Атырау, 19 апреля 14:16
 ясноВ Атырау +23
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

Как общага вышла на площадь

9 657 просмотров

От декабрьских событий в Алма-Ате нас отделяют уже 28 лет. Мы беседуем с одним из свидетелей и участников, жителем Махамбетского района Ибатоллой ДАУЛЕТОВЫМ (на снимке).

– Я тогдапродолжал учебу в Алма-Атинском зоотехническо-ветеринарном институте после годичного академического отпуска. Однокурсники, шутя, называли меня «шал», потому что мне было уже 29 лет, а им по 22-23. Я был старостой, председателем студенческого совета в общежитии, в общем, что называется, активно участвовал в общественной работе. О снятии Динмухамеда КУНАЕВА с должности Первого секретаря и о выходе на Новую площадь первых групп студентов я узнал 16 декабря в доме моего друга Асета, который он арендовал в микрорайоне Горный гигант. Когда стемнело, я приехал в общежитие, и однокурсники сообщили, что меня искали двое парней на черной «Волге». Через некоторое время эти двое снова приехали, молодые люди в черных костюмах и галстуках. Отведя меня в сторону, они сказали: «Вы среди студентов самый старший и самый уважаемый. Завтра помогите собрать всех парней и выйти на площадь». Я не стал спрашивать, кто они и откуда, а они сами тоже ничего про себя не сказали, но я согласился выполнить эту просьбу, потому что чувствовал в себе потребность что-то сделать: назначение никому не известного Колбина, никогда не имевшего отношения к Казахстану, воспринималось мной как пощёчина. В ту ночь я обошел все комнаты в общежитии – у ребят были такие же настроения, долго уговаривать никого не пришлось.

Наутро вы поехали вместе с ними?

– Нет, чуть позже. Сначала поехал в институт, там народу было не очень много – только алма-атинцы и те, кто арендовал квартиры в столице. Поговорил с ними, они тоже согласились, что нельзя оставаться в стороне. Вместе поехали на площадь. Она была оцеплена войсками, туда не пускали. Мы говорили им: «Пустите, вы же казахи!», но безрезультатно. После этого в общежитии ввели комендантский час. Студентов не выпускали на улицу, двери не открывали. Но несмотря на это ребята спускались на скрученных простынях через балкон и держали связь с площадью. Мы с женой жили в одной комнате и ждали студентов с площади с готовой едой и нужными лекарствами. Помогали как могли тем, кого избили солдаты и «дружинники». На нашем курсе были боевитые парни, отслужившие в армии, они так просто себя в обиду не давали. В наших комнатах было полно дубинок, которые они отняли у милиции.

...Когда мы еще раз ехали на площадь, то увидели, как из специального автобуса высадились два-три десятка милиционеров и стали бить, пинать казахских девушек, таскали их за волосы. Нас как подбросило, кинулись туда, дали бой этим «джентльменам». Бой был коротким, они спешно погрузились в свой автобус и дали драпака.

Были ли пострадавшие среди ваших сокурсников?

– Фамилии многих я уже забыл. Парень по имени Жарас пришел весь окровавленный. Мы, как могли, сами ему помогли. Еще один наш парень, Алмас из Джезказгана, был арестован, потом его осудили на 12 лет. Но он просидел 4 года, затем его выпустили. Сейчас ничего про него не знаю. Со многими нашими тогдашними друзьями связь потеряна.

...А что касается тайной просьбы тех двух людей в чёрных костюмах – она так и осталась тайной для студентов из нашего общежития. К тому же, даже если бы и не было этой просьбы, мы всё равно не остались бы безучастными к тому, что происходило в столице в те декабрьские дни.

Ляззат КАРАЖАНОВА

18 декабря 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz