Атырау, 19 апреля 22:27
 ясноВ Атырау +19
$ 447.40
€ 477.55
₽ 4.76

«Цена на бензин в Казахстане со временем увеличится»

8 015 просмотров

Узакбай КАРАБАЛИН.Узакбай КАРАБАЛИН.заявил в своем интервью «АЖ» на прошедшей в рамках межгосударственного Форума выставке «Инновации в углеводородной сфере» первый вице-министр энергетики Узакбай КАРАБАЛИН.

«МЫ ДОЛЖНЫ ВЫРАВНИВАТЬ ЦЕНЫ С РОССИЕЙ»

– Дефицит ГСМ прекратится после того, когда будут реконструированы все три наших нефтеперерабатывающих завода. Заводы работают на полную мощь, реконструкция производится параллельно, без остановки.  Она позволит, во-первых, увеличить объемы переработки – они обеспечат Казахстан нефтепродуктами полностью. Во-вторых, реконструкция направлена на повышение качества и обеспечение выпуска нефтепродуктов стандартов Евро-4 и Евро-5.

– Когда это произойдёт?

– В 2016 году ожидаем завершения реконструкции – значит, с 2017 года. До того проблему дефицита будем решать, как решали уже много лет: около 30 процентов топлива мы получаем по договоренности из России. У нас есть межправительственные договоренности, индикативный баланс, по которому мы имеем возможность получать беспошлинно около миллиона тонн и больше полумиллиона тонн дизтоплива. Но в этом году произошли несколько аварий на заводах России, включая Ачинский, который сейчас уже запускается, но на тот период объёмы выработки снизились. Это пришлось на июль-август-сентябрь. Вот этот дефицит совпал с большими объёмами расходов на уборочные работы в сельском хозяйстве; кроме того, российские поставщики не смогли нас обеспечить в тех объёмах, по которым у нас были договоренности. Сегодня ситуация нормализуется, поступления уже идут, думаю, во второй половине октября этот вопрос мы решим.

– Вы сказали, что 30 процентов от потребности топлива мы покупаем в России, стоимость на бензин в которой значительно выше, чем у нас (бензин 92 марки стоит в РФ 150-160 тенге). Значит ли это, что цена на наш бензин тоже начнет «догонять» соседские?

– А вы как думаете, если мы берем у России 30 процентов наших потребностей дорого, а здесь продаем дешево, что будет в будущем? Я думаю, мы должны как-то выравнивать свои цены.

– До уровня российских?

– Или Россия до уровня наших.

– Но это вряд ли.

– Ну почему, мы же в союзе (Таможенном), сейчас будем интегрироваться и приближаться друг к другу…

– То есть вы считаете, что повышение неизбежно?

– Я думаю, со временем должно быть повышение цен. Вам известно, что самая низкая цена на бензин в ближнем и дальнем окружении 30-40 стран – у нас? И сегодня Казахстан является дешевой автозаправочной станцией для евразийского пространства, потому что идут очень большие объемы грузопотока, и все стараются на последней капле добраться до границы Казахстана,  заправиться здесь полностью и выходить уже с полными баками. А вы знаете, что эти большие фуры заправляются до тонны? Сегодня НК «Казмунайгаз» по поручению правительства покупает где может бензин и продает здесь дешевле, себе в убыток. Но как долго можно работать в таком режиме – вопрос.

– После уборочной дефицит спадет?

– Да, конечно, особенно по дизтопливу.

(Между тем всего несколько дней назад в интервью другому изданию Карабалин утверждал, что подорожания бензина «в стране не ожидается, так как правительство высказало свое несогласие». Похоже, правительство артачилось недолго.)

«НЕ МОГУ СКАЗАТЬ ЗА МАРЖЕРИ»

– В одном из своих публичных выступлений вы упоминали о санкциях, предусмотренных СРП по Кашагану в отношении виновника в срыве начала коммерческой добычи нефти.

– Если после 1 октября 2013 года подрядчик (скорее всего, вице-министр подразумевает Северо-Каспийский консорциум.З. Б.) не успел обеспечить коммерческую добычу, в дальнейшем все работы по достижению коммерческой добычи станут невозмещаемыми расходами (то есть государство не будет возмещать эти расходы за счет добычи нефти.З. Б.). Поэтому все работы, которые ведутся сейчас, невозмещаемы. Подрядчик должен возмещать эти работы из своего кармана.

(Напомним, ответственный за этот этап работ, или т. н. первую фазу – агент «Аджип ККО». Значит ли это, что затраты лягут на плечи итальянцев, поскольку и генеральный подрядчик, укладывавший злополучные трубы, компания « Сайпем», тоже из Италии? Одна из кашаганских тайн на сегодня – кто ответит за низкое качество сварных работ. Как уже признал официально консорциум, более 90% утечек произошли именно из межтрубных швов. Но имени того, кто отвечал за этот блок работ, не называет никто. Вице-министр энергетики тоже предпочел уйти от прямого ответа на вопрос об исполнителе сварных работ.)

– То есть подрядчик будет возмещать эти 200 км трубопровода из своего кармана?

– Да, однозначно. Все затраты, включая трубопроводы, невозмещаемы.

– Кто этот подрядчик? Трубопроводы оказались несоответствующими той нагрузке, которая на них легла. Кто ответственен за это, будут ли к виновнику применены санкции из-за срыва сроков начала добычи,  упущенных выгод?

– Подрядчик отвечает перед консорциумом, а консорциум перед нами.

– Подрядчик или субподрядчик?

– Да, субподрядчик.

– Не так давно вы называли сроки начала коммерческой добычи – 2016 год. Но глава одного из агентов консорциума, французской компании Total сказал в интервью французскому журналисту, что это случится не ранее 2017 года.

– Не могу сказать за Маржери (генеральный директор концерна Тоталь Кристоф Маржери), я ориентируюсь на то, что говорит нам консорциум как представителям государства. Мы обозначили 16-й год.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

1 октября 2014, 12:12

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz