Атырау, 24 апреля 17:46
 ясноВ Атырау +19
$ 444.32
€ 473.33
₽ 4.76

В обход закона, в объезд поста

14 724 просмотра

Image 5

С 26 по 28 августа сотрудники управления административной полиции совместно с Департаментом государственных доходов и транспортной инспекцией провели рейды с целью выявления и пресечения нелегальных пассажирских перевозок. Проверки проводились не только в черте города Атырау, но и на трассах междугороднего сообщения. Вместе с проверяющими в один из рейдов отправился и корреспондент «АЖ».

По данным Управления Административной полиции с начала этого года были зафиксированы ДТП на трассах:

Атырау – Астрахань (на отрезке от кольцевой на выезде из города до границы с РФ) – 14 ДТП, 22 пострадавших, 2 человека погибло.
Атырау – Уральск (на отрезке от кольцевой на выезде из города до границы с ЗКО) 18 ДТП, 32 пострадавших, 9 погибших.
Атырау – Актобе (на отрезке от Маката – до границы с Актюбинской областью) – 3 ДТП, 6 пострадавших, 1 человек погиб.
Доссор – Кульсары – Бейнеу – 11 ДТП, 14 пострадавших, 21 погибший.
Всего нарушений ПДД, зафиксированных за 7 месяцев этого года, – около 23 тыс., из них превышение скоростного режима – более 10 тыс., управление автотранспортным средством с не пристегнутым ремнем безопасности -более 3800, выезд на встречную полосу – 21, управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии – 461.
За 7 месяцев было выявлено ВСЕГО 6 фактов нелегального извоза пассажиров.

«ОНИ ВСЕ - НЕЛЕГАЛЫ»

- В январе этого года на трассе Кульсары – Атыраулоб в лоб столкнулись КамАЗ и 7-местный минивэн. В результате страшного ДТП на месте скончалось 6 человек – пассажиры и водитель минивэна. Тогда было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 345 УК РК («Нарушение правил дорожного движения… повлекшее смерть двух или более лиц»). В ходе расследования причин ДТП выяснилось, что водитель минивэна, занимавшийся частным пассажирским извозом, только в течение прошлого года трижды привлекался к административной ответственности за нарушение скоростного режима. За систематические нарушения его направили на пересдачу экзамена по правилам дорожного движения. Сдать этот экзамен у него получилось только на четвертый раз. Роковая ли случайность, или вновь допущенная халатность обернулась смертью его самого и пятерых пассажиров, за которых он взял ответственность, посадив их в салон своего автомобиля, - рассказал на выезде на трассу Атырау - Кульсары старший инспектор управления административной полиции Кайрат АБДИГАЛИЕВ. - Еще одно трагическое ДТП со смертельным исходом с участием микроавтобуса на этой же трассе произошло летом прошлого года. Водитель Mercedes-Benz Vito не справился с управлением, и микроавтобус опрокинулся. В салоне находились шесть пассажиров, трое из них скончались на месте, еще один пассажир умер в больнице. Эти микроавтобусы на междугородних маршрутах для нас – настоящая головная боль.

Следует пояснить, что по результатам проведенного тендера, компанией, занимающейся регулярными автомобильными междугородними перевозками в настоящее время является ТОО «ЛаВаТранс». Водители частных микроавтобусов, курсирующих по автотрассам из Атырау в Уральск, Кульсары и другие населенные пункты, фактически являются нарушителями закона.

- Чтобы осуществлять пассажирские перевозки, каждый водитель должен иметь бортовой журнал с отметками о прохождении предрейсового медицинского освидетельствования, технического осмотра транспортного средства. Помимо страхового полиса ГПО, водитель должен иметь страховой полис ответственности перед пассажирами. И в обязательном порядке у перевозчика должно быть свидетельство на право обслуживания данного маршрута, выданное местным исполнительным органом. Закон РК «Об автомобильном транспорте» не допускает нерегулярных пассажирских перевозок в случае, если на маршруте осуществляются регулярные рейсы. А у нас в области законным перевозчиком на всех популярных направлениях является ТОО «ЛаВаТранс», поэтому все частные микроавтобусы работают нелегально. Ни у одного из них нет на руках ни одного из перечисленных мной документов, включая отметок о предрейсовом медосмотре и техосмотре. Эти нелегальные перевозчики никому не подотчетны. О какой безопасности пассажиров можно говорить в такой ситуации? – говорит Кайрат Абдигалиев.

Image 2

«ВИДИТЕ – СВАТОВ ВЕЗУ!»

По данным Департамента государственных доходов с начала года только в городе Атырау выявлено 883 таксиста, работающих без регистрации в управлении госдоходов. Наложено штрафов за осуществление незаконного коммерческого пассажирского извоза на сумму более 1 млн 200 тыс. тенге.

Пост проверяющих разместился сегодня на трассе Атырау – Кульсары. Первым они остановили и проверили автобус официального перевозчика «ЛаВаТранс», следовавший по маршруту «Атырау - Доссор - Кульсары». Проверка документов не выявила никаких нарушений.

Минут через десять проверили документы у водителя автобуса маршрута №54 «Дина – Бирлик – Новокирпичный». Вроде все было в порядке, но у него не оказалось свидетельства на право обслуживания данного маршрута. Водитель объяснил, что свидетельство есть, но он просто оставил его дома.

- Мы составили протокол. За провоз пассажиров без этого свидетельства предусматривает штраф в размере 5 МРП. Протокол направим в управление ЖКХ, транспорта и автомобильных дорог, и станет ясно, имел ли водитель право работать на этом маршруте, - говорит Кайрат Абдигалиев.

Следующим сотрудники административной полиции остановили микроавтобус Toyota Hiace. Водитель показал водительское удостоверение, техпаспорт, страховки.

- Куда едем? Кого везем? – спросил инспектор

- В Доссор едем. Родственников в гости везу, - не замедлил с ответом водитель микроавтобуса. - Вот, сами посмотрите.

Водитель по-хозяйски открыл дверь. Заглянув в автосалон, инспектор поинтересовался, куда едут пассажиры, оплачивали они проезд. Все пассажиры дружно замотали головами и подтвердили слова водителя. Микроавтобус отпустили…

- Мы понимаем, что этот водитель занимается незаконным коммерческим извозом. Но доказать это не можем. Ведь очевидно, что он предупредил пассажиров, что полицейские спросят об оплате, - посетовал Абдигалиев.

Чуть позже был остановлен минивэн Mercedes-Benz Vito. Молодой водитель на стандартный вопрос инспекторов - кого везешь? - дал ожидаемый ответ, что везет родственников на семейное торжество. Денег с пассажиров он не брал. Но один из пассажиров выдал водителя. Он признался, что при посадке оплатил за проезд 1000 тенге. Тогда водитель поспешил показать патент на предпринимательскую деятельность. Свидетельства на право обслуживания маршрута у него, разумеется, не оказалось.

- Странные у него документы. Патент выдан на осуществление пассажирских перевозок на автобусе, а категория, обозначенная в его водительском удостоверении, не дает ему права на вождение автобуса. Нет разрешения на коммерческую перевозку пассажиров по данному маршруту. Про бортовой журнал, медицинское освидетельствование и прочее я вообще молчу, - пояснил инспектор, оформляющий протокол.

Пока заполняли протокол, на подмогу парнишке из города примчался отец, который очень эмоционально пытался объяснить инспекторам, что сын оплачивает налоги, поэтому нечего придираться по мелочам. Но дело будет передано в административный суд, водителю грозит штраф в 10 МРП.

- А если, уплатив штраф, водитель снова сядет за руль и продолжит незаконные перевозки?

- Если такое же нарушение будет нами зафиксировано повторно, сумма штрафа может увеличиться до 15 МРП.

Кстати, после оформления протокола микроавтобусы и другие нарушители следовали дальше до конечного пункта.

После проверки минивэна на трассе перестали появляться микроавтобусы. Инспекторы предположили, что водители предупредили своих коллег о проверке на трассе, и последующие минивэны выезжают сейчас из Атырау по объездной дороге через элеватор. Поэтому пост переехал дальше по трассе, чтобы перехватить нелегалов с объездной.

Предположения инспекторов подтвердились сразу. С объездной дороги на трассу выехал микроавтобус Toyota Hiace. При проверке у водителя не оказалось документов на право обслуживания маршрута, на предпринимательскую деятельность, страхового полиса об ответственности перед пассажирами. И, конечно же, он стал горячо убеждать инспекторов, что везет людей бесплатно.

- Не верите? Спросите сами! Это кудалар, кудалар! – суетился он, открывая дверь своего микроавтобуса.

Люди в салоне согласно закивали ему. Но после того, как двое пассажиров честно сказали, что оплатили за проезд по 1200 тенге, остальные пассажиры тоже признались, что никакие они не сваты водителю, а вполне платежеспособные клиенты. Так и записали в протоколе.

Image 3

МАФИЯ БЕССМЕРТНА

- Все знают, что на площади перед автовокзалом стоят десятки таких микроавтобусов, собирают пассажиров и, получается, нелегально везут людей из Атырау в Кульсары, Доссор, Уральск, Бейнеу. Почему бы не пресекать их незаконную деятельность прямо здесь, до отправки в путь? – поинтересовалась я у Абдигалиева.

- Там, на площади автовокзала собирают пассажиров. Пассажиры не дают деньги напрямую водителям. Оплата идет через так называемого диспетчера-зазывалу. Водители предупреждают пассажиров о проверках и просят, чтобы те отвечали инспекторам, что они родственники, что ничего не платили. Доказательной базы у нас нет никакой в такой ситуации. Но регулярно мы туда выезжаем, проводим профилактические беседы.

Не первый год ведет войну с нелегальными перевозчиками директор ТОО «ЛаВаТранс» Вадим СИНКЕВИЧ.

- Выиграв тендер на обслуживание междугородних маршрутов, мы взяли на себя ряд обязательств, которые неукоснительно исполняем, соблюдаем все меры безопасности, исправно оплачиваем все налоги. Одно из условий, предъявляемых нам на тендере – полное обновление автопарка. В этом году мы закупили и выпустили новые комфортабельные автобусы со смягченной отделкой салона, двойными стеклопакетами, мощными кондиционерами, камерами видеонаблюдения, телевизорами, удобными сидениями, туалетами. Все эти автобусы приобретены в лизинг, и нам необходимо за них рассчитываться. В планах дальнейшее обновление автобусов на всех остальных маршрутах. Это большие затраты. Но при сложившейся ситуации практически все маршруты для нас получаются нерентабельными. Мы видим каждый день, как слаженно и организованно работают нелегальные перевозчики на микроавтобусах. Тут же на площади перед автовокзалом они зазывают пассажиров и собирают полные автосалоны. Только в направлении Атырау – Кульсары ежедневно курсируют порядка 20 нелегальных микроавтобусов. И отправляются они при заполнении салона. В то время как наши автобусы ездят строго по расписанию. И зачастую при наличии 50 посадочных мест, мы отправляемся с десятью-двадцатью пассажирами. При этом нелегалы умудряются за день сделать по 2 – 3 рейса, а большинство из них даже не зарегистрированы как предприниматели, а соответственно не выплачивают никаких налогов со своей деятельности.

При этом власти крайне строго следят за работой официального перевозчика, соблюдающего все требования, и закрывает глаза на нелегальных перевозчиков, которые работают вполне открыто.

Проведение всевозможных рейдов, профилактических мероприятий – это хорошо, но чтобы искоренить незаконную деятельность нелегальных перевозчиков, работа должна проводиться систематически. Контроль в данном случае очень слаб и малоэффективен. Практически ежедневно мы сообщаем в правоохранительные органы о погрузке пассажиров в нелегальные микроавтобусы на автовокзале Кульсары. Наряд полиции приезжает, минут на 20 разгоняет эти микроавтобусы. Как только патруль уезжает, они собираются снова. Буквально на днях наша камера видеонаблюдения зафиксировала картину, как из прибывшей по нашему вызову патрульной машины не вышел ни один полицейский. Водитель подошел к полицейской машине, дружелюбно пообщался с сотрудником полиции и пошел дальше собирать пассажиров. А патрульная машина спокойно уехала. Это о чем-то, наверное, говорит?

Image 1

К слову, я побывала на площади перед автовокзалом на следующий день после выхода в рейд. Здесь было так же оживленно. В местах парковки нелегальных микроавтобусов все так же громко зазывали пассажиров.

Тамара СУХОМЛИНОВА

Фото автора

30 августа 2015, 20:39

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz