Атырау, 19 апреля 23:23
 ясноВ Атырау +27
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

Кнут председателя

3 593 просмотра

Ветеран тыла 80-летний Базар БЕКМАГАМБЕТОВ (на снимке) вместе со своим поколением, чьё детство пришлось на годы войны, пережил все тяготы того времени.

Супруга умерла, он живет со своим приемным сыном Нуртаем в селе Елтай Индерского района. Базару ага уже трудно вставать, голос его слаб, но он обрадовался нашему визиту и охотно поделился воспоминаниями.

– Когда началась война, мы жили в местечке Кызылтобе. Мои родители пасли колхозный скот. Я был мальчишкой, когда началась война, но понимал, что пришла большая беда. Отец ушёл на фронт в 41-м году, мать осталась с маленькими детьми, ей, конечно, было очень тяжело,– говорит Базар ага. – В 43-м году нам пришло два письма: одно – благодарственное от командира, в котором он сообщал, что наш отец воюет геройски, а второе – от отца. И это была последняя весточка от него, вскоре он пропал без вести...

Мальчишке Базару пришлось быстро повзрослеть. После того как закончилась война, легче не стало. Мужчины погибли  на фронте, и в работу по «восстановлению разрушенного войной хозяйства» вынуждены были впрячься женщины, старики и дети. Базар уже в 10 лет стал помощником чабана. Время было голодное, питались в основном кумаршыком (дикое злаковое растение, растущее на барханах, вкусом напоминает просо). И при всём при этом мальчишка хотел учиться.

– Мы с одним моим ровесником ездили в школу, которая находилась в нескольких километрах, на верблюде. Я успел выучить несколько букв, а моему другу учёба совсем не давалась, учительница всё время его ругала. Ему это надоело,  он плюнул да и бросил школу. И я вместе с ним. Конечно, это было ребячество (смеётся). Пару месяцев пас скот, но меня тянуло к учёбе. Сел на верблюда, поехал. Смотрю – догоняет меня на лошади председатель колхоза. Говорит: «Не будешь учиться, здесь ты нужнее, возвращайся обратно, будешь пасти скот». Я не послушался, поехал дальше. Тогда председатель стал бить меня кнутом. Сильно побил, пришлось вернуться. Защитить некому, отец-то не вернулся с войны. Мы пасли скот, собирали сено. Это была тяжелая работа для детей, мы ведь были детьми, и мы так работали и зимой, и летом.

Однажды меня вызвал председатель и сказал: «Поедешь работать в Новосибирск». Тогда мне было 16 лет. Я отказался. Председатель разозлился, бранил меня, но я стоял на своём. Хорошо, что нашёлся другой желающий поехать, и меня оставили в покое. Позднее меня отправили в Кулагино на трехмесячные курсы трактористов. Я был тогда неграмотным, даже имя своё не мог написать. Но на курсах очень внимательно слушал нашего инструктора, старался всё запоминать, был прилежен на практических занятиях. В общем, получил свидетельство и приехал в свой колхоз на тракторе.

– А как вы научились писать?

– Уже в армии. Во время службы в городе Томске записался на курсы грамотности, научился читать и писать. И уже через какое-то время смог сам писать письма домой. Позже обучался в вечерней школе, окончил курсы водителей. И всю жизнь проработал шофером, с этой работы и вышел на пенсию.

Вот такая история жизни – одна из многих и многих жизненных историй того поколения.

Ляззат КАРАЖАНОВА

18 декабря 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz