Казахстанская электроэнергетическая ассоциация и 5 крупнейших энергокомпаний страны выступили с обращением к президенту Касым-Жомарту Токаеву.
Участники рынка заявили о наступающем кризисе в энергетическом секторе стране, а также изложили свой взгляд на системные проблемы отрасли и возможные пути их решения.
«На сегодняшний день энергетическая отрасль нашей страны сталкивается с большим количеством масштабных вызовов, вопросов и неопределённостей как накопленных в предыдущие годы, так и вновь возникших. В настоящем обращении изложены основные позиции, которые, по мнению энергетических предприятий, являются наиболее актуальными. Необходимо отметить, что на текущий момент в Республике Казахстан наступает энергетический кризис», – говорится в тексте обращения направленного в адрес президента.
Следует отметить, что технологические аварии, произошедшие 20 и 26 марта на Петропавловской ТЭЦ, а также на Степногорской ТЭЦ стали печальным подтверждением реальности оценок состояния дел в отрасли, которые содержатся в обращении КЭА и крупнейших энергокомпаний.
По мнению авторов обращения, которое было написано и направлено в Акорду еще 9 марта 2022 года, то есть до всех последних событий в отечественной электроэнергетической отрасли, ключевыми являются следующие системные причины:
- Необходимость единообразного и последовательного государственного регулирования энергетической отрасли;
- Потребность в стратегическом планировании в отрасли;
- Дефицит мощности, рынок электрической мощности;
- Тарифообразование и текущее тарифное регулирование.
- Отсутствие инвестиционной привлекательности в отрасли;
- Низкий уровень оплаты труда в отрасли;
- Экологические и климатические инициативы в энергетической отрасли.
Так, в настоящий момент регулирование сферы энергетики осуществляют сразу 4 министерства – министерство энергетики, национальной экономики (МНЭ), экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР), а также индустрии и инфраструктурного развития (МИИР).
По мнению авторов обращения к президенту, «формально, все согласны, что энергетика страны должна быть современной, экологичной, экономически эффективной и полностью обеспечивать энергонезависимость страны».
«Однако на практике, ввиду отличающихся ведомственных приоритетов вышеуказанных государственных органов, регулирование отрасли носит разнонаправленный и хаотичный характер, где задачи одного министерства прямо противоречат задачам другого», - говорится в тексте обращения.
Например, министерство энергетики в условиях существующего дефицита электрической мощности различными мерами стимулирует энергопроизводящие организации (ЭПО) увеличивать генерацию и ограничивает проведение плановых ремонтных работ на станциях с целью снижения дефицита электроэнергии.
В это же время МЭГПР, посредством уменьшения объема распределяемых квот и установления огромных штрафов за превышение объема выбросов, наоборот, вынуждает ЭПО снижать генерацию. Другим примером является инициатива МЭГПР (в соответствии с новым Экологическим кодексом) по установлению для ЭПО обязательства по внедрению наилучших доступных технологий (далее – НДТ). Затраты ЭПО на внедрение НДТ будут исчисляться десятками миллиардов тенге по каждому предприятию и это неминуемо приведет к росту тарифов, что прямо противоречит политике инфляционного сдерживания тарифов проводимой МНЭ.
«Сохраняя разнонаправленную модель регулирования, страну в целом и энергетику в частности ждут самые негативные сценарии, среди которых могут быть окончательная деградация отрасли и полная потеря энергонезависимости, неисполнение международных обязательств (таких как Парижское соглашение по климату), высокие и неконкурентоспособные тарифы, полная потеря квалифицированных кадров», – считают авторы обращения и предлагают сосредоточить функции регулирования отраслью по принципу «одного окна» в министерстве энергетики.
Крайне тяжелая ситуация складывается в области стратегического планирования, особенно в сфере теплоэнергетики.
«В последние годы дефицит тепловой энергии наблюдается в Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и других областях. Даже незамедлительное принятие мер по расширению действующих, строительству новых тепловых источников не позволит избежать имеющегося дефицита тепловой энергии, а непринятие срочных мер однозначно приведет к коллапсу в жизнедеятельности населенных пунктов. При этом, критичность ситуации по дефициту состоит в том, что в отличии от электроэнергии тепловую энергию практически невозможно импортировать откуда-либо», – констатируют авторы обращения.
В частности, в документе приводятся данные, что дефицитным по теплу в настоящий момент является такой крупный областной центр, как Павлодар. По мнению участников рынка, «проблема дефицита тепловой энергии очевидна». Однако точных данных в масштабах всей страны нет, так как отсутствует тепловой баланс даже на краткосрочный период 5-7 лет.
«Централизованный государственный аудит тепловых инфраструктур (ТЭЦ, тепловые сети, котельные, насосные станции) не проводится и соответственно ни один из государственных органов на сегодня не понимает реальную ситуацию по тепловым мощностям», – отмечается в обращении в адрес президента.
Что касается рынка мощности то, согласно Прогнозного баланса электрической энергии Единой электроэнергетической системы РК в период на 2022-2028 годы дефицит электрической энергии в текущем 2022 году составит 4,6 млрд кВт/ч, дефицит электрической мощности составит 1 327 МВт, дефицит регулировочной мощности 894 МВт. Указанный дефицит спрогнозирован с учетом ввода новых мощностей, как традиционных (2,6 млрд.кВт/ч), так и ВИЭ (2,0 млрд кВт,ч).
Кроме того, при повышении дефицита происходит увеличение перетоков из РФ. Даже в относительно благополучном периоде, в качестве компенсации за перетоки электроэнергии из РФ, только с 2015 по 2020 годы сумма затрат увеличилась более чем в два раза с 8,3 млрд тенге в 2015 году до 18,6 млрд тенге в 2020 году.
Не лучшим образом обстоит дело и с тарифообразованием, которое, по сути, сводится к «сдерживанию» тарифов и фактически дестимулирует участников рынка. Более того, система «сдерживания» выстраивается таким образом, что начинает угрожать безопасности системы. В частности, согласно Закону «Об Электроэнергетике» для получения индивидуального (инвестиционного) тарифа, принимаются только мероприятия по основному генерирующему оборудованию (турбоагрегаты, котлоагрегаты и генераторы). И не берутся для расчета затраты по строительству, реконструкции и обновлению сооружений, участвующих в технологическом процессе производства электро- и теплоэнергии.
«Стоит отметить, что данные мероприятия (золоотвалы, дымовые трубы, градирни и пр.) являются наиболее затратными и важными, связанные с с эксплуатацией и надежностью работы электростанций. За счет тарифа на электрическую энергию такие работы не выполнить», – отмечают авторы обращения.
Так же, КЭА и участники рынка, предлагают еще раз тщательно проанализировать экологическую политику в сфере энергетики. По их мнению, «декарбонизация значительно повысит цены во всех отраслях экономики, что при существующих доходах населения и рентабельности бизнеса может развалить экономику страны». Поэтому необходим коренной пересмотр политики в области экологии применительно к электроэнергетической отрасли, чтобы такая политика отвечала реальному положению дел в энергетике и экономике страны в целом.