Атырау, 20 апреля 15:28
 ясноВ Атырау +26
$ 446.49
€ 475.38
₽ 4.79

Ребёнок с мусорки попадёт в сиротский банк

7 988 просмотров


Недавняя шокирующая история, когда в мусорный контейнер в атырауском мкр. Нурсая выкинули новорожденную девочку, ещё не закончилась. Виновное лицо пока не установлено, следствие продолжается. В те же дни нашлось немало желающих удочерить малышку, в том числе и семейная пара, которая спасла ее. Но сделать это не так-то просто – право нашедшего тут не срабатывает, их заявление об удочерении находится на рассмотрении.

О том, как чужие дети становятся родными, корреспонденту «АЖ» рассказала главный специалист по защите прав детей городского отдела образования Атырау Акмарал ЕРМЕКОВА.

– Нам удалось встретиться не сразу – вы постоянно были на судебных процессах. О каких делах в основном там идет речь?

– Специалисты нашего отдела присутствуют на процессах, когда идет речь о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об усыновлении, а также когда решается вопрос о месте жительства ребенка при разводе родителей. Мы также оказываем государственные услуги в сфере брака и семьи: установление опеки, выдача пособия опекунам, выплата единовременного денежного пособия усыновителям в размере 75 МРП, разрешение на сделки с имуществом, принадлежащим несовершеннолетним. Если в ЕНПФ есть вклады на имя детей или после смерти родителей несовершеннолетнего, к примеру, остался автомобиль, то все эти сведения также проходят через нас. Кроме того, в наши обязанности входит проверка и постановка на учет кандидатов в усыновители и попечители.

– Вы упомянули о разных видах опеки. Чем они отличаются? Кто может участвовать в этих программах?

Это три вида устройства ребенка в семью. И все они имеют свои критерии, на соответствие которым мы проверяем кандидатов. Усыновление проводится по решению суда. Государство не выделяет средства на содержание усыновленного ребенка, но семья получает единовременное пособие в размере 75 МРП. Ребенок сохраняет за собой право на получение пособия по потере кормильца, если оно ему полагается, а также на имущество, доставшееся ему от родителей.

Детей под опеку мы стараемся отдавать в первую очередь родственникам. Но если таковых не имеется или они не изъявляют желания, то другим гражданам. Опекунство оформляется на основании решения акима города. Ребенок, пусть и под опекой, не меняет своей фамилии. Опекуны не получают заработную плату.

Договор на патронатное воспитание заключается на год, а затем ежегодно продлевается. К патронатным воспитателям есть ряд требований – в частности, они обязательно должны иметь педагогическое образование. Им начисляется заработная плата, размер которой зависит от педагогического стажа. Патронатный воспитатель может взять не более трёх детей, исключение составляют дети из одной семьи.

На содержание детей, находящихся под опекой или на патронатном воспитании, выплачивается в общей сложности по 10 МРП (22 690 тенге) в месяц на одежду и прочие нужды. Дети, находящиеся под опекой и на патронатном воспитании, пользуются всеми теми правами, что и дети в детской деревне «Шанырак». Они в первую очередь обеспечиваются местами в летних пришкольных лагерях, выезжают отдыхать на Кавказ в пансионат «Геолог Казахстана», за ними сохраняется очередность на получение бесплатного жилья от государства. С начала года еще не было случаев, когда опекуны или усыновители отказывались бы от ранее принятых на себя обязательств.

– Сколько детей сегодня в Доме малютки и в детской деревне «Шанырак», и при этом кого из них можно беспрепятственно усыновить? Люди жалуются на волокиту, на трудности с оформлением документов, нехватку специалистов.

– Ну, насчет волокиты – сейчас это не так, с начала года в нашей стране работает республиканский банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В него заносят также данные кандидатов в усыновители и попечители. Но перед тем как включить человека в кандидаты, его тщательно проверяют. Есть приказ министерства здравоохранения и социального развития от 28 августа 2015 года, в котором указаны заболевания, при которых человек не может ни усыновлять, ни брать детей под опеку. Кандидата проверяют наркологи, психиатры, сотрудники центра по профилактике ВИЧ/СПИД, кожвендиспансера, участковый терапевт.  Кандидат должен быть совершеннолетним, других возрастных ограничений нет. Но желательно, чтобы он был трудоспособным – обязательно учитывается совокупный доход семьи.

Весь пакет документов мы проверяем в течение 10 дней. Бывает, что каких-то документов не хватает, просим дополнить. Затем выезжаем к претенденту домой для обследования жилищно-бытовых условий, выдаём заключение. После этого заносим его в банк данных, и у человека появляется доступ к информации о детях – объем этих данных зависит от той формы опеки, на которую он претендует. Вся информация о детях строго конфиденциальна, поэтому кандидат подписывает соглашение о неразглашении данных.

Бывает так, что на одного ребенка претендуют несколько семей. Приоритет в данном случае у того, кто раньше подал заявку. С начала года жители Атырау усыновили 5 детей, в том числе из Кокшетау, Уральска, Астаны.

В основном усыновители предпочитают новорожденных малышей. Но таких очень мало. В Доме малютки находятся не только дети, которые подлежат опеке или усыновлению. Он называется «Специализированный дом для детей с нервными поражениями», то есть там есть дети, нуждающиеся в лечении и реабилитации, у них есть родители. В доме открыта специальная группа «Надежда» – для малышей, чьи мамы не могут пока по определенным причинам воспитывать их, но при этом не отказываются. В течение трех лет такие дети воспитываются в Доме малютки, а мамы их навещают. Таким образом, в Доме малютки сейчас вообще нет детей, подлежащих усыновлению. В детской деревне семейного типа около 50 детей, и их всех можно либо усыновить, либо взять под опеку или стать его попечителем. Но нужно учитывать, что одиноких детей там нет, у всех есть братья и сестры. И если их устраивать в семью, то нужно брать всех сразу.

– Наверное, вы тоже слышали про случаи, когда усыновляют отказных младенцев прямо из родильного дома. Но я не понимаю, каков механизм усыновления в таких случаях?

– Нет, про усыновление детей из родильных домов я не слышала. Потому что в таких случаях мамы должны писать отказ от ребенка, а это значит, что его отправят в Дом малютки и зарегистрируют в республиканском банке данных. Но в случаях с новорожденными зачастую имеет место родственное усыновление по облегченному варианту. Процесс такой же, как обычно, претенденты собирают весь пакет документов, проходят необходимое обследование. Но в республиканский банк данных информация о малыше не заносится и никто, кроме родственников, на него не претендует. Усыновители напрямую обращаются в наш отдел опеки и попечительства. Но должна быть доказуемая родственная связь. Скажем, если сестра отдает сестре своего ребенка, они предоставляют свои свидетельства о рождении, где указано, что у них одни и те же родители. А что касается недавно найденной девочки, то в данное время все еще идут следственные мероприятия, поэтому информацию о том, где она сейчас находится, я предоставить не могу.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

28 ноября 2017, 09:52

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz