Атырау, 19 апреля 12:18
 ясноВ Атырау +30
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

Художники Атырау: Адилькайыр Жантасов

Фото Видео
24 295 просмотров


«Я уже много лет пишу картины. Но смог ли стать настоящим живописцем?» Известный атырауский художник Адилькайыр ЖАНТАСОВ часто задает себе этот вопрос. Мятущаяся душа так или иначе находит отражение в его полотнах.

КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ВЗГЛЯДЫ

Искусствоведы затрудняются давать жанровые определения его работам – настолько они «выламываются» из канонов, настолько фантазийны. В 2015 году на региональном конкурсе художников Жантасов выиграл номинацию «Үздік жаңалық», представив несколько картин, в которых визуально воплотил несколько известных казахских кюев: «Адай», «Сарыарқа», «Ақсақ киік» Курмангазы, «Махамбет» Нургисы Тлендиева, «Көңіл толқыны» Секена Турысбекова. Претворить кюй на холсте – такого в Казахстане ещё никто не делал.  

- Адилькайыр ага, вы уже состоявшийся художник. Откуда это самокопание, неудовлетворённость своим творчеством?

- А как иначе? Для человека искусства успокоение, довольство своим творчеством, увлечение внешней жизненной мишурой – губительны. Я, например, двадцать лет назад принял решение не проводить свои персональные выставки. На это повлияла первая поездка за рубеж. Когда разговаривал там с коллегами, то перечислил несколько своих работ, которые получили какие-то призы на конкурсах. Мне сказали:  «Нас не интересуют ваши призы и звания, вы покажите свои картины - по ним узнаем, какой вы художник». Вот с тех пор мои взгляды изменились, перестал проводить выставки, не гонюсь за славой. Сейчас занимаюсь только творчеством и учу детей рисовать.

В последние годы наш собеседник, оказывается, занимается ещё и прикладным искусством. Недавно сделал домбру из цельной джиды. 

– Как вы пришли к прикладному искусству?

- Мой отец был мастером по дереву. Видимо, что-то передалось по этой части... Особенность моей домбры в том, что она сделана из цельного дерева. Сейчас делаю седло и камчу.

- А сами играете на домбре?

- Нет (смеется). Немного.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

- На вашей визитной карточке написано «Өнерде әділ, өмірде қайыр». Перебросим от этого мостик к вашему участию в жюри различных конкурсов. В свое время вы руководили областным филиалом Союза художников Казахстана, и вас часто приглашали судить произведения других авторов. В такие моменты вам не поступали от участников предложения, просьбы «помочь»?

- В 1998 году я проводил выставку в своем ауле, и тогда бард, мой земляк Табыл Досымов в стихотворении, посвященном мне, написал «Өнерде - әділ, өмірде – қайыр». Да, это моё кредо. Мне не стыдно смотреть людям в глаза, потому что всегда старался быть принципиальным и справедливым.  Когда ты в жюри, такие просьбы бывают. Причём раньше были просто просьбы, а сейчас уже нечто более «весомое».

- Прямо спрошу: вам предлагали взятки?

- Такое случается везде. Последние годы я стараюсь не выступать в роли судьи на конкурсах. 

- Ваша последняя по времени картина вызвала в социальных сетях неоднозначную реакцию...

- А это и хорошо, искусство должно вызывать споры. Многие поддержали мою картину, называя её особенной, другие стыдили, мол, как можно такое изображать. В картину, которую пока называю «Четыре сезона», я попытался вложить много смыслов, использовав мотивы знаменитых творений Пабло Пикассо «Герника» и Карла Брюллова «Последний день Помпеи». И глаз Сальвадора Дали, который за всем этим следит... Понимаете, не всегда произведение искусства может быть разложено по полочкам – вот этим автор хотел сказать вот это, а вот тем – вон то. Каждый зритель видит произведение по-своему и выносит свою оценку. 


- Вы часто приводите в пример Сальвадора Дали, и даже в вашем внешнем облике есть что-то похожее.

- Для меня это великий творец, создавший множество истинных шедевров.

- Как вы оцениваете свои работы в финансовом плане?

- Уже 20 лет я их не продаю, собираю у себя. Продаю только заказные картины. Сейчас у меня более 100 «авторских» картин, и хотелось бы, чтобы они хранились все вместе, неважно - в музее или у коллекционера, главное - в одном месте.

- Вы как-то сказали, что вас не устраивает работа областного музея искусств имени Шаймардана Сариева.

- Собственно, это проблемы любого казахстанского художественного музея. Нет стратегии развития, мало посетителей. Нужно продуманное финансирование со стороны государства, чтобы музей имел возможность покупать у художников картины – но только после основательной экспертной, искусствоведческой оценки. У нас же вместо этой кропотливой работы слишком много пиара, каких-то бесконечных мероприятий, творческих вечеров с участием акима области. Сколько денег на это уходит, а какая польза от этого обществу?

...При прощании Жантасов сказал: «Искусство не утомляет, утомляет каждодневная суета». И правда же.

Справка «АЖ»:
Адилькайыр Жантасов родился в 1958 году в поселке Индерборский Атырауской области. С отличием окончил Алматинское художественное училище им. Гоголя, через несколько лет - Казахскую национальную академию искусств. Член Союза художников и Союза дизайнеров Казахстана. Автор герба Атырау (конкурс 1993 г.). Последние 20 лет преподает живопись в Малой академии искусств имени Нургисы Тлендиева.



Айнур САПАРОВА

Фото и видео: Нурбейбит НУГМАНОВ


28 февраля 2018, 10:50

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz