"Нельзя вешать ярлык на всех"

8 396 просмотров

Image 1В школах области сегодня получают инклюзивное образование более 300 особенных детей с задержками в умственном развитии. А вот принимать детей с физическими недугами наши школы, увы, не готовы.


РАДОСТЬ И ГОРЕ МАЛЕНЬКОЙ ЛЕЙЛЫ

Лейле 9 лет. Но только в этом году девочка, с детства страдающая ДЦП, смогла начать обучение в первом классе. В школе ей очень нравилось, и учитель отнёсся с особым вниманием. На радостях мама накупила Лейле школьных принадлежностей, приобрела красивую форму, разные бантики и колготочки. В принципе это было необязательно, ей в порядке исключения разрешали посещать занятия в обычной одежде, но Лейле хотелось чувствовать себя настоящей школьницей. Однако радость её была недолгой – наши школы совсем не приспособлены для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: в зданиях школ нет пандусов, подъёмников, специальной мебели и оборудованных уборных.

По сути, администрация школы вообще не имела права принимать ребёнка, имеющего рекомендации ВКК (врачебно-консультативная комиссия) и ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) обучения на дому. Помимо ДЦП, у девочки есть и другие диагнозы, затрудняющие её обучение в условиях общеобразовательной школы, – говорит заведующая городской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) №1 Гульрайхан ГУМАРОВА (на снимке).

Согласно методической рекомендации приём детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу осуществляется на основании письменного заявления родителей и заключения психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендованной формой обучения. Однако своё заключение ПМПК делает на основании справки ВКК, которая как лечебная организация определяет степень заболевания ребёнка. Проще говоря, ВКК определяет степень физического здоровья ребёнка, а ПМПК – степень развития интеллекта.

Нам бы хотелось, чтобы Лейла посещала школу, общалась с детьми, ей это очень нравится. Быть постоянно запертой в четырех стенах 9-летнему ребёнку тяжело. Что нам сделать, чтобы иметь на это право? – спрашивает мама Лейлы Зере.

По словам Гульрайхан Гумаровой, чтобы ребёнок с особенностями развития на законных основаниях посещал школу, родителям необходимо обратиться в ВКК по месту жительства с заявлением о том, что они отказываются от обучения на дому. Комиссия будет решать в каждом конкретном случае, возможно ли обучение в условиях школы.

В ситуации с Лейлой, исходя из состояния здоровья и серьёзности её диагноза, специалист предполагает, что это невозможно. Тяжело и опасно это в первую очередь для самой девочки. Общеобразовательная школа просто не готова её принять. Сидеть по 45 минут четыре урока тяжело даже здоровому ребёнку. Кроме того, в классе должны быть приспособления, чтобы девочке удобно было сидеть, передвигаться во время перемен. Ведь одноклассники запросто могут её нечаянно сбить с ног.


«В ОБЫЧНЫХ КЛАССАХ ИМ ТЯЖЕЛО»

Image 0Именно по этой причине в наших школах нет детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Есть дети со слабым зрением – они сидят за первыми партами, есть несколько детей с проблемами слуха – после операции по вживлению кохлеарного аппарата они посещают школу. Но большинство детей, получающих инклюзивное образование, – это дети с лёгкой и средней умственной отсталостью и дети с задержкой психического развития, родители которых отказываются отправлять их в специальный интернат в Махамбете.

– Дети с особенностями развития должны вливаться в общество, должны учиться в обычных школах, и я целиком и полностью «за». Но наши школы к этому не готовы! – говорит Г. Гумарова. Таким детям очень тяжело в обычных классах, и педагогам нелегко обучать наряду с 30 учениками ребёнка с особенностями. Поэтому мы убеждаем родителей, что для обучения их детей всё-таки больше подходит спецшкола: во-первых, там работают специалисты-дефектологи по специальной образовательной программе; во-вторых, после окончания учебного заведения им выдаётся аттестат, в то время как в обычной школе детям с умственной отсталостью полагается только справка. В-третьих, в учебном комбинате интерната ребята получают профессию швеи, повара и другие специальности. В типовых правилах деятельности общеобразовательных организаций, утвержденных постановлением правительства РК №499 от 17.05.13 г., отмечено, что дети с ограниченными возможностями, включённые в общий класс, обучаются по общеобразовательным программам. Не по особой, а по общеобразовательной! Но родители категорически против их обучения в специнтернате. А так как есть закон о всеобуче, то по настоянию родителей мы направляем их в обычные школы, сделав пометку «с индивидуальным подходом в обучении».

Разработать индивидуальную программу для такого ребёнка помогают в методическом кабинете областной психолого-медико-педагогической комиссии. Детям с задержкой в умственном развитии, с ограниченным словарным запасом, не имеющим возможности прочитать и пересказать простой текст, нет смысла изучать иностранный язык или химию. В их случае упор делается на обучение самым простым и необходимым вещам.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) освобождаются от экзаменов, но после окончания обычной школы получают аттестат, т. к. ЗПР считается обратимым диагнозом. При грамотной коррекции, постоянном внимании со стороны родителей, педагогов, специалистов состояние таких деток выравнивается, и им могут снять диагноз. По словам специалистов, подобных примеров немало, причем среди детей разного возраста.

В 14 школах Атырау открыто 57 специальных классов для детей с ЗПР. В школе им. Муратбаева были открыты два младших класса для детей с задержкой в умственном развитии. В классах занимается не более восьми детей, а занятия ведут специально обученные педагоги.

После трагического случая в Астане, когда подросток с психическими расстройствами убил ручкой своего одноклассника, родители с опаской относятся к обучению детей с особенностями в обычных школах.

– Да, здесь речь идёт об умственно отсталом ребёнке с поведенческими нарушениями. Дети с таким диагнозом не подлежат обучению в школе, они должны учиться на дому, – говорит Г. Гумарова. – Но нельзя вешать ярлык сразу на всех особенных детей, есть разные формы заболевания. И потом необходимо учитывать, что ребёнок меняется, взрослеет. Возможно, он становится агрессивным под влиянием обстоятельств. В обычном классе он не успевает, с ним дети не хотят общаться, он становится изгоем. Со временем обида превращается в агрессию. Состояние ребёнка может оценивать только специалист. В этом году детей, замеченных в проявлении агрессии, на которых жаловались одноклассники и их родители, мы просили привести на комиссию в психоневрологическом диспансере. Но её проведение было сопряжено с большими трудностями. Родители весьма неохотно идут на комиссию, утверждая, что у их ребёнка нет подобных проблем. В итоге семерых ребят пришлось отправить на домашнее обучение.


ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Дети с проблемами опорно-двигательного аппарата – врожденными или приобретенными вследствие различных травм – обучаются на дому. При наличии справки о домашнем обучении, помимо пособия ребёнку по инвалидности, его семье выплачивается пособие по уходу и обучению на дому. Городской отдел занятости и социальных программ при назначении этого пособия руководствуется заключением ПМПК. Если семья это пособие получает, то ребёнок уже не имеет права ходить в школу.

Помимо нарушений интеллектуального развития и опорно-двигательного аппарата, есть множество других заболеваний, при которых ребёнок постоянно нуждается в контроле. Например эпилепсия, сахарный диабет. Как они получают образование?

– Форма обучения определяется ВКК согласно специальному перечню диагнозов. Недавно к нам обращалась мама ребёнка, у которого тяжёлое течение сахарного диабета, инсулинозависимая форма. В любой момент у него может подняться уровень инсулина в крови, и потребуется срочная помощь врачей. Согласно справке ВКК ему положено обучение на дому. А мама категорически отказывается обучать его на дому. В данном случае, я думаю, родители тоже должны понимать степень риска, которому подвергается их ребёнок. Если он пойдёт в школу, то должен быть постоянно под контролем родителей, школьной администрации и медсестры, если они на это согласятся.

Школа обязана принять этого ребёнка?

– Школа имеет право не брать детей с тяжелыми диагнозами.

Раз школы сейчас не готовы принять таких детей, то большая ответственность ложится на педагогов, которые обязаны обучать их на дому. Родители жалуются, что учителя неохотно ходят к детям, занятия проводят кое-как и не выдерживают временные рамки, то есть ведут каждый урок по 10-15 минут.

– Это абсолютно недопустимо. Согласно правилам, утверждённым приказом министерства образования и науки, дети на дому должны обучаться не менее 8 часов в неделю для учащихся начальной ступени, 10 и 12 часов в неделю для учащихся основной и средней ступеней образования. Дни занятий, их количество, продолжительность и последовательность, а также продолжительность учебной недели определяются с учётом нервно-психического состояния ребёнка. То есть учитель, ориентируясь на состояние ребёнка, по согласованию с родителями может варьировать дни и продолжительность занятий. Однако их количество не может быть меньше указанного в правилах времени. Детям на дому преподают только основные предметы: язык и литературу, математику. Затем, по мере перевода из класса в класс, – иностранный язык, информатику, историю, географию, биологию, химию и физику. При необходимости для исправления нарушений в развитии ребёнка в учебный план в обязательном порядке включаются специальные часы (не менее 2-х часов в неделю) на коррекционные занятия, которые проводят специалисты: учитель-логопед, учитель-психолог или педагог-дефектолог. С этим, конечно, сложнее, так как далеко не во всех школах есть логопеды и дефектологи. Ещё с советских времен существует специальная сетка занятий, по которой работают учителя и с которой должны ознакомиться родители. Учитель должен вести тетрадь посещений, в которой родитель расписывается, подтверждая тем самым, что учитель приходит к ним и ведёт занятия. Кроме того, у педагога должен быть журнал учёта знаний ребёнка и дневник динамического наблюдения за его развитием. А школа должна обеспечить ребёнка всеми необходимыми учебниками. Дети-инвалиды прикрепляются к школам по месту жительства, и отказываться от обучения ребёнка на дому учебное заведение не имеет права, даже несмотря на статус лицея или гимназии.


ШКОЛЫ НЕ ГОТОВЫ

По информации областного управления образования, инклюзивное образование у нас набирает обороты. Если в прошлом году в 92 школах получали инклюзивное образование 264 ребёнка, то в 2015-м в 98 школах учатся уже 323. В большинстве своём инклюзивное образование получают дети с задержкой в умственном развитии разной степени. А вот детям с ДЦП, в основном исходя из их физического состояния и множественных сопутствующих заболеваний, рекомендовано обучение на дому. Впрочем, родители и сами предпочитают не водить в школу детей, страдающих ДЦП. Во-первых, с трудом передвигающегося ребёнка (или на коляске) нелегко вывести из подъезда многоэтажки, ведь наши дома абсолютно не приспособлены к проживанию людей с особенностями. Во-вторых, как мы уже говорили, школы не готовы к приёму детей с ДЦП. Новые учебные заведения строят уже с пандусами, однако это, пожалуй, единственный знак внимания детям с особенностями. О специальных подъёмниках, туалетах, оборудованных поручнями, пологих порогах речь уже не идёт. А чтобы приспособить старые школы к приёму детей с ДЦП, в них необходимо провести капитальный ремонт.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото автора

29 октября 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz