Атырау, 29 марта 15:26
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Что делать, если вас пытали: советы профессионального юриста

13 567 просмотров

«АЖ» первым в регионе и в стране стал открыто писать о пытках и преследовании людей, вышедших на митинги в начале января. И практически каждый день на эту тему появляется новая информация. Нам крайне важно не только рассказывать о произошедшем, но и оказывать пострадавшим содействие в защите своих прав. В связи с этим мы обратились к юристу, консультанту по международному праву в области прав человека, эксперту Коалиции НПО Казахстана против пыток (г. Алматы) Татьяне ЧЕРНОБИЛЬ.

Татьяна, в Казахстане многих задержали за участие в митингах. Большая часть атыраусцев получила административное наказание по статье 488 КоАП («Нарушение законодательства РК о порядке организации и проведения мирных собраний,  митингов, шествий, пикетов и демонстраций»), а по некоторым заведены и уголовные дела. Как это соотносится с международным правом?

К сожалению, казахстанский Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний» не соответствует международным стандартам. По этим стандартам подобные законы если и принимаются, то не столько для граждан, сколько для госорганов. Там должны подробно расписываться обязанности госорганов, потому что любые права человека в ответ порождают обязательства государства. Если же посмотреть на наш закон о мирных собраниях, то в помощь организаторам или участникам акиматы могут лишь предложить поменять маршрут или место проведения, назначить своих представителей для содействия организатору и проинформировать его или участников о принимаемых в этой части мерах. Среди остальных полномочий акимата – разрешить, запретить, приостановить или прекратить. При этом у организаторов мирных собраний целых 10 обязанностей и 9 запретов, среди которых, например, запрет на ношение предметов одежды, «препятствующих распознаванию лица, за исключением средств индивидуальной защиты, направленных на охрану здоровья». Любое отступление от требований этого закона грозит административным наказанием вплоть до 10 суток ареста, а если мирное собрание будет несанкционированным, то до 15. Такой закон не улучшает положения с правом на свободу мирных собраний по сравнению с ранее действовавшим аналогичным законом.

Люди, побывавшие в спортзале «Динамо» в Атырау, прозванном филиалом белорусского «Окрестина», признаются, что все происходившее там (угрозы, психологическое давление и избиение) было направлено на то, чтобы отбить у людей желание выходить на митинги в будущем и выражать свое мнение. Прокомментируйте, пожалуйста, этот момент.

Конечно, такое обращение способно отбить всякое желание выходить в будущем на митинги, особенно если при избиениях об этом говорилось. Под пытками, жестоким либо бесчеловечным или унижающим достоинство обращением, кстати, понимается причинение физических, психологических или психических страданий, в частности, также с целью наказать или принудить человека к чему-то, то есть, например, принудить отказаться от участия в мирных собраниях.

Много ли жалоб поступает в правозащитные организации из Казахстана, особенно сейчас, после январских событий?

Правозащитные организации бывают разные, и обращения в них разные. В организации, которые работают, скажем, по праву на свободу слова, обращаются по нарушениям этого права. В Коалицию НПО Казахстана против пыток, участницей которой я являюсь, помимо жалоб на пытки часто обращаются в связи с неправосудными приговорами, также люди ищут помощи в поиске адвокатов, жалуются на процессуальные нарушения. Ежегодно, вот уже в течение многих лет, в Коалицию против пыток обращается приблизительно одинаковое количество людей 200-250. В надзорный орган, по словам представителей самой прокуратуры, поступает еще больше обращений в год – от 400 до 600. Из этого числа досудебные расследования начинаются в лучшем случае по трети обращений, а до суда, по утверждению той же Генеральной прокуратуры, доходит всего 2%. Не все из них оканчиваются обвинительными приговорами. То есть жалуются на пытки много, а несут наказание единицы. Конечно, думаю, бывают необоснованные жалобы, но чтобы 80% или 90% сомневаюсь.

Какую помощь сейчас могут оказать правозащитные организации?

Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности как Координатор Коалиции против пыток оказывает помощь в предоставлении адвокатов, а также содействие в оказании психологической помощи жертвам пыток. Вообще, надо понимать, что по делам о пытках адвокат для жертвы не то чтобы не положен, а в целом необязателен, так как жертва в данном случае является потерпевшей и в этом качестве в защите не нуждается. Адвокат или юрист в данном случае представляет интересы потерпевшего. Дела по пыткам – это дела особой категории, дела публичного обвинения. По ним уголовное преследование не зависит от подачи жалобы потерпевшим. Но в Казахстане мы рекомендуем жертвам пыток заручаться всё же поддержкой адвокатов, потому что самостоятельно добиться регистрации заявления и полноценного расследования непросто.

 

АДВОКАТЫ И МЕДИКИ БЫВАЮТ ТРУСЛИВЫ

Родственники задержанных в нашей области жаловались, что в Атырау очень трудно найти адвокатов, которые бы не побоялись защищать права тех, кто выходил на митинг. Может, в Казахстане и в Атырау, в частности, уже есть адвокаты, которые работают по международным стандартам защиты против пыток?

Можно искать адвокатов, которые проходили тренинги по праву на свободу от пыток. Такие тренинги проводились Коалицией или другими организациями. Из атырауских адвокатов в Коалиции против пыток состоит, например, Жанар Сундеткалиева. Знаю Жанар как принципиального адвоката.

Еще одна проблема, с которой столкнулись пострадавшие местные медики отказываются проводить обследование или в результатах пишут, что у прошедших пытки со здоровьем всё хорошо, никаких отклонений от нормы. Возможно, есть альтернативная, независимая экспертиза? Если да, то как ее пройти? Могут ли международные правозащитные организации оказать содействие в оплате услуг независимых экспертов?

Действительно, найти лечебное учреждение, которое согласится освидетельствовать побои, а тем более пытки, непросто. Можно, к слову, обращаться в любые медучреждения, например, в травмпункт, где вам не смогут отказать в медицинском осмотре и, более того, будут обязаны указать с ваших слов причину появления телесных повреждений. Впоследствии такое заключение медицинского работника можно будет заявить в качестве доказательства. Оно не будет являться и не сможет заменить, конечно, заключение судмедэксперта, но будет доказательством наличия телесных повреждений и поможет установлению причинно-следственной связи между вашим пребыванием в отделе полиции и появлением у вас синяков, ссадин и ран. Что касается независимых судебных медицинских экспертов, то надо поискать, есть ли такие в вашем городе, и попробовать обратиться к ним. Заключение же не эксперта может быть заявлено как заключение специалиста и тоже, по вашему ходатайству или ходатайству вашего адвоката, следователя или прокурора, приобщено к материалам дела по пыткам. Кроме закрепления телесных повреждений у специалиста, можно их сфотографировать, и лучше, чтобы на фото были спичечный коробок, зажигалка или авторучка или что-то подобное для уточнения размеров.

Рекомендуется также обратиться к психологу, который сможет зафиксировать ваше психологическое состояние. Нередко жертвы пыток переживают посттравматическое стрессовое расстройство. Подтверждение такого расстройства в связи с пережитыми пытками может служить как доказательством случившегося, так и лишним основанием для получения морального вреда.

Люди в погонах или даже в штатском приходили и просто забирали людей из дома, задерживали на улицах, не давая возможности как-то сообщить своим близким о произошедшем, пригласить адвоката, привлечь внимание общественности. Какие права есть у задерживаемых и как себя вести в таких ситуациях?

Любое задержание, даже не оформленное, будет считаться фактическим задержанием. Под фактическим задержанием понимаются «какие-либо действия, существенно ограничивающие личную свободу человека, с момента с точностью до минуты, когда указанные ограничения стали реальными, независимо от придания задержанному какого-либо процессуального статуса или выполнения иных формальных процедур». К сожалению, до доставления в участок такому задержанному вряд ли предоставят право уведомить близких или адвоката или зачитают ему его права. Но по доставлении, при оформлении протокола задержанному должны предоставить право уведомить близких, затребовать адвоката и другие права. Срок задержания исчисляется с момента именно фактического задержания. До составления протокола срок удержания не может составлять более 3 часов. Но даже доставление должно оформляться соответствующим протоколом. При этом доставление может производиться как по уголовным, так и по административным делам. И правило 3-х часов работает и в том, и в другом случае. Однако надо помнить, что если вы привлекаетесь за совершение административного правонарушения, наказание за которое предусматривает адмарест, то задержание может продолжаться до рассмотрения дела судом, но не более суток. По уголовным делам задержание без санкции суда возможно на срок не более 48 часов для взрослых и не более 24 часов – для несовершеннолетних. Любой осмотр или досмотр имеющихся личных вещей, например, телефона, допускается исключительно при наличии для этого оснований в виде, например, подозрения в совершении административного правонарушения, и оформляется соответствующим протоколом. Доступ к содержимому телефона возможен только с санкции судьи, так как это охраняемое Конституцией право на тайну частной жизни. Если вас незаконно подвергли задержанию или доставлению, вы можете обжаловать эти действия, обратившись в прокуратуру или суд.

 

«ПОЕЗД» НИКОГДА НЕ УЙДЁТ

После сильного давления, угроз в сторону близких, пыток некоторые люди были вынуждены подписывать бумаги, в которых они оговаривали себя, или делать это на камеру (случай с кыргызским музыкантом, например). Как им доказать, что их принудили к подобным действиям?

О таких случаях нужно рассказать своему адвокату, обратиться в службу специальных прокуроров Генеральной прокуратуры, например, через egov, или в местную прокуратуру, сообщив, что под давлением (и описать каким) вы оговорили себя. Также нужно будет обжаловать незаконные действия органа следствия в прокуратуре или в суде. А если в отношении вас применялись пытки, то нужно будет обратиться с соответствующим заявлением опять же в прокуратуру или местный департамент агентства по противодействию коррупции как орган, расследующий сообщения о пытках, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов.

Могут ли это сделать за него родственники, если сам человек все еще не решается?

Да, о пытках может сообщить любой человек. Поводом для начала расследования является также сообщение в СМИ, так как согласно статье 180 УПК РК такие сообщения являются одним из поводов для начала досудебного расследования. К СМИ в Казахстане, согласно Закону «О средствах массовой информации», относятся также интернет-ресурсы.

Потрясение от пыток бывает столь велико, что первое время люди не решаются подавать заявления, жаловаться. А потом думают, что уже слишком поздно, «поезд ушел». Есть ли какие-то временные ограничения для подачи заявления? Как они могут доказать, что их пытали, если следы побоев уже сошли? Может, есть какие-то специальные экспертизы?

Временных ограничений, срока давности, как и примирения с подозреваемым или амнистии, по пыткам нет. Сообщать о них можно в любое время. Единственное условие – нужно своевременно зарегистрировать следы телесных повреждений или другие доказательства. Это важно. Кроме того, есть психолого-психиатрическая экспертиза. Она может подтвердить психологические последствия пыток. Например, это может быть посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое может беспокоить человека спустя годы после перенесенных пыток. Эксперт-психолог сможет установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между вашим психологическим состоянием и утверждением о пытках.

В уязвимом положении находятся как сами потерпевшие, так и члены их семьи и свидетели. Давление оказывается со стороны полиции, работодателей, порой администрации учебных заведений. Можно ли как-то защититься от этого?

Важно помнить, что Уголовно-процессуальным кодексом РК предусмотрены меры безопасности для потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном процессе (статья 96). Такие меры могут применяться следователем, ведущим дело по пыткам, самостоятельно или по заявлению перечисленных лиц, а также членов их семей и их близких родственников. Рассматриваться такие заявления должны не позднее 24 часов после поступления. Отказ в принятии мер безопасности может быть обжалован в прокуратуре или суде. Какие это могут быть меры перечислено в статье 97 УПК РК. Также по пыткам можно подавать коллективные заявления и жалобы.

Некоторым участникам митингов в целях безопасности пришлось уехать из Казахстана.  Могут ли они подавать заявления, находясь за границей?

Да, заявить о пытках можно в любой стране, являющейся членом ООН, которая ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах или Конвенцию ООН против пыток, а это подавляющее большинство стран мира, потому что на пытки распространяется правило универсальной юрисдикции. Оно означает, что любая страна не просто может, а обязана принять заявление находящегося на ее территории человека, пусть даже не гражданина, заявляющего о пытках, перенесенных им в другой стране. В этом случае при наличии достаточных оснований будет начато расследование, и в случае прибытия в эту страну подозреваемых в пытках они могут быть задержаны, или к ним может быть применена какая-то другая мера пресечения до рассмотрения дела судом.

Куда нужно писать жалобу, если человека пытали, а представители органов, которые должны были его защищать, бездействовали?

Обращаться с жалобами на пытки можно, например, в прокуратуру, полицию или антикоррупционное агентство. Можно также сообщать о пытках в неправительственные организации, например, в Коалицию НПО Казахстана против пыток: координатор по вопросам оказания правовой и психологической помощи на территории Республики Казахстан – Анна Солодова, +77081120938, smirnova.ig.anna@gmail.com. Также в Коалицию можно обратиться по короткому номеру 150.

Что делать, если потерпевший в данный момент находится под давлением или написал, а потом забрал свое заявление?

Заявление можно подать снова, изложив в нем, почему вам пришлось его отозвать, либо вы можете сообщить о пытках в отношении вас иначе, например, публикацией в СМИ, которая, как мы сказали выше, является поводом для начала досудебного расследования. Вы также можете обратиться за консультацией по указанным выше контактам в Коалицию НПО Казахстана против пыток.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

18 февраля 2022, 08:45

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz