Атырау, 28 марта 13:33
 будет пасмурноВ Атырау +4
$ 449.58
€ 486.94
₽ 4.86

За «Шелл», что в море

4 640 просмотров
За «Шелл», что в мореКазМунайГаз (КМГ) станет одним из четырех сооператоров проекта Кашаган и после начала добычи будет отвечать либо за транспортировку, либо за переработку углеводородов. По мнению аналитиков, отсутствие единого оператора несет в себе определенные риски, поэтому Казахстану следует добиваться контрольного пакета в проекте.
Изменения в СРП по Кашагану будут внесены до 15 октября 2008 года, сообщило Reuters со ссылкой на представителя КМГ. Согласно этим изменениям модель единого оператора, которая действует сейчас, будет заменена моделью совместной операционной компании (СОК), а сам проект разработки месторождения будет разбит на несколько подпроектов – морскую часть, транспортировку и переработку. Тем самым правительство Казахстана и консорциум Agip KCO, разрабатывающий месторождение, хотят распределить ответственность основных партнеров за отдельные участки проекта.
По данным Reuters, в состав СОК войдут Royal Dutch Shell, ExxonMobil, Total и КМГ. С началом промышленной добычи, которое запланировано на 2013 год, Shell станет оператором морской части проекта. Роли остальных членов СОК пока не утверждены. Источник, близкий к переговорам по Кашагану, подтвердил «&» данную информацию. «За каждой из компаний-членов СОК будет закреплено конкретное направление работ на месторождении. Уже решено, что за добычу на морской части Каспия будет отвечать Shell. Чем займутся три другие компании, пока неясно. Все решится в октябре», – подчеркнул источник.
В настоящий момент доли в Agip распределены следующим образом: Eni (оператор проекта), Total, ExxonMobil и Shell – по 18,52%, ConocoPhillips – 9,26%, Inpex и КМГ – по 8,33%. В начале этого года была достигнута договоренность об увеличении доли КМГ в проекте до 16,81% за счет выкупа на пропорциональной основе доли у каждого из акционеров Agip. Цена сделки – $1,78 млрд. Как сообщал в конце июля глава Минэнерго Сауат Мынбаев, сделку планируется завершить к середине октября. Очевидно, что перераспределение долей будет отражено в переписанном СРП и КМГ получит статус крупнейшего акционера консорциума наряду с Eni, Total, ExxonMobil и Shell. При этом Eni не только утратит статус единственного оператора, но и не войдет в состав СОК.
Как рассказал «&» источник в Минэнерго, решение о том, что Eni необходимо заменить другой компанией, было принято правительством еще в сентябре прошлого года. И уже тогда, по его словам, наиболее привлекательным и перспективным вариантом выглядела Shell. «Несмотря на то, что на Кашагане присутствуют и другие крупные нефтяные компании, динамика роста Shell и размер ее ежегодной прибыли устраняют любых конкурентов», – отметил источник.
Включение в состав СОК ExxonMobil и Total собеседник объяснил двумя причинами. Во-первых, обе компании являются одними из пяти мажоритариев проекта. Во-вторых, в прошлом месяце они выступили с резкой критикой в адрес государства по поводу ситуации с Кашаганом. Напомним, что в начале июля гендиректор ExxonMobil Рекс Тиллерсон со страниц Financial Times потребовал, чтобы Астана прекратила отсрочку разработки проекта. По его словам, консорциум уже инвестировал в проект $17 млрд., но на данный момент может добыть там разве что один баррель нефти или заработать один доллар. «Для правительства Казахстана пришло время прекратить задержку проекта, а также поддержать консорциум и увидеть успешное начало добычи», – заявил он.
Большинство опрошенных «&» экспертов считают, что Shell в качестве морского оператора проекта – правильный выбор. Старший аналитик по нефти и газу ИК «Метрополь» Александр Назаров указывает, что согласно отчетам компаний за II квартал этого года чистая прибыль Shell выросла на 27%, а Eni – всего на 2%. «Понятно, что, глядя на успешную работу первой, правительство Казахстана отдало ей место Eni. Вообще, нарушение сроков начала добычи углеводородного сырья при разработке месторождений уже стало нормальным явлением, но даже с учетом этой тенденции ситуация на Кашагане – это перебор», – рассуждает он. По его словам, озвученные показатели обеих компаний дают понять, что Shell умеет правильно выстраивать линию поведения на рынке и благодаря этому успешно вести свои дела. Кроме того, добавляет аналитик, Shell располагает широкими техническими возможностями. «К примеру, она была выбрана российской «Татнефтью» для партнерства в добыче битумной нефти в Татарстане, хотя на ее место претендовали ConocoPhilips, ExxonMobil и Chevron. А это требует новейшего оборудования, ведь битумная нефть очень вязкая и процесс ее извлечения сложнее, чем обычной. К тому же это очень дорого», – рассказал г-н Назаров.
По информации аналитика по нефти и газу ФК «Открытие» Натальи Мильчаковой, сейчас добыча Shell по всему миру снижается, а рост прибыли, о котором заявила компания, – всего лишь удачная игра на повышении мировых цен на нефть. К тому же, напоминает она, Shell покинула «Сахалин-2», что заставило компанию искать замену российскому месторождению. Впрочем, считает аналитик, если выбирать из тех компаний, которые присутствуют на Кашагане, то Shell – наиболее оптимальная кандидатура для операторства. К примеру, аргументирует она свою точку зрения, ExxonMobil с 2003 года откладывает промышленную добычу на «Сахалине-1», мотивируя это геологическими сложностями. «ConocoPhilips тоже достаточно «тормозная» компания, которая в России ничего не делает. Eni, в принципе, работает активно, но в основном в Северной Африке, в то время как Shell, ни в чем ей не уступая, больше работает в странах СНГ. Так что это верное решение казахстанского правительства, но при условии, что мажоритарием в проекте будет КМГ. Кашаган – большое месторождение, и доля госучастия в нем должна быть контрольной», – уверена г-жа Мильчакова.
А вот аналитик нефтегазового сектора ИК «Проспект» Дмитрий Смирнов полагает, что для процесса разработки Кашагана нет принципиальной разницы в том, кто будет оператором проекта – Eni или Shell. «Учитывая технический потенциал и капитал обеих компаний, я бы не стал особо выделять одну из них. Обе компании имеют необходимые для освоения Кашагана ресурсы и оборудование высокого качества», – отметил он. По его мнению, смена оператора – это больше политическое решение. «В нужное время правительство Казахстана не смогло взять ситуацию на Кашагане под контроль и теперь пытается как можно скорее исправить свою оплошность. И способ был найден – Eni заменили на Shell», – рассуждает г-н Смирнов.
При этом создание совместной операционной компании на Кашагане аналитик назвал рискованным шагом, поскольку в один прекрасный день планы компаний-членов СОК по разработке месторождения и транспортировке нефти могут стать разрозненными. Поэтому, предупреждает г-н Смирнов, выбранная операционная модель в дальнейшем может стать неэффективной, если нацкомпания не купит контрольную долю в Кашагане. Ему вторит г-жа Мильчакова. «Создавая СОК, Казахстан пошел путем стран Латинской Америки и Ближнего Востока, вот только там эта операционная модель практиковалась в 80-х годах прошлого века. Сейчас она не применяется, ей на смену пришел тренд практически полного участия государства в нефтегазовом секторе», – заключила г-жа Мильчакова.
"Бизнес и Власть"
7 августа 2008, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz