Атырау, 24 апреля 06:31
 ясноВ Атырау +22
$ 444.32
€ 473.33
₽ 4.76

Слушания НКОК: допрос с пристрастием

13 234 просмотра

Image 0В отеле «Ренессанс» прошли общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду (ПредОВОС) дополнения к проекту опытно-промышленной разработки (ОПР) месторождения «Кашаган».

«ПРЕВЫШЕНИЯ ПДК НЕ БУДЕТ»

Сразу отметим, менеджеры компании неохотно делились информацией. Их диалог с экологами больше походил на допрос.

Первой с докладом о подготовленном предОВОС выступила сотрудник актауского АО «НИПИ Нефтегаз» Татьяна МИГУНОВА:

Проект ОПР был утвержден в 2011 году. Сроки проведения опытно-промышленных работ первоначально составляли три года. Добыча должна была начаться в декабре 2012 года, но потом эта дата трижды переносилась, сначала на апрель 2013-го, затем на сентябрь 2013-го, теперь на декабрь нынешнего года. Дополнение к проекту ОПР предусматривает увеличение срока опытно-промышленных работ до пяти лет. Это делается для получения достоверных данных о добыче нефти и газа на Кашагане.

Ориентировочный расчет выбросов на наземных и морских объектах в период ОПР показывает, что превышения предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ на границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) при эксплуатации месторождения в штатном режиме не будет.

Пытаясь добиться от компании НКОК чётких ответов, академик Муфтах ДИАРОВ поднимался с места и задавал вопросы.

Вся страна придаёт большое значение освоению Кашагана. Вы нам обещали огласить результаты детального расследования, по какой причине произошел разрыв на трубопроводе в 2013 году. Кто понес наказание, есть ли вина казахстанской стороны? Кто будет компенсировать ущерб и упущенные выгоды?

Image 1На вопрос ответил управляющий директор НКОК Бруно ЖАРДЭН:

Причиной стала коррозия, и компания потратила большие средства на детальное расследование. Коррозия привела к трещине в трубопроводе. Сам трубопровод не был рассчитан на такого рода разрушительную среду, и вот к чему это привело. НКОК принял решение о замене трубопровода на другой, который будет соответствовать условиям данного региона, чтобы такие случаи не повторялись в будущем. Мы будем использовать трубопровод с внутренней оболочкой, и больше таких проблем у нас не будет.

Академик не удовлетворился ответом и продолжал задавать вопросы.

Тут директор компании по технике безопасности и охране окружающей среды Игорь ЛУКАШОВ сообщил данные о суммарных выбросах в атмосферу в период ОПР.

Согласно предварительным расчётам, выбросов загрязняющих веществ при реализации дополнения к проекту ОПР составит 36 тысяч тонн без учета факельных установок. По наземной части комплекса на факельных установках выбросы составят 162 тысячи тонн.

Image 2«ЗДЕСЬ ВАМ НЕ КУХАРКИ»

Затем выступила председатель центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина ЧЕРНОВА:

Проект абсолютно не подготовлен в части управлении рисками и угрозами. Как требуют того международные стандарты, вы должны были подробно всё расписать с учетом возможных разрывов, растрескиваний не только трубопроводов, но и всего оборудования, используемого на Кашагане.

Проект старый, риски колоссальные. В этой части нужно обязательно всё просчитать. И включить в процесс общественность. Здесь вам не кухарки, которые пришли государством управлять, а люди, которые разбираются в этих вопросах достаточно компетентно. В 2000 году компания «Артур де Литл» разрабатывала предОВОС для начальной стадии этого проекта. Почему в вашем проекте ни слова не сказано об угрозе отравления окружающей среды сероводородом в случае аварии или выхлопа? Компания «Артур де Литл» еще тогда предостерегала, что на Кашагане прежде всего будут проблемы с сероводородом, и он «накроет» два города – Атырау и Актау.

Вы собираетесь увеличить период ОПР до пяти лет. Проект нерентабельный, на нём повисли очень серьезные долги. Сейчас депутаты парламента страны ставят вопрос о его прекращении, потому что он грозит серьезными штрафами, неустойками и долгами нашей стране. ТШО сегодня имеет лимит по выбросам в объеме 55 тыс. тонн в год. А фактически выбрасывает 85 тысяч тонн. Потому что им сегодня выгоднее платить штрафы, нежели приобретать газоулавливающее оборудование. Вы собираетесь по проекту выбрасывать 36 тыс. тонн в год, а с учетом факельного хозяйства – 166 тыс. тонн. У нашей страны на сегодня нет таких лимитов на выбросы, потому что Казахстан подписал Киотский протокол об ограничении выбросов парниковых газов и подписал в этом году Парижское соглашение. Поэтому, я считаю, проект не готов к защите. Общественность его поддержать не может!

Лукашов на это ответил, что возможность разрывов трубопроводов была учтена на стадии предОВОС. В 2013 году компания проводила презентацию по моделированию ситуации в случае утечки сероводорода. В материалах проекта есть глава об оценке экологического риска – просто объем материала очень большой, и его не стали зачитывать.

Руководитель Жайык-Каспийского Орхусского центра Шынар ИЗТЕЛЕУОВА сообщила, что предОВОС по проекту дополнения к ОПР ещё должен пройти стадию утверждения в государственной экспертизе.

Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ

Фото автора

22 марта 2016, 11:43

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz