Атырау, 29 марта 11:14
 ясноВ Атырау +10
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Атырауский дальнобойщик: «Я больше не езжу, нет смысла уже»

11 498 просмотров

Проблема дефицита дизтоплива в стране все еще остается актуальной. Это коснулось в первую очередь дальнобойщиков. К чему это приведёт с учётом того, что большие объёмы продовольственных и промышленных товаров доставляются в торговые точки именно на фурах? Подробнее на местных примерах – в материале «АЖ».  

Как известно, в начале осени дальнобойщики в некоторых регионах провели акции протеста, в октябре собирались это сделать и атырауские, но власти применили «превентивные» меры. Между тем на сегодня в Атырау стоимость дизтоплива возросла с ещё недавних 185-187 тенге за литр до 216 (сеть АЗС «Меркурий»), 230 (Qazaq Oil и Helios), 270 («Ниет»), 280 тенге («Арна») за литр. При этом мой собеседник – дальнобойщик по имени Серик – отмечает, что на заправках Qazaq Oil и Helios отменили лимит:

– Если раньше там действовал лимит не более 50 литров, то на днях мне сказали, что могу заливать за наличку сколько угодно – потому что цена поднялась.

– Недавно я разговаривала с вашим коллегой из Актау. У него в нынешней ситуации расклады такие: если раньше он перевозил груз из Актау до Жанаозена за 80 тысяч тенге, то теперь просит 100-110 тысяч, а перевозка из Актау до Атырау у него поднялась с 250 тысяч до 300-350 тысяч. А у вас как?

– Да я вообще приостановил свою деятельность. Потому что нет смысла уже. К примеру, мне сейчас предлагают 1 млн тенге за перевозку груза в Белоруссию. А мне нужно дизтопливо покупать по нынешним ценам, еду, платить за автомобильные дороги в России и Белоруссии и так далее – после длительной и небезопасной поездки мне останется мизер. Не знаю, что сейчас делать, как кормить семью, закрывать кредиты. Скорее всего пойду работать здесь на какое-нибудь предприятие. Многие другие ребята пока держатся, но не знаю, как долго смогут. По любому будут повышать стоимость своих услуг, а это неизбежно скажется на стоимости продуктов и других товаров. Вы же прекрасно знаете, что в Казахстане мало что производится. Картофель мы привозим из Ирана и Туркменистана, Волгограда и Астрахани. Сухое молоко опять же из России, зерно из Саратова. Из Казахстана только металлолом вывозим, до порта Актау, а далее он идёт морем в Иран. В Астрахань тоже металлолом...

Второй мой собеседник, Ерболат, пока продолжает возить грузы, но такса у него уже другая:

– Я езжу по Казахстану и России. Когда дизтопливо стало дефицитным и подорожало, я вынужден был месяц назад поднять свои расценки. Конечно, клиентов терять не хочется, но и в убыток себе работать тоже смысла нет. Раньше до Актау ездил за 280 тысяч, сейчас за 350-380. Конечно, подорожание логистики сказывается на стоимости товара, который продаётся в торговых сетях.


«АЖ» направил запрос в пресс-службу министерства энергетики и получил нижеследующие ответы.

– В чём причина нынешней ситуации с дизтопливом?

– В том, что в Казахстане его стоимость значительно ниже, чем в других странах – это привело к росту потребления транзитным транспортом и неконтролируемому перетоку.

 Какие меры предпринимаются для стабилизации ситуации?

Для обеспечения внутреннего рынка были приняты следующие меры:

  • введен запрет на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом;
  • с апреля т. г. прекращен экспорт дизельного топлива;
  • плановый ремонт на АНПЗ перенесён на 2022 год;
  • Атырауский и Шымкентский НПЗ загружены дополнительными объемами сырья;
  • перенесён срок ремонта комплекса первичной переработки нефти на Павлодарском нефтехимическом заводе;
  • достигнута договоренность о поставке 100 тыс. тонн дизельного топлива из РФ, из которых в сентябре отгружено 43,5 тыс. тонн, в первой декаде октября – 22,2 тыс. тонн.

Дальнобойщики в Актау и Атырау жалуются, что им продают не более 50 литров. Кто устанавливает лимиты на дизтопливо?

– Некоторые АЗС перешли на талонную систему оплаты, но здесь нужно отметить, что компании имеют гарантийные обязательства перед социально значимыми учреждениями, и их неисполнение может привести к негативным последствиям. Вместе с тем отмечаем, что по городу Атырау ряд АЗС уже реализуют дизтопливо за наличку.

– Почему в регионах разные цены?

– Различие ценообразования в регионах на импортное дизельное топливо обусловлено разной отпускной ценой нефтеперерабатывающих заводов РФ, а также затратами на логистику, хранение, маржу АЗС и т. д.

Айнур САПАРОВА

Фото Бауржана ХУСАИНОВА

22 октября 2021, 15:50

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz