Атырау, 29 марта 05:46
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Директор «Спецавтобазы»: «Иногда не обойтись без простой лопаты»

16 745 просмотров

Image 0В последнее время участились жалобы горожан на работу ТОО «Спецавтобаза». О вывозе мусора, о причинах появления в частном секторе стихийных свалок и многом другом мы беседовали с директором Спецавтобазы Муратбеком МАХАНОВЫМ (на снимке).

Вот уже много лет Спецавтобаза занимается санитарной очисткой города и пригородных населенных пунктов, вывозом твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, эксплуатацией мусорной свалки, откачкой нечистот, дождевой и талой воды. Для очистки города от мусора и бытовых отходов разработано семь маршрутов. Площадь механической уборки составляет более 4,5 млн кв. м, ручной уборки – более 2,2 млн кв. м. Мусорный полигон, на который вывозятся все отходы, расположен в пяти километрах от города, и эксплуатируется с 1977 года. За это время на нём накопилось более 2 млн тонн твердых бытовых отходов. Высота мусорного слоя составляет 12 метров.

«НЕТ КИСЛОРОДА – НЕТ ВОЗГОРАНИЙ»

- В 2014 году ваше предприятие сменило форму собственности с КГП на ТОО. В чем разница? Как это отразилось на деятельности предприятия?

- Действительно, мы стали товариществом с ограниченной ответственностью. Принципиально ничего не изменилось, так как это ТОО со 100% государственным участием. Единственное, мы теперь наравне с частными предприятиями участвуем в тендерах на услуги по санитарной очистке Атырау. Предприятие работает полностью за счет собственных средств. Если выделяются средства из бюджета на приобретение техники, то приобретает её городской отдел ЖКХ, а потом эта техника передается на наш баланс. Вместе с тем мы вправе приобретать спецтехнику на собственные средства.

- Уже приобрели что-то за свои деньги?

- За счет собственных средств были приобретены необходимые предприятию автотранспортные средства, ручные подметальные машины, весы на свалку. В планах – купить снегоуборочную технику.

Особая наша гордость – приобретение за счет собственных средств экскаватора стоимостью 35 млн тенге. Вообще-то разовая выплата такой суммы для нашего предприятия нереальна, поэтому мы прописали, что оплачиваем 20% сразу, а оставшуюся часть суммы – равными долями в течение года. Вот так и удалось получить этот очень нужный агрегат. Раньше мы брали экскаватор в аренду у КГП «Атырау Су Арнасы» за 1 млн 700 тыс. тенге в год. Теперь имеем свой. Сейчас он эксплуатируется на мусорной свалке и помогает избегать возгорания отходов.

Что касается возгораний – я долго изучал этот вопрос. Раньше мусор просто складировался. Любое стекло под палящими лучами солнца действует, как лупа, и способно вызвать возгорание. В последующем ликвидация таких возгораний крайне проблематична, пожарные гидранты на такой огромной территории мало помогают. Поэтому эффективнее не допускать возгораний вовсе. Сейчас мы роем котлован, в нём складируем отходы, утрамбовываем их бульдозером и засыпаем грунтом, тем самым препятствуя доступу к мусору кислорода. Нет кислорода – нет возгораний. Результат не заставил себя ждать. Судите сами: в 2011 году было зафиксировано 40 возгораний, в 2012-м – 23, в 2013-м – восемь. В прошлом году – одно. В этом году тоже одно.

Когда нас ругают и обвиняют в том, что мы травим Атырау, я хочу, чтобы люди понимали: я такой же житель города, здесь живут мои дети и дышат этим же воздухом. Поэтому я лично заинтересован в решении этой проблемы.

- Действующая мусорная свалка существует уже почти 40 лет. Не кажется ли вам, что она уже изжила себя, как и способ захоронения отходов? Не первый год ведутся разговоры о необходимости строительства мусороперерабатывающего завода. Какие-нибудь шаги предпринимаются в этом направлении?

- Под новую свалку выделено семь гектаров в Махамбетском районе. В настоящее время ведутся переговоры со Всемирным банком реконструкции и развития и с Европейским банком развития о строительстве нового полигона.

Он должен отвечать новым критериям качества. Перед тем как отправиться на свалку, отходы должны пройти через сортировочный цех, затем прессоваться и только потом отправляться на захоронение.

К котловану тоже свои требования – он должен быть выложен мембранной резиной, оснащен газоотводом. И захоронение мусора должно проводиться по принципу слоёного пирога – нижний слой биотходы, затем грунт, строительный мусор, грунт, потом снова биотходы – и так слой за слоем.

Сейчас разрабатывается концепция нового полигона. Предстоит экспертиза, разработка ПСД. Это довольно большой объем работы. При этом наряду со строительством нового полигона стоит вопрос о рекультивации действующего.

«МЫ НЕ ОБЯЗАНЫ ВЫВОЗИТЬ СТАРЫЕ ТЕЛЕВИЗОРЫ ИЛИ УНИТАЗЫ»

- Горожане жалуются, что мусорные контейнеры часто бывают переполнены, на окраинах жилых массивов образуются стихийные свалки. В чем проблема?

- Если говорить о мусорных площадках в жилых массивах, то в обязанности Спецавтобазы входит вывоз лишь твердых бытовых отходов (ТБО). За это с горожан взимается плата 120 тенге с человека в месяц. Стоит отметить, что этот тариф действует с 2006 года. А норма накопления мусора за эти 10 лет выросла в 2,5 раза.

Твердые бытовые отходы – это всё то, что выходит с вашей кухни. Остальное, например ставшие ненужными бытовая техника, мебель, строительные отходы, спиленные деревья – считается крупногабаритным мусором, и человек должен сам позаботиться о его вывозе – нанять машину, которая довезет мусор до свалки. И за выгрузку мусора на свалку установлен тариф – 1 101 тенге за один кубометр. Но многие ли столь ответственны, чтобы позаботиться о вывозе ненужного дивана или старых оконных рам? Нет. Неоднократно лично я сам видел, как люди подъезжали с прицепами к мусорным контейнерам в центре города и выгружали в большом количестве строительные отходы. В частном секторе очень много таких отходов. А наши мусоровозы рассчитаны только на вывоз ТБО. Мы не можем загружать в мусоровоз старые унитазы, вышедшие из строя телевизоры и т. д. И не обязаны это делать. Но всё же нам приходится вывозить этот крупногабаритный мусор, считайте, фактически бесплатно. Он складируется нашими работниками рядом с мусорными площадками, а потом за ним отправляется дополнительная спецтехника. Это первый момент.

Второй момент: люди часто не задумываются, где они оставляют свой мусор. Вот была мусорная площадка, а её перенесли в другое место неподалеку. Однако большинство продолжает оставлять свои отходы на месте прежней площадки. Выкидывают мусор на любом свободном клочке земли. Некоторым просто лень дойти до контейнера.

- Предусмотрена ли какая-либо ответственность за такие действия?

- Мы не можем возле каждой мусорной площадки поставить человека, который ловил бы нерадивых граждан за руку. И у нас нет полномочий к наказанию нарушителей. Вот в моем кабинете я как-то собрал участковых инспекторов, попросил оказать содействие. Понимания не нашел. Приходится действовать самостоятельно. Оставляем рядом с мусорными площадками машины со включенными видеорегистраторами, сами фиксируем нарушения. Информируем потом местную полицию. Нарушителям выписываются штрафы. Но это капля в море.

Ещё один показательный факт. За время зимних и весенних подтоплений поступило около восьми тысяч сигналов о подтоплении жилых домов. В домах, которые были подтоплены, надо полагать, пришла в негодность мебель и бытовая техника. Но никто из пострадавших не обратился с просьбой вывезти испорченную мебель и вышедшую из строя технику. И скорее всего, всё это оказалось на улицах города. В таких случая пусть люди обращаются к нам, мы вывезем это всё бесплатно.

«ИНТЕРЕСНО, КУДА ОН ДЕВАЕТСЯ?»

- Но всё же немало жалоб поступает на нерегулярность вывоза ТБО. Контейнеры стоят переполненные…

- Бывает, техника выходит из строя. У нас сейчас работает 21 мусоровоз. Вообще срок эксплуатации коммунальной техники – 3-4 года. У нас очень сильно летят покрышки. Если какая-то машина сломалась, бывают сложности с ремонтом. Запчасти приобретаются в соответствии с законодательством о госзакупках. На всё это уходит время. Может и случается такое, что выбиваемся из графика, но всё равно убираем.

Атырау с каждым годом разрастается, а вместе с этим растет и ежедневный выход мусора. Только за один час с нескольких многоэтажек может собраться 200-300 пакетов мусора.

Сейчас мы ждем 10 новых мусоровозов и пять вакуумов. Эта техника приобретается за счет резервных средств областного акимата. Будем более эффективно выстраивать свою работу. Если у кого-то есть жалобы на несвоевременный вывоз мусора, можно обращаться к нам по телефонам 29-01-37, 29-02-62, а также сообщать на WhatsApp по номеру +7 701 951 53 40.

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись, – в этом году у нас на 41% упал объем договоров с госучреждениями. Их по результатам госзакупок выиграли другие частные компании. Вместе с падением объемов наших договоров упали объемы завоза мусора на свалку – чего быть не может, так как свалка в городе одна. И эти частники, по логике вещей, должны привезти мусор к нам. Но этого не происходит. Весь этот мусор завис непонятно где. Есть основания полагать, что он вывозится частниками и выгружается на мусорных площадках в черте города или на стихийных свалках. Вот мы убрали мусорную площадку в районе Черной речки – наутро обнаружили там гору мусора, целый КамАЗ там оказался. Откуда за ночь набралось столько мусора? Мы написали письмо в прокуратуру, надо разобраться, куда вывозят мусор все эти частники, если не на городскую свалку.

- Много нареканий вызывает расположение мусорных площадок. К примеру, наш постоянный читатель Николай Другов, проживающий в 3 мкр. Авангарда, возмущен тем, что еще два года назад контейнерные площадки перенесли с прежнего места (возле подстанции) в кармашек для парковки автомобилей. Были установлены четыре контейнера для домов 40, 41, 42 и 43, но ими стали пользоваться и жители других домов, а также особняков из частного сектора, который располагается рядом с парком Победы. Кто решает вопрос о расположении мусорной площадки? Куда обращаться людям, если это расположение доставляет им неудобства?

- Наша задача – вывезти отходы на свалку. Вопросы о расположении мусорной площадки, количестве контейнеров на ней рассматриваются комиссией при городском акимате. В неё входят представители городских отделов ЖКХ, архитектуры и защиты прав потребителей. Если есть какие-то проблемы, жителям стоит написать письмо в отдел ЖКХ или на имя акима города. Эти вопросы будут рассмотрены комиссией.

«ДА, ЛОПАТЫ. А ПО-ДРУГОМУ НИКАК»

- Как обстоят дела с оплатой за вывоз мусора?

- По состоянию на 1 июля задолженность составляет 69 млн тенге по физическим лицам и 29 млн по юридическим. Не так давно мы сделали публичный договор, т. е. публикуем договор в СМИ, и теперь у нас есть возможность воздействовать на должников через суд.

Также оптимизировали систему оплаты наших услуг. Сейчас наши сотрудники не ходят по квартирам и домам, как раньше. Счет за наши услуги выставляется в единой платежке. У горожан есть возможность оплатить наши услуги в любом платежном терминале, через интернет-банкинг, в кассах банков и Казпочты.

- Ещё один момент, вызывающий ироническое отношение жителей и гостей города: на дворе 21-й век, а в Атырау грязь с обочин дорог убирают лопатами. Неужели нет других, более современных средств для такой уборки?

- Нет. Это климатические особенности региона. Как можно по-другому собрать эту жижу? Возможно, при проектировании дорог или укладке асфальта были допущены ошибки, и грязь не стекает в лотки, специально для этого предусмотренные. Но лотки – это не выход. Из лотков грязь придется выгребать теми же лопатами.

Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото автора

28 июля 2016, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz