно, в данном случае необходимо потребовать у продавца в первую очередь обменять данный фотоаппарат на новый.
– Часто нам задают такой вопрос: права ли администрация химчистки, предлагающая подписать их инструкции при приеме вещи на чистку?
– Действительно, на некоторых предприятиях, оказывающих подобные услуги, предлагается подписать их правила, например, написанные на обратной стороне квитанции или вывешенные для всеобщего обозрения на видном месте. Как правило, такие инструкции или правила разрабатываются самим предприятием, и если они не противоречат нормам закона о защите прав потребителя, то это даже хорошо, т.к. гарантируют исполнение каждой стороной своих обязанностей. Это своего рода договор. Но если он ущемляет права потребителя, то условия такого договора признаются недействительными (ст. 17 Закона “О защите прав потребителей”). Просто нужно быть внимательными и, главное, не терять чек об оплате и квитанции о принятых на чистку вещах.
– В магазине бытовой техники был куплен компьютер, и потребитель хотел бы его сдать в связи с тем, что нет перевода инструкции. После покупки прошло 10 дней.
– Это можно сделать. Все инструкции к товарам зарубежного производства должны быть переведены на казахский и русский языки. Отсутствие перевода может являться основанием для отказа от товара.
Комментарии к другим вашим вопросам и ситуациям читайте в следующем номере.
Телефон Общества защиты прав потребителей – 75-64-10.
Записала Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

5058 просмотровНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3 4