Атырау, 25 апреля 00:07
 ясноВ Атырау +21
$ 443.85
€ 474.30
₽ 4.80

Пыштанай-батыр, не знавший поражения

35 938 просмотров

Image 4В начале октября на летовке Бериштам в Тайсойганских песках в Кызылкогинском районе, где родились многие казахские поэты и жырау, богатыри, бии и ораторы, состоялось торжественное открытие мавзолея великого батыра Пыштаная.


«ЗА ТАКОГО ГЕРОЯ КАК НЕ ОТДАТЬ СВОЮ ДОЧЬ?»

Когда речь идет об известных батырах казахского народа, мы называем имена Канжыгалы Богенбая, Кабанбая, Наурызбая, Исатая, Махамбета... Однако мало что знаем о таких батырах, как Кульсары, Алакай, Пыштанай. Давайте остановимся на последнем. Почти сорок лет тайсойганские земли были недоступны для простых людей, потому что в советское время там проводились подземные ядерные испытания. И именно на территории полигона есть местечко Акмола (белое кладбище). Здесь и покоится храбрый батыр младшего жуза Пыштанай Ер Косайулы. В народе существует легенда, что могила Пыштаная батыра возведена из костей крупного скота, зарезанного на поминки батыра, куда были приглашены почтенные люди, батыры и бии трех жузов. Сейчас от этой могилы осталась только малая часть, и заметен белый песок, в который превратились кости.

Согласно исследованиям, с которыми я ознакомилась, Пыштанай Ер Косайулы прожил 100 лет. Он был военачальником, боровшимся за сохранение независимости казахов. По материалам краеведа Кенжегали КАЙЫПА, он родился в 1693 году, а умер в 1793-м. Пыштанай батыр был тысячником и знаменосцем у полководца хана Абулхаира в битве Аныракай, которая стала ключевым моментом в истории казахского ханства. Пыштанай был великаном, очень грозным, его глаза были прикрыты мощными веками. Ходят легенды, что они открывались, когда батыр гневался на врагов, а в остальное время оставались закрытыми. Невестки назвали его «Шабанкара» (букв. – медлительный, нерасторопный). В родословной Бегис есть ветка Шабанкара. Этот Шабанкара и Пыштанай – один и тот же человек.

Также есть легенда, что Пыштанаем его назвали не просто так – в одном из сражений враг ударил его по лицу дубиной, после чего его прозвали Пыштанау (Пыштанай), что означает курносый.

В некоторых источниках говорится, что при рождении батыра назвали Ерсары. Жители Мангистау называют его этим именем. Пыштанай был зятем у адайцев. Он женился на Мамаш, дочери батыра Карамойына из рода адай. У Пыштаная уже были жены, и Мамаш стала младшей. Когда родственники девушки выразили недовольство этой женитьбой, Карамойын ответил, что он был свидетелем мужества и находчивости Пыштаная и поэтому отдал свою дочь за такого батыра.

По дороге из Ералиево в Атырау в глаза бросается большой 4-метровый брусок. Адайцы называют его «Бруском Ерсары». Согласно исследованиям краеведа Максута НЕТАЛИЕВА, во время сражения с войском Хивинского ханства адайцами руководил Пыштанай батыр. В его честь и установлен этот брусок. В казахско-джунгарских войнах Пыштанай в качестве знаменосца и тысячника много раз выходил на поединки и всегда побеждал. Батыр в совершенстве владел саблей, копьем, луком, секирой, знал все хитрости ведения боевых действий. Обладал неимоверной физической мощью. Даже лошадей для него привозили из зарубежья, покупали за чистые золото и серебро.


БОГАТЫРСКОЕ РУЖЬЁ

Image 0Год смерти батыра, 1793-й, был кульминационным моментом народно-освободительного восстания под предводительством Сырыма Датулы. Во время сражений вдоль рек Уил, Эмба и в песках Тайсойгана в плен попало очень много врагов. Некоторых из пленных Пыштанай батыр пожалел и отпустил. Так совпало, что после этого он умер. Говорят, что батыра убил его же собственный дух – кара бура (верблюд). Разозлившись на то, что батыр освободил пленных, он его просто затоптал.

Пыштанай был метким стрелком. У народа много легенд о его ружье «Акбикеш». Это ружье европейского стиля. Ствол, курок, мушка были полностью из никеля. Говорят, что если враг готовился к наступлению, «Акбикеш», раскачиваясь, стучало в кереге. Но, наверное, это просто народные фантазии.

«Акбикеш» очень тяжёлое и длинное ружье, поэтому под него ставили специальную подставку, как нынче под ручной пулемёт.

Однако в бою Пыштанай батыр обычно не использовал эту подставку, а, взяв огромный камень и заточив его, ставил его под своё ружьё. «Брусок Ерсары» – это и есть этот камень, только в увеличенном виде.

Место захоронения Пыштаная батыра, как мы упомянули выше, – местечко Акмола округа Алабие в Кызылкогинском районе. И вот теперь там воздвигли мавзолей.

Ко мне попал снимок могилы батыра Пыштаная, сделанный почти 30 лет назад. На нём хорошо видны кости лошадиной головы, смешанные с глиной. Снимок сделал член Союза журналистов, многие годы работавший в газетах «Атырау», «Кызылкога», известный фотограф Кайролла КАБДЕШЕВ: «Я сделал эти снимки в 1987 году. Один из тогдашних руководителей Кызылкогинского района Есенгельды Нуршаев, который с большим вниманием относился к истории родного края, получил разрешение проехать на территорию военного полигона и отвез нас к могиле Пыштаная батыра. Это было паломничество. Снимок, на котором Е. Нуршаев держит в руках головную кость домашнего животного, отколовшуюся от стен могилы, в том же году был опубликован в республиканском журнале «Мәдениет және тұрмыс». Тогда длина стены была в два размаха, а высота в один размах рук. Остальная часть сровнялась с землей».


ЛЕГЕНДА О МЕДНЫХ КОГТЯХ

Image 3Коготь жезтырнакаКогда мы слышим имя Пыштаная, то первое, что приходит на ум, – медные когти. Согласно народным легендам, после окончания Аныракайской битвы (во время восстания трех жузов против джунгар в 1729-1730 гг.) Пыштанай батыр возвращался в родные края один. По дороге охотился. Однажды, когда начало смеркаться, он остановился на опушке леса и развёл костер. Начал поджаривать мясо, как вдруг из леса вышел огромный человек в тулупе из черной овечьей шерсти, надетом наизнанку, и молча уселся напротив. Батыр протянул ему уже поджаренный кусок, но тот отрицательно покачал головой. Потом встал и ушёл в ту сторону, откуда появился. Пыштанай знал, что это был не человек, а жезтырнак – существо с медными когтями. И мясо не взял потому, что не хотел показывать пальцы. Это существо приходило неспроста, оно было опасно, поэтому находчивый и бесстрашный стал готовиться. Сделал чучело, надел на него свою верхнюю одежду и головной убор, а сам спрятался за деревом неподалеку. В полночь жезтырнак подкрался к чучелу и вонзил в него свои когти. В этот момент Пыштанай застрелил его из своего ружья «Акбикеш», а потом отсёк обе руки. Медные когти и подставка «Акбикеша» сейчас хранятся у потомков Пыштаная.

У народа очень много легенд и рассказов об этом батыре...

В 30-х годах XVIII века в Мангистау часто случались кровавые конфликты с туркменскими племенами из-за земельных угодий. Одно из таких сражений осталось в истории под названием Шеркалинская битва. В этой битве на помощь адайцам пришел Пыштанай батыр. Шеркала – небольшой холм. На нём укрепились туркмены и использовали воду из находящегося здесь глубокого колодца. Казахские воины под предводительством Пыштаная прорыли ход с одной стороны холма и попали к стенке колодца. Они стали резать арканы с вёдрами и не давали туркменам черпать воду. Умирающий от жажды противник был вынужден сдаться.


КАК ПЫШТАНАЙ ЗА МЛАДШИМ БРАТОМ ХОДИЛ

Image 5В материалах уже упомянутого краеведа К. Кайыпа есть ещё один рассказ о Пыштанае батыре.

Старший брат его отца Косая Кожай сосватал девушку по имени Акжан. Вскоре внезапно напали калмыки, и Кожай погиб в бою. Акжан осталась вдовой. Однако она была беременна, и старейшины рода бериш не хотели, чтобы сын Кожая рос вдалеке от них. «Мы не можем допустить, чтобы ребёнка отдали другим», – и за сыном Акжан отправили Пыштаная, снаряжённого доспехами, луком и ружьём.

Вот приехал он в аул Отара, отца Акжан. Отар – старший сын Есенгула. В 75-80 километрах от Урала есть небольшое озеро. И всё случилось именно у этого озера. Для гостя поставили юрту и зарезали барана. После этого Пыштанай проспал семь суток. После его пробуждения хозяева зарезали кобылу и снова угостили батыра. Затем Пыштанай опять отдыхал... Таким образом он гостил в ауле Отара почти месяц и, наконец, собрался в обратный путь. Аксакалы спросили, зачем он, собственно, приезжал. Пыштанай ждал этого вопроса:

– Здесь у меня есть младший брат. Его отец погиб во время битвы с калмыками. Ему сейчас должно быть шесть лет. Я приехал за ним. Отдайте мне моего брата.

– У тебя есть брат, его имя Болек, но мы не можем его отдать. Его мать вышла замуж за другого человека, ребёнок стал для него сыном, – ответили аксакалы.

В таком случае обратимся к ваши биям.

И все пришли к Тобе бию. Тот вынес следующее решение:

Мы посадим мальчика на осёдланную лошадь, а вы с его матерью встанете по обе стороны от него на расстоянии ста шагов. К кому мальчик повернёт, с тем и останется.

Image 2Подставка под ружьё и пороховницаС одной стороны встали весь род Есенгула и мать, которая плакала без умолку. А с другой – один Пыштанай. Болек, пожалев свою мать, повернул в её сторону. И в это время кара бура говорит Пыштанаю:

– Чего ты стоишь? Стреляй!

На что батыр отвечает:

Он же ребёнок, как мне стрелять? Разве что припугнуть?

Стрела прошла под седлом, чуть коснулась мальчика и вырвала кусок седла.

Мальчик, испугавшись, повернул к старшему брату и ушёл вместе с ним. Пыштанай вырастил Болека, женил его и подарил ему собственный скот...

Болек тоже стал батыром. Его потомки сейчас живут в населённых пунктах Талгайран, Бесикты, Кызылтал, 17-й аул. Потомки Болека батыра не перешли на правую сторону Урала, когда в 1801 году образовалось Букейское ханство.

Мы рассказали о Пыштанае батыре только часть легенд и сказаний, которые хранит благодарная народная память.

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

19 ноября 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz