Атырау, 16 апреля 23:05
 ясноВ Атырау +20
$ 448.56
€ 478.03
₽ 4.79

Между садиком и школой

11 242 просмотра

Подготовка детей к школе – самый актуальный для родителей вопрос. Чем отличается программы в нулевых классах школ и в детских садах, необходимо ли нанимать репетитора, чтобы быть уверенным в знаниях своего чада? Эти и другие вопросы мы направили главному специалисту дошкольного отдела гороо Гульнар ДЖУЛМУХАНОВОЙ.

СТАРШУЮ ГРУППУ НЕ ОТМЕНЯТ

Ближе к весне воспитатели зачем-то начинают говорить о том, что в новом учебном году подготовка к школе в садиках вестись не будет. Эти разговоры в последние годы стали уже привычными, родители даже высказывают предположение, что делается это для того, чтобы как можно больше детей ушли из садика. Некоторые не выдерживают и, схватив ребёнка за ручку, бегут сдавать документы в нулевой класс. Те, кому некуда пристроить малыша после обеда, вынуждены оставлять детей в садиках, уповая на их природный интеллект и с дальним прицелом нанять репетитора летом перед школой.

Вот и на этот раз в редакцию обратились несколько родителей с просьбой объяснить, почему в следующем учебном году в детских садах не будет старших групп. Такую информацию они получили от воспитателей.

Но на самом деле, по словам Гульнар Джулмухановой, в данное время нет никакого приказа о закрытии старших групп. А значит, они будут функционировать, как и прежде.

Воспитание и обучение детей в дошкольных учреждениях города сегодня ведется по «Государственным общеобразовательным стандартам образования соответствующих уровней образования», утвержденным постановлением правительства от 23.08.12. В детсадах функционируют перваямладшая группа, вторая младшая группа, средняя группа, старшая группа, предшкольная группа.Первые младшие группы работают по программе «Алғашқы қадам» для детей раннего возраста (от года до трёх), вторые младшие и средние - по программе «Зерек бала» (от 3 до 5 лет), старшие –по программе «Біз мектепке барамыз»  (5-6 лет).

В некоторых детсадах города  функционируют предшкольные группы, они работают по «Программе предшкольной подготовки детей 5-7 лет». Задача такая же, как в старших группах – «обеспечить развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста и подготовить к последующему школьному обучению».

Кроме того, в нескольких детсадах Атырау нет даже старших групп. В частности, это садики №№12 и 22. Они рассчитаны на 4 группы (малокомплектные). И после окончания средней группы детей направляют в старшую группу в ближайшие детсады, или же родители отдают их в нулевые классы школ.

В этом году старшая группа  откроется и в детском саду №25 «Еркемай». На следующий год планируем открыть старшие группы в детсадах №12 и №22. Принуждать родителей забирать детей по окончании  средней группы сразу в нулевой класс никто не имеет права. Родители отдают детей в нулевые классы по желанию,– говорит Гульнар Джулмуханова.

«ТЕСТИРОВАНИЯ НЕТ, ЕСТЬ СОБЕСЕДОВАНИЕ»

– Чем новая учебная программа «Біз мектепке барамыз» для старших групп (5-6 лет) отличается от старой «Программы предшкольной подготовки детей 5-7 лет» для предшкольных групп?Специалисты утверждают, что она легче: вместо всего алфавита дети учат только 18 букв, вместо книг используются другие учебные пособия, тетради и т.д.

– Новая программа «Біз мектепке барамыз»  разработана согласно госстандартам, которые учитывают возрастные особенности детей каждого возраста. Для каждой программы разработаны методические рекомендации и рабочие тетради для детей. Действительно, учебное пособие, рабочие тетради отличаются, но обе программы подразумевают подготовку детей к школе.

– Если сейчас детей в садиках будут готовить к школе по облегченной программе, а в нулевых классах школ останется прежняя программа, то у детей будет большая разница в знаниях. Какие меры будут предприниматься для того, чтобы этого избежать?

– В детских садах, кроме занятий, утвержденных по программе, педагогами проводится дополнительная работа во второй половине дня по интересам детей.

Воспитатели откровенно предупреждают, что если родители хотят отдать детей в лицей или гимназию, им нужно нанимать репетитора, чтобы заниматься с ребенком дополнительно.  Как вы это можете прокомментировать?

– Так как детский сад посещают дети с разным уровнем развития, то и программа, как в детском саду, так и в школе, усваивается по-разному. Поэтому репетиторство с ребенком – это по желанию родителей.

– В последнее время всё больше родителей отдают детей в нулевые классы и обучающие мини-центры при школах. Сколько нулевых классов и мини-центров действовало в прошлом учебном году и работает сейчас в городе?

–В 2013 году в городских школах было 198 нулевых классов, в них обучались 4 311 детей, в 2014-2015 годах нулевых классов стало  больше – 225, в них получают знания 5 225 детей. В 2013 году мини-центры работали при 39 школах, в них занимались         1 609 детей, а в текущем учебном году в 40 мини-центрах учатся      1 620 детей. Обучение  и воспитание детей в возрасте от 3 до 5 лет бесплатное.

– Изменятся ли требования к детям, поступающим в первый класс? На основании приказа министра образования и науки от 29.06.07, в первый класс принимаются дети, достигшие к 1 сентября текущего учебного года возраста 6 лет, независимо от уровня подготовки. При приёме в первый класс запрещается проведение экзаменов, зачетов, тестирования. Однако всем известно – для того чтобы поступить в гимназический класс, дети проходят т.н. «собеседование». А на самом деле это тестирование – они должны уметь списать текст с доски, считать, бегло читать простой текст и т.д.

– Школы-лицеи, гимназии на основании Устава школы проводят собеседование при приеме детей в 1 класс, но не тестирование. Требования при прохождении собеседования соответствуют необходимым знаниям у детей 6-летнего возраста.

ГЛАВНОЕ ПСИХОЛОГИЯ

– Старшая и предшкольная группа – это все-таки разные вещи, – делятся своим мнением опытные педагоги. Хотя отмечают, что подготовка детей ведется во всех возрастных группах, и программа, четко разграниченная по возрастам, улучшает образовательный процесс. После окончания старшей группы дети могут идти в предшкольную группу, нулевой или первый класс – по желанию родителей. Однако детей, которым на 1 сентября будет полных 6 лет, вежливо просят покинуть стены дошкольного учреждения.  

Впрочем, опытные педагоги уверены, что готовность ребенка к школе выражается не в знании алфавита или умении складывать и вычитать, а в психологической и эмоциональной зрелости. И в доказательство приводят слова известного дошкольного психолога Л. А. Венгера: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; познавательной активности; речевого развития. Ребенок должен знать, в какой стране, городе он живет, знать, где правая сторона и левая, уметь объединить предметы в одну группу по определенному признаку, пересказать небольшую историю и т.д. А эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включая способность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

26 марта 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz