Атырау, 29 марта 05:20
 ясноВ Атырау +4
$ 448.15
€ 483.46
₽ 4.86

Махамбет ХАКИМОВ: «Экология для нас–вопрос жизни и смерти»

12 133 просмотра

Руководитель ОО «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ (на снимке) резонно заметил, что в недавнем отчёте акима области («АЖ» №30 от 26.07.12, «Как дела? Лучше всех») не нашлось места  экологическому разделу. Между тем ситуация угрожающая.

 

ВНЕ РАЗУМНЫХ ПРЕДЕЛОВ

Махамбет Галымжанович, вы неоднократно предупреждали о негативных последствиях для окружающей среды Кашаганского проекта и проекта Будущего расширения на Тенгизе. Но опыт показывает, что мнение общественности власть не волнует. Нам говорят только об экономической и социальной выгоде этих проектов для Казахстана и для нашего региона в частности.

– Никто не против экономического развития – речь только о том, чтобы эксплуатировать природные богатства в разумных пределах. В частности, наш известный учёный академик Муфтах ДИАРОВ настаивает на том, что добыча нефти на Тенгизе и Кашагане не должна превышать 15 млн тонн в год. Но в ближайшее десятилетие ТШО планирует добывать до 36 млн тонн в год, Северо-Каспийский консорциум – до 130 млн.

Между тем установлено, что выбросы от деятельности нефтяных предприятий составляют практически 80% от всех выбросов в атмосферу. Выделяются твёрдые частицы, сернистый ангидрид, окись углерода, оксиды азота, углеводороды, что приводит к интенсивному загрязнению воздушного бассейна не только на территории месторождений, но и в населённых пунктах далеко за пределами санитарно-защитной зоны.

Помимо уже упомянутых загрязняющих веществ (ЗВ) имеется ещё более 70 наименований различных вредных веществ: формальдегид, фтористый водород, соединения свинца, аммиак, фенол, бензол, сероуглерод и другие токсины. Однако именно концентрации главных ЗВ (диоксид серы и прочие яды) наиболее часто превышают допустимый уровень. Из всех выбрасываемых ЗВ на долю факельных хозяйств приходится 47,2%, на дымовые трубы – 39%, на остальные источники загрязнения – 13,8%.

В составе этих ЗВ некоторые вещества являются трудно разлагаемыми, например H2S не разлагается в течение суток и распространяется на 700-800 км, а окись углерода не разлагается до четырёх суток. Таким образом, идёт постепенное накопление на территории Прикаспия множества опасных серосодержащих и азотосодержащих веществ.

Что касается социальных отчислений компаний, то утверждается, что они осуществляются из их средств, но это не так. Любой их социальный проект на самом деле финансируется (компенсируется) из казахстанской доли нефтедоходов, то есть в конечном счёте – за счёт самих же казахстанцев.

 

СОЖЖЁННЫЕ СТАНЦИИ

Насколько мне известно, самым неблагополучным в экологическом отношении является Жылыойский район, где уже около 20 лет интенсивно разрабатывается Тенгизское месторождение. Впрочем, нефтедобыча идёт в 4 из 7 районов нашей области.

– Начиная с 1993 года (начало работы ТШО на Тенгизе) зарегистрировано 620 случаев залповых выбросов ЗВ, происходящих в основном в ночное время. При этом почти 170 тысяч тонн ЗВ (с 1993 года) ушло в окружающую среду именно с факелов ТШО. А ведь ещё в 1988 году вокруг Тенгизского месторождения было установлено 30 станций контроля окружающей среды (СКОС). Но после опубликования достоверных сведений эти станции в конце 1990-х годов были сняты с обслуживания ТШО, их сейчас осталось только 14, остальные сожжены или разграблены. Та же участь постигла сейсмостанции советских времён (они почти ежедневно сообщали о техногенных землетрясениях в 2-4 балла) – их тоже уничтожили в конце 1990-х годов. Экологи предлагают немедленно восстановить все станции контроля за окружающей средой.

Вряд ли ТШО горит желанием их восстанавливать…

– Отмалчиваются. В итоге, по данным академика М. Диарова, с 1993 по 2011 год Тенгизшевройл выбросил в атмосферу 1,2 млн тонн ядовитых веществ, чтобы добыть 230 млн тонн нефти, т. е. на 1 тонну нефти приходится 4 кг 360 г ЗВ – при норме 2,25 кг. И всё это сказывается на здоровье населения. Так, по данным медиков, за последние годы общая заболеваемость жителей города Кульсары, а это ближайший к Тенгизу крупный населённый пункт, выросла в десять раз.

Факелы на Тенгизе.

УСНУТЬ И НЕ ПРОСНУТЬСЯ

Практически ежегодно в вахтовом посёлке ТШО умирают работники. Засыпают после смены, чтобы уже не проснуться.

– В начале 2000-х годов по распоряжению тогдашнего акима области И. ТАСМАГАМБЕТОВА была создана специальная комиссия по изучению состояния здоровья жителей Жылыойского района и выяснению причин смертности местных жителей, работников Тенгизшевройла и подрядных организаций. К этому времени в посёлке Сарыкамыс, находящемся в двух десятках километров от Тенгиза, уже умерли 189 человек в возрасте от 24 до 53 лет.

В период с 1993 по 2000 год на Тенгизе умерли 64 работника ТШО. Смерть этих людей, устроившихся на работу совершенно здоровыми, о чём свидетельствовал предварительный медицинский осмотр, в большинстве случаев наступала от рака, инфаркта миокарда, острого нарушения кровообращения. А за период с 2000 по 2011 год подобная статистика тщательно скрывается. Но даже те случаи, о которых нам известно, уже свидетельствуют, что экология для нас – вопрос жизни и смерти.

Проведённым в середине 2000-х годов обследованием установлено, что в посёлке Сарыкамыс, посёлке ТШО, вахтовом посёлке Тенгиз ингаляционная нагрузка газовыми смесями на организм человека достигала от 8,5 до 12,1 ПДК/сутки. А наибольшая ингаляционная нагрузка химическими веществами (NO2, NH4, углеводороды) пришлась на рабочих в производственной зоне ТШО – до 40 ПДК, меньшая – у населения жилой зоны – до 2,0 ПДК/сутки.

Почему же тогда ТШО постоянно ссылается на данные неких исследований о том, что выбросы не превышают предельно допустимых норм?

– Дело в том, что ТОО «Мониторинг» и другие проводили исследования атмосферного воздуха по заказу ТШО. И у них удивительным образом всегда всё было в норме. А секрет прост: по «убедительной» просьбе ТШО цифры были округлены до допустимых ПДК.  В этом представители экологических подрядчиков ТШО признались нам лишь только после того как заказчик перестал их «кормить», т. е. исключил из числа своих исполнителей. А всякие «академические» институты за потакание желаниям ТШО несколько лет назад крепко получили по шапке от властей, вплоть до угрозы лишения их лицензий на такую «научную» деятельность.

 

ШТРАФЫ ВОЗДУХ НЕ ЗАМЕНЯТ

На недавнем круглом столе, где компания KPI презентовала проект газохимического комплекса, экологи подняли вопрос о недоступности для них информации о суммарных выбросах предприятий. Кто занимается подсчётом выбросов, и действительно ли эта информация настолько закрыта?

– Этот вопрос надо адресовать специальным ведомствам и институтам, занимающимся контролем за атмосферным воздухом. Их информация поступает в соответствующий департамент областного акимата. Кстати, по его данным, в 2011 году в Атырауской области общий валовой объём выбросов ЗВ в атмосферу составил 107 368 тонн, в том числе из стационарных источников 97 313 тонн и из передвижных – 10 055. Основная доля всех выбросов приходится на нефтегазовую отрасль.

По сообщению прокуратуры области, общая статистика за последние годы свидетельствует о стабильном увеличении выбросов общего объёма ЗВ в атмосферу. Так, объём выбросов в ТШО в 2011 году по сравнению с 2010-м увеличился на 0,4%, в ПФ «ЭмбаМунайГаз» – на 74%, в АО «КазТрансОйл» – на 14%, в компании «Норт Каспиан Оперейтинг Компани» – на 27%. Негативное воздействие на окружающую среду оказывает и сжигание попутного газа на факелах ТОО «Тенгизшевройл» и ПФ «ЭмбаМунайГаз», хотя это запрещено законом РК. Именно за несанкционированное сжигание газа на ТШО в 2011 году наложены административные штрафы на сумму свыше 643 млн тенге и выставлены предписания о возмещении ущерба на сумму свыше 7 млрд тенге. Жайык-Каспийским департаментом экологии за 2011 год проведено 270 проверок в части охраны атмосферного воздуха, выявлено 188 нарушений, наложено штрафов на сумму свыше 1,6 млрд тенге, выставлено 148 претензий на сумму 14,1 млрд тенге. Между тем проверки прокуратуры показали, что отдел лабораторно-аналитического контроля Департамента привлекался только в 83 ревизиях (44%), хотя без его участия качественный контроль практически невозможен, а сведения подрядчиков ТШО, мягко говоря, не вызывают доверия. Возникает вопрос: почему это делается?

 

ЧЕМ МЫ ХУЖЕ ШТАТОВ?

Что нужно сделать, чтобы улучшить экологическую ситуацию в регионе?

– Это вопрос к госорганам, а общественные организации в своих рекомендациях давно говорят о необходимости: 1) пересмотра границ санитарно-защитных зон вокруг нефтегазовых предприятий с уточнением методов подсчёта эмиссии ЗВ и норм ПДК; 2) мониторинга достоверности замеров качества атмосферного воздуха, а за малейшее их искажение природопользователями – привлечения к уголовной ответственности (для этого есть недавние поправки к законам РК).

Вы говорите об ужесточении ответственности природопользователей. Но в Казахстане все «наезды» на нефтяные компании, заметьте, обоснованные, заканчиваются пшиком. Вернее, некоторыми экономическими уступками казахстанской стороне после переговоров на высоком уровне.

– Вопрос, конечно, интересный, но не ко мне. Скажу только то, что говорю уже не первый год: нужны отдельные договоры со всеми крупными компаниями о страховании населения и компенсациях в случае техногенных и экологических катастроф. И это надо делать сейчас, а не после того, как что-то случится. К слову, в США без такого договора вообще не допускаются никакие нефтеоперации.

Лаура СУЛЕЙМЕНОВА

2 августа 2012, 10:03

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz