Атырау, 20 апреля 05:11
 ясноВ Атырау +27
$ 446.49
€ 475.38
₽ 4.79

Весна на зимовках

Фото
5 565 просмотров


На зимовках Үшқызыл и Айтуған села Орлик Индерского района сейчас напряженная пора. Надо припасти к зиме корма и сено, но прогнозы не самые радужные, снега и дождей было мало.

ЗИМОВКА ҮШҚЫЗЫЛ

Если вы увидите в степи одинокое дерево с привязанной к нему жестяной консервной банкой, знайте, что недалеко зимовка. Ветер бьёт банку о ствол и глухое «ба-а-ам» разносится по степи. Степняки называют такие деревья пугалами, обычно они растут на возвышенности в паре километров от зимовки. Это своего рода маяк при густом тумане, морозе, ливне. Иди на звук – не заблудишься.

Дорога до зимовки сложная, асфальта само собой нет, трясемся по бесздорожью. Трава вокруг не густая, полыни очень мало и колючий ветер, набирающий силу на степных просторах.

– Боимся, что объём пастбищ в этом году сократится. Мы и так каждый год докупаем необходимое сено. И уже сейчас понятно, что в этом году цена на сено сильно возрастёт. Потому что пастбища находятся далеко, в нескольких километрах, – говорит крестьянин Досымжан ОТЕШОВ.

Досымжан ОТЕШОВ.


Зимовка Д. Отешова Үшқызыл находится в 23 км от села Орлик. 44-летний Досымжан – продолжатель дела своего отца Бактыгерея – всю жизнь живёт в степи. Говорит, что в селе у него болит голова от разных запахов и поэтому он торопится вернуться в степь.

– После благополучной зимы у нас шли работы по приёму овечьего приплода, потом началась стрижка скота. Раньше мы хранили овечью шерсть, а сейчас просто закапываем. Потому что никто её не покупает. Нет спроса ни на верблюжью шерсть, ни на шкуры. Покупают только козью шерсть, килограмм – 1 000 тенге. Но мы живём продавая мясо, – говорит Досымжан Отешов.

Ещё одна серьёзная проблема – закупоривание и засоление колодцев. Вода в глубоких колодцах до 5 метров солёная, но крестьяне вынуждены поить скот этой водой.

– Солёная вода вредна для скота, а ведь мы потребляем их мясо, – говорит Д. Отешов. – Питьевая вода стоит очень дорого – один водовоз обходится нам в 8 тысяч тенге. А ещё движок для электричества расходует 5-6 литров бензина АИ-92 в сутки. В месяц только на топливо уходит 18 000 тенге.

Сейчас на зимовке заготавливают кизяк для топки.

Марина ОТЕШОВА.


Супруга Досымжана Марина – большая мастерица. На её дастархане всегда свежие творог, сметана и курт.

– Всё лето я готовлю масло, курт, творог и сыр на зиму. Масло обязательно обжариваю. Но самое трудное – хранение мяса, – говорит Марина. – Сначала я вывешиваю свежее мясо, чтобы ушла вся влага. Потом кладу его в печь, которой отапливается дом и оно коптится. Секрет в том, что воздух из трубы не даёт мясу испортиться. В одной сетке внутри печи можно хранить мясо целого барана.



ЗИМОВКА АЙТУҒАН

В доме на зимовке Асылбека ЕСЕНГАЛИЕВА нас сразу пригласили зайти, хотя мы и не были знакомы. Полы в доме были устланы мягкими шкурами животных. Мы спустились по песчаной лестнице вниз и оказались в двухкомнатной землянке. Летом – прохладно, зимой – тепло, говорят хозяева, очень удобно и недорого. Окна расположены ближе к потолку. Так поступают дневной свет и свежий воздух. Летом, особенно в жаркую погоду температура в таком доме 8-10 градусов. Нет необходимости в сплит-системах. А зимой достаточно ведра кизяка, чтобы сохранить тепло. Расход топлива небольшой.

Самат ЕСЕНГАЛИЕВ.


– Всю жизнь я занимался скотоводством. Теперь всем руководит сын Асылбек. Мы живём в селе Орлик. Молочные продукты, полученные от скота весной, очень полезны для здоровья людей. Сейчас три верблюда приплодились. Приехали сюда, чтобы попить шубат и набраться силы, – говорит Самат ЕСЕНГАЛИЕВ.

Супруга Самата Алма поставила на стол хлеб из печи, сметану и шубат. Всё это приготовила сама Алма.

– Чистый воздух, настоящие продукты дают людям силу, – говорит Алма.


Ляззат КАРАЖАНОВА

Фото автора

25 мая 2017, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz