Атырау, 29 марта 04:35
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Операция «Реанимация»

4 329 просмотров
Операция «Реанимация»Как и всякая жертва организованного торгового пространства, я готова покупать товары чуть дороже за дополнительные удобства, создаваемые супермаркетами. Но убаюканные комфортом крытых торговых рядов, мы часто попадаемся на удочку банального обмана. Многие способы описаны в прессе неоднократно. В последнее время самое широкое распространение получила перефасовка продуктов.
Творог, сметану, мороженые креветки, сырую рыбу и еще массу съедобных на вид вещей пакуют в мелкую тару или просто в пищевую пленку. Вся информация о таком товаре помещается на квадратике 2х3 см, на котором умещается только название продукта, магазина и сроки реализации. В очередной раз повертев в руках нугу в кокосовой стружке, я задумалась – а кто, собственно, ее произвел и когда, если не считать за дату производства день и месяц «фирменной» расфасовки супермаркета?
- Разумеется, за срок изготовления указанные на таких упаковках даты принимать нельзя. Да и вообще, такая маркировка – прямое нарушение закона, – говорит заместитель главного инспектора по государственному контролю и надзору в области технического регулирования и метрологии по Атырауской области Лилия МЫРЗАБАЕВА. – Ввоз и реализация товара, особенно пищевых продуктов, без наличия полной информации обязательно на государственном и русском языках на этикетке запрещены.
ВНИМАНИЮ ПОКУПАТЕЛЯ

Приобретая продукты питания, обязательно обращайте внимание на маркировку, которая должна быть нанесена на упаковку. В соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан №1274, маркировка должна включать в себя следующую информацию:
- наименование продукта, которое достоверно характеризует его;
- местонахождение изготовителя: наименование страны и место происхождения;
- величина массы продукта (количество продукта);
- состав продукта, т.е. перечень входящих в продукт ингредиентов и их массовая доля;
- пищевая ценность продукта, т.е. показатели питательных веществ (белков, углеводов, жиров и т.д.);
- сорт, категория (если имеется);
- дата изготовления, срок годности;
- сроки и условия хранения;
- способ применения или приготовления;
- информация о сертификации;
- ГОСТ, которому должен соответствовать продукт;
- штриховой код.
ДВИЖЕНИЕМ РУКИ ДАТА ПРОДЛЕВАЕТСЯ

В случае отсутствия упомянутых выше сведений, вполне возможно, что продукт подвергся «реанимации» и обрел второе дыхание благодаря элементарной замене даты изготовления и срока реализации на новой упаковке. Учитывая, что все магазины сегодня имеют на вооружении датеры (машинка для проставления дат на любой поверхности), было бы наивно не верить рассказам сотрудника одного из супермаркетов, который, по понятным причинам, не пожелал представиться:
- Как только становится ясно, что товар не будет реализован до конца срока годности, в подсобке магазина всех – от охранников до техперсонала – привлекают к дополнительной работе: мы перебиваем сроки годности прямо на этикетках или перефасовываем товар в более мелкую тару. Это делается как бы для удобства покупателей – многие предпочитают покупать продукты в малой фасовке, но зачастую это хороший способ продать продукты «второй свежести».
По словам Мырзабаевой, подобными махинациями грешат не только средние и мелкие торговые предприятия, но и крупные торговые сети.
ЖАЛОБНАЯ КНИГА – БИБЛИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Куда же смотрит госконтроль, задаст вопрос с характерной интонацией любой читатель. Госконтролю глаза застит мораторий, введенный в начале года на проверки малого и среднего бизнеса действием до 31 января 2008. Но контролерам можно развязать руки, написав заявление об обнаружении факта нарушения.
- Мы можем инициировать проверку только в случае письменного обращения потребителей, содержащего полную информацию: суть претензии, наименование магазина-нарушителя, дата произошедшего, имя и точный адрес заявителя. Эти данные нужны для регистрации в прокуратуре и для отправки ответа на жалобу. При подтверждении факта, магазин-нарушитель привлекается к административной ответственности. Величина штрафов колеблется от 5 до 150 МРП (1 МРП - 1168 тенге), в зависимости от принадлежности субъектов проверки к малому, среднему и крупному бизнесу.
То есть отсутствие должной маркировки может влететь крупному магазину в 175 тысяч тенге.
Ощутимо даже для большого супермаркета. Жаловаться, может, и нехорошо, но библейских истин мы не нарушим, особенно, если учесть, что речь идет о здоровье покупателя, а порой даже о жизни. Так что жалуйтесь на здоровье.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
15 мая 2008, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz