Атырау, 24 апреля 08:07
 ясноВ Атырау +27
$ 444.32
€ 473.33
₽ 4.76

Слушания закончены. Забудьте

3 928 просмотров
Слушания закончены. ЗабудьтеСвежесть очередным Общественным слушаниям, посвященным выбору участка под завод очистки нефти компанией «Аджип ККО», придали траурные повязки активистов неправительственного объединения «Каспий табигаты» и развернутый в разгаре слушаний транспарант «Карабатанга – кара бата!».
В остальном сценарий мало отличался от массы других слушаний, которые компании проводят во исполнение прописанных законодательством процедур по получению разрешительных документов. Поэтому результат почти семичасовых слушаний был прогнозируем, и все же я сидела в зале до последних минут – в надежде на чудо, наверное. Однако ничего похожего не случилось. Несмотря, а может, и вопреки довольно резкой критике и категорическому отрицанию представленной на обсуждение «Декларации о намерениях для последующих этапов освоения месторождения Кашаган» семерыми из десяти представителей общественности - мнение этой самой общественности было оглашено по написанному заранее безликому протоколу: «принять во внимание выступления и доработать с учетом высказанных мнений». Вопрос из зала о возможных новых слушаниях по вопросу после согласования с министерством привел регионального директора «Аджип ККО» Лучано ВАСКЕСА в недоумение. Он честно ответил, что такие не планируются. И в самом деле, зачем? Ведь формальность уже соблюдена.
УЧАСТОК ПРЕТКНОВЕНИЯ

В докладе компании были представлены основные положения полномасштабного освоения крупнейшего нефтяного месторождения Кашаган. По проекту предлагается вынос технологических линий по подготовке нефти и газа непосредственно в акваторию на искусственные острова. Для этого предусматривается строительство более 40 островов, 240 буровых скважин, 8 крупных эксплуатационно-технологических комплексов, более 1000 км внутрипромысловых трубопроводов, факелов, других инфраструктурных и вспомогательных объектов.
Лучано Васкес представил новую, оптимизированную концепцию Декларации о последующих этапах освоения. (Первый вариант министерство охраны окружающей среды отклонило. – З. Б.) Её особенность заключается в переносе основных операций по стабилизации и очистке нефти от соединений серы в море. На наземном заводе планируется обессоливание и удаление меркаптана. Васкес похвастался разработанной технологией закрытого хранения серы, накопление которой планируется на первом этапе опытно-промышленной разработки:
- При применении этой технологии сера не будет иметь контакта с окружающей средой. К тому же мы планируем всю серу реализовать на рынке. Также изучается применение серы внутри страны, например, в сельском хозяйстве.
Непростительное равнодушие проявил к слушаниям Тенгизшевройл, успевший накопить порядка 8-10 миллионов тонн серы: Аджип уже сегодня знает, как решить две его больные проблемы. Такие технологии достойны того, чтобы их выкрасть. Или перекупить - все же меньше, чем платить каждый раз за одно и то же по 37 миллиардов тенге.
Новое всегда интересно, однако главный вопрос остался в старой редакции – выбор участка. Аджип по-прежнему предпочитает Центральный Ескене, расположенный в 32 километрах к востоку от Атырау.

ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ?

Академик Муфтах ДИАРОВ назвал выступления сотрудников Аджипа наивными:
- Поражает иностранный подход – как можно планировать полное освоение углеводородных ресурсов Кашаганского месторождения, не зная об экологических последствиях массированного освоения ресурсов?! В Декларации отмечается: «планируемое развитие морской нефтедобычи на шельфе Северного Каспия будет исчисляться не годами, а десятилетиями». То есть в настоящее время неизвестно, как будет развиваться нефтедобыча в течение длительного времени. Все оценки воздействия будущих производств на природную среду условные, качественные – «высокое, среднее, низкое» - не дают реальную картину воздействия на окружающую среду. Что будет с природой, людьми, морем при добыче от 55 млн до 93 млн тонн нефти в год в течение хотя бы 15-20 лет – темная ночь…
- Это траур по Каспию! – начал свое выступление руководитель НПО «Каспий табигаты» Махамбет ХАКИМОВ, подняв руку с черной повязкой на рукаве. Довольно эксцентричный способ выражения отношения «зеленых» к вопросу зал поддержал аплодисментами.
- По научным данным известно, что на Кашагане содержание токсичных сернистых и прочих химических соединений в 2 раза больше, чем на Тенгизе. Но нас волнует другое, это высокая степень чрезвычайной опасности экологической катастрофы на море. Данная угроза существует при разведке, добыче и даже по окончании нефтеопераций на Кашагане, т. к. объемы оставшейся нефти в залежах всегда больше добытых. К тому же особо опасная среда подсолевых месторождений имеет аномально высокое пластовое давление и температуру, а содержащиеся в углеводородном сырье высокоядовитые сернистые соединения, количеством до 20% (в мире считаются опасными уже 3%) и прочие факторы в 2-3 раза ускоряют процессы коррозии. В мировой практике просто нет эффективных способов полного предотвращения коррозии в конструкции скважин. А первым скважинам на Кашагане уже по 6-8 лет, и, как показал опыт, скважины, работающие свыше 6 лет в агрессивной сероводородной среде, уже не обладают технической надежностью.
В случае катастрофы на Кашагане, как на Тенгизе в 1985-1986 годах, количества разлитой нефти (в виде пленки) хватит на всё Каспийское море, а выброшенные парниковые газы окажут на атмосферу Земли больше влияния, чем выбросы парниковых газов всех стран мира. Даже при «нормальном» режиме работ на месторождении, «штатных» выбросах и превышениях предельно допустимых концентраций двуокиси серы и азота в воздухе - зона заражения при добыче 60 миллионов тонн нефти в год будет равна квадрату 160 километров на 160 - на Тенгизе и 230х230 - на Кашагане.
В качестве же примера отношения к нам иностранных инвесторов приведу такой – ответ на наш запрос от компании мы получили через... 5,5 лет.

НЕФТЯНЫМ ПЯТНОМ МОЖНО “УПРАВЛЯТЬ”? ВРЯД ЛИ

Много конкретных по пунктам Декларации нареканий было со стороны Казахстанского общества охраны природы (г.Алматы), которые озвучил Николай ПОПОВ:
- В Обзоре указано, что «общая цель вывода каждого объекта из эксплуатации заключается в минимизации его воздействия на окружающую среду и восстановлении территорий до первоначального состояния». Это не может быть достигнуто по причинам многолетнего техногенного воздействия на все компоненты природной среды. Предполагать, что компания «Аджип», уходя из Казахстана, сроет все искусственные острова, восстановит порушенные морские течения, структуру и стратификацию морских отложений, вернет изъятые миллионы тонн горной породы в карьеры, проведет рекультивацию и восстановит естественное состояние недр - по меньшей мере абсурдно.
Месторождение Кашаган в сезоны весна-лето-осень находится на путях миграции рыб, а также в зонах наивысшей численности осетровых. Тем не менее, в тексте вывод о воздействии объектов морского комплекса промысла на ихтиофауну не сделан.
В разделе аварийных ситуаций отмечено, что с экологической точки зрения риск воздействия на окружающую среду на этапе строительства на море будет минимальным. Есть угроза разлива только 5 тонн запланированных выбросов со вспомогательных судов. Частота аварий от одного раза в год/десять лет. Тем не менее, уже как минимум за полтора дня пятно может достичь зоны с особым режимом природопользования и через пять с половиной дней – тростниковых зарослей.
На этом основании разработчики делают вывод о том, что «при таком сценарии пятном можно легко управлять». Однако нигде не показан ни сам возможный механизм такого «управления», тем более в тростниковых зарослях, ни его эффективность.
При очень низких вероятностях, полученных при расчетах, обращает на себя внимание максимальный масштаб возможных аварий. Так, ассоциацией Прикладных Наук Великобритании (ASA, 2003) было смоделировано поведение нефтяного пятна, получено время, необходимое для достижения им тростниковых зарослей, берега и побережий других стран. В расчет принимался возможный разлив 31485 т нефти, которая может достигнуть тростниковых зарослей уже через 2-4 дня, а берега – за 5 дней. Это количество нефти в классификации исследований Аджипа относится к “среднему”. Меж тем это содержимое среднего танкера по перевозке нефти. К примеру, несколько лет назад именно такое количество нефти разлилось у берегов Испании и Франции из танкера “Парадиз”. Несмотря на связь Атлантики с Мировым океаном с последствиями того разлива справиться не могут и поныне.
Происшествие таких масштабов следует рассматривать не как аварию, а как КРУПНЕЙШУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ КАТАСТРОФУ с тяжелейшими последствиями для всего Каспия. К сожалению, какие-либо количественные оценки последствий такого возможного экстраординарного воздействия в Декларации отсутствуют.

И СНОВА СЕРНЫЕ ГОРЫ

Как всегда была эмоциональна руководитель НПО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА, назвавшая проект антинародным и антисоциальным:
- Характеристики Декларации не выдерживают критики. Пропихиваете туфтовый проект, а мы проголосуем жизнями наших детей и внуков. Нам готовят нового монстра – в год будут накапливаться полуторамиллионные отвалы серы. Это больше, чем сероотвалы ТШО. Проект с насыпными островами разрушает среду обитания морской фауны. 41 искусственный остров будет построен в море. Они изменят гидродинамику, осётр либо вымрет, либо изменит пути миграции. С чем останемся мы?!
Здравую мысль выразил директор общественного фонда “Алшы” Бекет КАРАШИН:
- Пора изменить действующую практику – ни одна компания не должна проводить мониторинг за счет собственных средств. Нужны иные механизмы, иначе информация никогда не будет объективной.
* * *

Свое дело компания сделала. Очередь за общественностью, мнение которой, как правило, выражают НПО. В выступлениях их представителей не раз была высказана идея организации международной кампании против халатной разработки Кашагана - в проектных, технических, экологических, социальных вопросах, вопросах страхования... Сказаны ли они были в эмоциональной горячке или это взвешенное решение – покажет время. Меж тем прецедент воздействия общественного мнения на результат слушаний имеется – недавний перенос Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы нефти (СКЭБР) из предпочтительного для Аджипа участка в устье Урала на альтернативный.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
14 августа 2008, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz